Как на Маркете следить за финансами: статусы выплат, начисления, история платежей
Раньше для малого бизнеса одним из каналов продаж были соцсети. С этим каналом просто работать, при этом продажи через соцсети не позволяют предпринимателям отслеживать финансовые операции, из-за отсутствия нужных инструментов. Маркетплейсы решают эту проблему, давая продавцам возможность контролировать свои доходы и следить за выплатами за любой период. Один из таких маркетплейсов — Яндекс Маркет.
На примере предпринимателя Арсена Магомедова расскажем, какие инструменты личного кабинета помогают вести финансовый учёт и на что обращать внимание для эффективного управления продажами.
До выхода на Маркет
Я живу в Дагестане, г. Хасавюрт, работаю в торговле больше 15 лет. В 2007 году закрылся магазин, где я работал менеджером по продажам, и я решил открыть свой бизнес. Выбрал направление бытовой химии, так как в регионе мало кто этим занимался: заключил контракты с российскими и зарубежными заводами и стал их официальным дистрибьютором в Дагестане.
Летом 2020 года я поехал в командировку в Москву на выставку бытовой химии, где услышал о набирающих тогда популярность маркетплейсах. Еще тогда в столице был дефицит антисептиков: цены выросли с 50 до 500 рублей за тюбик, в то время как мои склады были ими забиты. Встал вопрос — как реализовать товар за пределами своего региона, пока есть спрос?
Одним из первых маркетплейсов стал Яндекс Маркет, там я зарегистрировался в сентябре 2020 года за один день. Начал с нескольких товаров, чтобы разобраться в особенностях площадки. Скоро мой ассортимент вырос до 500 наименований: стиральные порошки, мыло, гели для душа, шампуни. Как и два года назад, я продаю по модели FBS: храню товары у себя складе, сам упаковываю, а доставку поручаю маркетплейсу — передаю товар в пункт приёма Маркета (сортировочный центр или ПВЗ), а он доставляет заказ по стране.
Месяц проб и ошибок
У меня нет бизнес-образования и с продажами я всегда справлялся как-то интуитивно, поэтому сразу хотел бы рассказать о своих ошибках. Во-первых, в начале я не столько старался заработать, сколько собрать лояльную аудиторию и раскрутить товары на Маркете. Во-вторых, из-за высокого спроса на товар, я торопился и упустил много важных деталей. Например, просто посмотрел на стоимость аналогичных товаров и поставил минимальную цену на всё.
Я не гнался за максимальной прибылью, для меня было важно протестировать канал и понять, как всё работает. Поэтому в первый месяц прибыль получилась небольшой. Но не нужно делать как я — в личном кабинете есть все инструменты для управления финансами. Лучше уделить полчаса на их изучение и сразу посчитать затраты, чтобы эффективнее развивать продажи.
Что важно учесть при формировании цены товара
Продавец оплачивает независимо от модели работы:
- приём денег от покупателей;
- и размещение на маркетплейсе (только когда заказ доставлен покупателю).
Другие платежи зависят от модели:
- обработка заказа — подтверждение заказа в системе, упаковка, сборка, подготовка к отгрузке, маркировка, оформление акта приёма-передачи;
- и доставка.
В спешке я учёл только стоимость первых, а про обработку и доставку не подумал.
Совет
Чтобы посчитать стоимость услуг Маркета за продажу товара, воспользуйтесь нашим калькулятором. Прокрутите страницу до раздела «Способы работы и тарифы», перейдите на вкладку «Рассчитать стоимость» и заполните обязательные поля. Расчёт строится по моделям FBY (хранение и доставка по России силами Маркета) и FBS (доставка по России силами Маркета). Так можно визуально сравнить затраты на услуги маркетплейса, выбрать наиболее прибыльную модель и определить выгодную цену товара.
Например, я не взял в расчёт стоимость расходников для упаковки и особенности доставки, которые зависят от дальности конечного округа и сложности логистики. Вебинары Маркета помогли понять, как формировать цену товара с учётом расходов на обработку заказов и доставку. Как только я скорректировал цены, прибыль выросла в несколько раз.
Какие разделы в личном кабинете помогают мне управлять финансами
Бухучёт и документы. Сейчас я уделяю большое внимание управлению финансами на Маркете, но ещё ни разу не было необходимости заводить для этого отдельную бухгалтерию — мне хватает инструментов в личном кабинете. Думаю, если оборот меньше миллиона рублей в месяц, особой надобности в бухгалтере нет, вести учёт можно самостоятельно. К тому же работа с отчётностью занимает не больше получаса в день.
За платежами я слежу так. Захожу в личный кабинет, в раздел «Бухгалтерия → Платежи». Там сразу вижу две плашки (как на скриншоте). На первом показана дата и сумма следующей выплаты, а на втором — сколько Маркет ещё удержит с меня за услуги по текущим заказам: размещение, обработка в сортировочном центре, доставка и т.д. Ниже видны выплаты за предыдущие периоды.
Если нужны детали, выбираю период и скачиваю таблицу Excel. Каждая строчка в таблице — отдельный заказ, по нему видны все статьи расходов и статусы платежей и т.д. Например, я продал стиральный порошок на 3500 рублей, и в отчёте вижу, что конкретно Маркет сделал с этими деньгами: перевёл мне, вернул покупателю, удержал за размещение.
Подробная информация о всех оказанных Маркетом услугах в личном кабинете обновляется только после получения заказа, а не в момент покупки на маркетплейсе, и это логично, потому что обязательства продавца, по сути, ещё не выполнены.
Выплаты. Получать начисления можно 1, 2, 4 раза в месяц или каждый день. Я получаю деньги каждые две недели 1-го и 16-го числа: так проще расплачиваться с поставщиками и выдавать зарплаты сотрудникам, у меня их 50 человек.
За обработку этих платежей я плачу Маркету 1,3% от цены товара. Чем реже выплаты, тем ниже тариф. Например, если получать деньги раз в месяц, платить нужно всего 1%.
Расходы. То, сколько вы потратите и заработаете на товаре, можно предварительно посмотреть в личном кабинете. Например, в разделе «Товары» в каталоге открываю карточку мыла 500 мл стоимостью 442 рубля и вижу все будущие расходы на одной плашке:
- 17 рублей 68 копеек — тариф на размещение товара на Маркете. Продавец платит 4% от стоимости товара, но не в момент загрузки товара на сайт, а только когда совершена доставка до покупателя;
- 5 рублей 7 копеек — обработка платежей 1,3%;
- 60 рублей — доставка 5% (от 60 до 350 рублей);
- 45 рублей — обработка заказа в сортировочном центре.
Ещё рядом с обязательными расходами можно увидеть прогнозируемые: например, за какую стоимость Маркет отправит товар в другой федеральный округ. И когда видишь эти цифры заранее, намного проще рассчитывать прибыль и выгодную цену товара.
По доставленным заказам всё ещё проще. Например, на прошлой неделе я продал 2 коробки моющего средства и не помню, сколько заплатил за доставку. Открываю личный кабинет, перехожу на страницу заказа и нажимаю на строку «Какие услуги оказаны по заказу?». После этого вижу список всех услуг и их фактическую стоимость.
Чем ещё я пользуюсь в личном кабинете Маркета
Пользуюсь программой лояльности Плюса. Если продавец и покупатель подключены к программе лояльности, то после покупки пользователь получит кешбэк баллами Плюса, например, 5%. Часть кешбэка оплачивает продавец, часть — компенсирует Маркет.
Получаю компенсацию за продвижение. Продавцы работают по двум договорам: основная оферта и договор на продвижение. По первому вы платите процент от продажи заказа после получения товара покупателем, обработку платежей и доставку. По второму Маркет даёт скидки на товары и возмещает за это деньги, но сделать это может только при наличии закрывающих документов со стороны продавца. Об этом Маркет присылает уведомления и подсказки в личном кабинете в разделе «Сводка».
Когда появилось время изучить кабинет, заметил уведомления, отправил документы по трём месяцам работы и получил 5% компенсации расходов. Ещё на странице закрывающих документов появилась возможность подключиться к партнёрам Маркета по ЭДО: «Диадок» и СБИС.
Поэтому продавцам, которые сейчас ожидают компенсацию за рекламу, нужно прислать нужные документы. Продавцы с ЭДО могут проверить личный кабинет у своего провайдера и подписать документы там.
Возвращаю затраты на рекламное продвижение в Директе. С помощью рекламы в Директе можно продвигать свою витрину в сети Яндекса.
После февральского тестового периода я посмотрел на статистику и обрадовался трёхкратному росту продаж. Но самое приятное — Маркет возвращает 100% затрат на рекламу в Директе бонусами, которые можно потратить на продвижение.
Советы новым продавцам
Не торопитесь и учитывайте все статьи расходов. Да, звучит банально, но эта ошибка стоила мне потери прибыли в первые месяцы. Достаточно потратить час-два на изучение схем и условий, кто за что платит. Откройте тот же калькулятор, сравните, какая модель работы обойдётся вам дешевле и принесёт больше прибыли.
Изучите личный кабинет. Возможно, то, что вы искали в Справке или спрашивали у знакомых, уже есть в личном кабинете. Откройте все разделы, разверните все вкладки:
в «Сводке» видны статусы взаимозачёта;
в «Платежах» видны выплаты за все периоды;
- в «Закрывающих документах» видны статусы выплат по договору на продвижение и напоминалки о недостающих документах.
Следите за новостями от Маркета. В потоке работы мы привыкли не обращать внимания на всплывающие окошки или письма в почте, но именно оттуда я узнал о компенсациях за продвижение — после этого стал вчитываться в каждое письмо. Кроме этого, у Маркета есть раздел с новостями, куда выкладываются самые последние обновления в финансах, логистике, продвижении и др.
Если всегда быть в повестке, можно вовремя воспользоваться новыми опциями. Например, в апреле по схеме FBS появилась ещё одна компенсация. Маркет вернёт полную стоимость отменённого в доставке заказа, если за 32 дня не сможет довезти его обратно до пункта выдачи продавцу.
Посмотреть, какие бывают расходы для каждой из моделей, можно на странице для продавцов.