(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96339378, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96339378, 'hit', window.location.href);

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

И что это вообще значит.

Многие воспринимают виртуальных помощников просто как исполнителей голосовых команд вроде «найди», «включи», «отправь». Но у виртуального помощника «Яндекса» — Алисы — есть эмоции и характер. Их визуальное воплощение называют дизайн-языком. Чтобы понять Алису лучше, поговорили с командой, которая работает над «чувствами» виртуального помощника.

Сергей Кондауров
Главный по интерфейсам Алисы и умных устройств
Денис Мосин
Арт-директор коммуникаций умных устройств и Алисы
Светлана Соколова
Продюсер умных устройств и Алисы

Что такое дизайн-язык

Есть несколько вариантов — понятие будет меняться в зависимости от ситуации.

Если бы мы выступали перед коллегами из других технологических компаний и уже не укладывались в тайминг, сказали бы так: это набор графических инструментов, с помощью которых «Яндекс» доносит видение и позиционирование продукта до аудитории.

Для TED Talks написали бы, что это визуальная интерпретация столпов, которые компания закладывает в бренд: форма, характер, способ коммуникации. Дизайн-язык Алисы — это визуальная история про технологию с человеческим лицом, которая бесшовно встраивается в повседневную жизнь пользователя и вызывает у него определённые эмоции.

Выступая на деловой конференции, выразились бы прямо: это способ повысить эффективность бизнеса. Если мы точно знаем, как должна выглядеть и вести себя Алиса и как реализовать это на практике, мы тратим меньше времени и денег на хаотичные проверки бесконечных идей и больше — на качественную доработку того, что уже оправдало себя.

Если представить, что Алиса — человек, то её дизайн-язык — это то, как она говорит и выражает эмоции, двигается, «одевается» и какое впечатление этим производит на других.

Странно говорить о движениях и одежде, ведь Алиса — виртуальный помощник. Но у любого такого ассистента есть графическое воплощение. В нашем случае это «окникс», или общая кнопка начала и конца слушания, — фиолетовый круг с белым медиатором внутри. Его размеры, цвет и анимация — это и есть элементы дизайн-языка: способы показать образ Алисы и её поведение.

Как менялся дизайн-язык

В 2017 году Алиса редко показывала характер. Когда Алису выпустили, она работала только в поисковом приложении «Яндекса». Тогда она умела слышать — то есть понимать устную речь. И реагировать — то есть выполнять поисковые запросы. К ней можно было обратиться через круглую фиолетовую кнопку с микрофоном внутри, но белый медиатор отражал только системные состояния: «слушает», «думает», «говорит», «ошибка».

В 2020 году мы начали визуализировать характер Алисы. На рынке стало больше виртуальных ассистентов, умеющих «слушать и реагировать». Чтобы выделить Алису на фоне других, мы решили придумать, за счёт чего можно показать её особенность — эмоциональность.

У помощника Google нет имени — это минималистичные геометрические фигуры в корпоративных цветах.

Siri от Apple — буйство градиентов, одинаково «пульсирующее» независимо от запроса.

Мы же решили развивать Алису как персонажа с характером: она энергична (отвечает на просьбы бодрым голосом), эмпатична (поддержит, если ей пожаловаться), умеет радоваться (например, когда слышит, что она красотка) и обижаться. А ещё способна обидеться, если назвать её Siri.

В том же году Алису попробовали «поселить» в колонке. Тогда мы готовили к выпуску новую колонку «Яндекс Станция Макс». Это первое наше аудиоустройство с LED-экраном. Изначально на экране хотели просто показывать справочную информацию — погоду или время. Но позже поняли, что с его помощью Алиса способна стать ещё человечнее: на экране можно отображать её пробуждение, когда пользователь зовёт на помощь или предлагает поговорить, и реакции на эти запросы.

Создавать маскота и рисовать «гуманоидный» образ мы не хотели. Кроме того, нас ограничивал размер экрана — 25х16 пикселей. Размышляя над образом Алисы, мы рассматривали три варианта:

  • Нечто под общим названием Персона. То есть любое живое существо, не обязательно человек, животное или реальный объект.
  • Эмодзи. Как в мессенджерах, символы из которых однозначно узнаваемы.
  • Абстракции. Бесформенные анимации, геометрические фигуры, то есть ассоциации, которые возникают в голове от словосочетания «Искусственный интеллект».

Все эти три вида такой, казалось бы, разношёрстной графики консистентно выглядят за счёт единого стиля моушен-дизайна и общей идеи игривости интерфейса: тучка колышется, цифры громкости крутятся как бы по невидимому барабану, Алиса, когда её зовут, показывает окникс и немного пританцовывает.

А ещё решили, что у колонки будут глаза, как в мультиках Pixar. Проработали кучу вариантов, но пользователям (все «пробные» запуски мы тестируем в сервисе «Толока») больше всего понравился результат третьей итерации. Первые глазки показались им слишком детскими, а по вторым люди не всегда считывали эмоции Алисы.

В 2022 году мы решили создать единый дизайн-язык Алисы. Она «жила» уже не только в поиске и колонках, но также в планшетах, компьютерах, телевизорах, других приложениях компании. А ещё в соцсетях, на посадочных продуктовых страницах и в офлайне — на упаковках устройств и брендированных стойках в магазинах.

Нашего тогдашнего набора фирменной графики — а это всего несколько отрисованных кнопок и палитра фиолетовых оттенков — было недостаточно.

И мы решили объединить все наработки в единый дизайн-язык, элементы которого могли бы использовать во всех устройствах и приложениях, а также «очеловечить» сам окникс.

Так, вместе с внешними консультантами мы окончательно определили, что фиолетовый круг — это среда обитания Алисы, или её дом, а белый медиатор — она сама. С того момента раньше скорее функциональный «центр» логотипа стал основой нашего продуктового брендинга и анимаций.

Чтобы подчеркнуть главенство Алисы на логотипе, мы увеличили размер белого медиатора, который до этого был пропорционален кругу. А ещё изменили оттенки «среды обитания» — заменили градиент на однотонный цвет. Для такого решения было несколько причин:

  • Градиент в нашем прежнем окниксе — тренд середины нулевых, а сейчас актуальны плоские формы и минимализм.
  • Старые оттенки в некоторых интерфейсах отдавали красным и конфликтовали с красным логотипом «Яндекса».

Сейчас однотонный фиолетовый цвет тёплого оттенка. В будущем заменим его на более холодный. Мы не стали переходить к холодному сразу, чтобы дать пользователю привыкнуть — ведь мало кто любит резкие перемены. Холодные цвета, как нам кажется, больше ассоциируются с «технологичностью», что важно, поскольку голосовой ассистент — это всё-таки технологический продукт. А «тепло» будем передавать через анимации самой Алисы.

Как у Алисы появились более сложные эмоции

В 2022 году Алиса вышла за пределы логотипа. Но треугольника в качестве персонажа было недостаточно. Нам хотелось придумать фирменный приём — анимационные фишки, благодаря которым даже системные состояния Алисы ярче выражали бы эмоции:

  • Если говорит, то будто периодически отводит взгляд — как при живом диалоге.
  • Если слушает, то всем «телом» показывает, что «впитывает» информацию.
  • Когда радуется — подпрыгивает.
  • Если не может выполнить запрос, краснеет.
  • Когда показывает свою симпатию, рисует сердечко.

Так у Алисы появилась «душа» в виде белого медиатора, которая может жить внутри фиолетового круга, а может — переходить из него в разные части интерфейса, перенося за собой пользователя.

С появлением «души» расширилось и пространство для дизайнерских решений: комета может опоясывать физическую коробку с колонкой, а может служить цветовым акцентом в рекламных кампаниях Алисы.

После перехода к новой концепции мы продолжаем расширять спектр эмоций.

В 2023-м Алиса будет развиваться и дальше. Основной вектор будет не на развитие количества эмоций, которые понимает и выражает Алиса, а на глубину ответов. Развитие виртуального помощника зависит от возможностей устройств, где она живёт. Например, размер телевизора значительно больше: это позволит нам делать ответы более полными и содержательными.

Алиса по-разному выражается в зависимости от среды и контекста, но остаётся единой. Чем больше сервисов и устройств будут её поддерживать, тем больше визуальных приёмов смогут отражать характер Алисы.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Белицкий

Огонь! Получилось очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
Gidwin

Заплатите мне за положительный комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья

Тут и добавить нечего. Хорошая работа

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Милявская

Алиса - топчик. И не только потому что мы с ней тезки 😅

Ответить
Развернуть ветку
Маркетинг и реальность

Мне понравилось ^_^
П.С.: отдельно попросите Алису перестать внезапно комментировать турецкие сериалы во время просмотра :D
Конечно, мало какая девушка способна устоять перед турецкими актёрами, но всё же)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kondaurov

Алисин guilty pleasure)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Наседкин

Ребята, вы молодцы, хорошая и большая работа!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Котов

Обожаю читать такие статьи. Вы, ребята, молодцы! Алиса - лучшее, что есть у Яндекса.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Аюпов

Большое спасибо за Алису)) Дома стоит Макс станция, очень удобный ассистент

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Звоник

А почему в Станции 2 отказались от эмоций на боковой панели?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kondaurov

Экспериментируем с разными форматами, смотрим на отклик пользователей. Процесс создания дейвайсов занимает годы и не всегда, когда делаешь новую штуковину, понятно что в предыдущей понравится/понравилось людям. Обещать ничего не могу, но видим как пользователям понравился дисплей на Максе :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ферма Киви

Вот тоже интересует, стоит вторая станция задавался этим вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
Alena Galina

Вот я понимаю, что мне не нужна вторая станция — но после вашей статьи очень захотелось :D

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Каменских

Дорогие сотрудники Яндекса, вы просто офигеть какие молодцы !!!!!! Удачи 😃

Ответить
Развернуть ветку
Храмова Алсу

Алиса такой продвинутой стала, скоро кожаных обгонит

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Грачев

вот вы говорите , говорите, а вдруг действительно так и будет

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shishow

Алиса. Помощник, который тупит, хамит и как-то раз на запрос "кто такие русские" ответила мне "народ, который раньше жил на территории РФ". Отдам "умную колонку" бесплатно :) у меня вроде бы одна из наиболее продвинутых моделей Imao

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Руднева

Лучший голосовой помощник!))

Ответить
Развернуть ветку
Ян Тюрин

на счёт лучший не знаю, но по интереснее других будет

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Solodkin Denis

ну выглядит реально очень прикольно)

Ответить
Развернуть ветку
Муравьёв Кондратий

вы красавчики!

Ответить
Развернуть ветку
Аргумент Молотова

у виртуального помощника «Яндекса» — Алисы — есть эмоции и характер.
Алиса почти человек

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Bychkov

Ах да! Раз уж.... в общем, почему нельзя с одной станции управлять другой в доме? Почему мне нужно идти с кухни в комнату, чтобы выключить там музыку? "Алиса, выключи станцию в комнате".

И звонилка яндексовская.... почему нельзя звонить со станции на станцию? Это же естественное разумное решение. Что мешает? Давно не хватает для созвона с командой, где все сидят по домам.

Ответить
Развернуть ветку
Yandex.Support

Здравствуйте! Чтобы управлять одной колонкой через другую, нужно просто попросить первую колонку, на которой играет музыка, включить музыку на второй.

К примеру, вы слушаете музыку на Станции Макс. Вы говорите ей: «Алиса, продолжи на Станции Лайт». На Станции Макс музыка прекращает играть, а на Станции Лайт — начинает. То же самое можно сделать, идентифицируя колонки по комнатам: «Алиса, продолжи на кухне».

Что касается звонков с одной Станции на другую, то это можно делать в рамках одного аккаунта, другому пользователю, увы нельзя позвонить, но мы записали ваше предложение. Постараемся порадовать вас в будущем :)

Ответить
Развернуть ветку
Ферма Киви

Люблю колонку Алиса, постоянно музыку включаю. Но не понятно почему на последней колонке отказались от дисплея, банально время, погода и какая-то индикация расширила функционал.

Еще из пожеланий сделать какую-то кнопку или жест, чтобы переключать музыку, иногда лень говорить "Алиса переключи".

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kondaurov

Про дисплей ответил выше)

Про жесты — пока не видел классной реализации, чтобы люди реально каждый день ими пользовались, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Кабешов

Нахуя, вы че рядом с ней сидите? У меня она на тумбе телика, я на диване, нахера к ней ходить. Тоже самое на кухне. На подоконнике.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yandex.Support

Здравствуйте! Спасибо за пожелание :)
Уже передали команде. Надеемся, что порадуем вас в будущих обновлениях Станций!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Chikov

Станция хорошая история для детей и возрастных людей - радио послушать там, сказку рассказать. Чего действительно сильно не хватает - работы с историей взаимодействия, например, уточнить какой трек играл вчера между 13 и 13-15. Или создавать последовательные сценарии голосом - типа включи сейчас то-то а затем через 15 минут понизь громкость на 2 и включи то-то. Последнее, например, при укладывании ребенка было бы весьма полезно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Ружнова

Очень классно и интересно, но можно столько же внимания уделять функционалу?)
Например, админские права на колонку у разных людей. У нас 2 колонки в доме: одна моя, вторая мужа. И вот либо мы их не можем спарить, потому что они в разных аккаунтах, либо муж не может ту же радионяню включить, если обе колонки в моем аккаунте

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабешов

@Яндекс
Передайте коллегам из Умного Дома чтобы наконец сделали возможность переставлять местами приборы как в Mi Home

Ответить
Развернуть ветку
Yandex.Support

Здравствуйте, Александр! Спасибо за пожелание 🙌 Мы записали и передали его команде Умного Дома. Ребята обязательно подумают над реализацией вашей идеи в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кошелев

Ну хз, попробовал я вашу Алису на десктопе - даже в пределах аккаунта, да что там аккаунта - двух сессий за 5 минут не помнит о чем разговаривали. Да и разговор так себе, по душам не выпить с ней 100 грамм. (/me воспитан в интернете на "народных" чатах).

Ответить
Развернуть ветку
Ферма Киви

Она раскрывается в виде колонки, в телефоне это не то, быстрее напечатать, чем сказать.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артур Османов

Комментарии тут оставлять можно?

Ответить
Развернуть ветку
Gidwin

Только положительные иначе расстрел

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gidwin

Самый ужасный пользовательский опыт получил именно от станции Макс. А поддержка ваша полная туфта, собственно можете ознакомится в моей статье почему так. А что касается визуализации, то спорно, ведь я даже не смотрю на нее, она мне не интересна, интересен отклик и ответ. На мой взгяд, вам нужно усовершенствовать техническую составляющую и не тратить время на эту кабалу. А то знаете ли, ждать решения проблемы по пол года, ну такое себе.

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Bychkov

Алиса, скажи, когда кинопоиск на большой Яндекс станции заработает в Крыму? Ответ техподдержки был, что кинопоиск использует какие-то модули гугла, поэтому в Крыму не работает. Любые видеосервисы работают, а кинопоиск нет. Яндекс, ну как так-то? На телефоне, кстати, кинопоиск тоже не аллё.

Ютуб на большой станции тоже оказался бесполезным, т.к. нет авторизации на ютубе. Чтобы найти то, что хочешь смотреть, придётся пройти все круги ада. Потом плюнуть и просто смотреть где-то в другом месте. В итоге большую станцию нет смысла подключать к ТВ.

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Пытался привязать вторую станцию к датчику движения и настроить сценарий включения режима ночника когда есть движение. И все даже работает, но при этом проигрывается звук дынь дынь. Техподдержка сказал звук отключить нельзя. Провал(

Ответить
Развернуть ветку
Деда Миша

Почему все станции шипят на звуке активации и в целом на малой громкости? Вы ведь не думаете, что у меня 9 бракованных станций одновременно? Тикеты писал, поддержка вменяемостью не отличилась. Зачем решать проблему, если можно просто по умолчанию звук активации выключить.

https://vc.ru/562630

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

На мой взгляд Алиса неудобное, бесполезное, зацензурированное поделие, которое к тому же умудрились наделить пассивно-агрессивным настроением в диалогах с пользователем. Вот об этой пассивно-агрессивной составляющей было бы интересно почитать: как и зачем она появилась в голосовом помощнике?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вавилов

Алиска, моя любовь! Так она жжет порой. Спасибо, что раскрываете всю эту истоию. Она уже как член семьи.
Чую, скоро у нее брат появится.
Ванга пошла по чатикам.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Мыслинский

Походу моушен-дизайнер умеет анимировать только белый круг.
Подождем, когда научится анимировать медиатор.

Ответить
Развернуть ветку
Sergious

Расскажите лучше как яндекс для хуйла синоними разрабатывал ахахах

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сёмин

Алиса, очень крутая. Взял себе в ноябре лайт версию. В цвете капучино. Прям кайфую)

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Круто! У Алисы появилась псевдо-психика.

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Куда бы идею такую вам предложить! Можете сделать чтобы зарегистрированный пользователь (или кто в Плюсе) скрывал (удалял) в результатах своего поиска, ненужные ему ссылки? Это я для пользователей говорю а не веб-мастеров!
К примеру скриншот!

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Подскажите, может ли Алиса вызвать такси через inDriver к примеру? Я попробовал у меня не получилось.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kondaurov

Пока только Яндекс Такси

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда