Как в сети аптек «Апрель» смогли сократить расходы на логистику и свели задержки поставок к нулю

Раньше маршруты строили интуитивно четверо сотрудников, а машины иногда простаивали. Теперь логисты тратят в 4 раза меньше времени на планирование, а эффективность доставки выросла до 95%. В материале подробно рассказываем, как это удалось.

Как в сети аптек «Апрель» смогли сократить расходы на логистику и свели задержки поставок к нулю

Сеть аптек «Апрель» состоит из 8,5 тысяч точек в 72 регионах России. Ежедневно в них отправляется 50 грузовых рейсов с товарами из 40 складов и распределительных центров. В начале 2023 года эту работу на протяжении восьми часов координировали четверо логистов. Объём работы был огромным, как и возможное поле для ошибок. Поэтому, несмотря на их усилия, только половина машин выезжала вовремя, а в запланированный срок до аптек добиралась треть из них.

Сейчас эту же задачу закрывает один сотрудник за два часа. При этом 95% рейсов стали отправляться и прибывать в аптеки вовремя. Организовать работу помогла Яндекс Маршрутизация. Как именно — подробно рассказываем в материале.

Навигация по статье:

Логистика перестала поспевать за ростом бизнеса

В 2022 году в сети «Апрель» работало около шести тысяч аптек. К 2025 году запланировали открыть ещё три тысячи точек. Их нужно было эффективно снабжать товарами. Существующая логистическая модель уже не справлялась с задачами бизнеса:

  • В сети строили маршруты, полагаясь на интуицию. Логисты самостоятельно решали, в какой маршрут встроить каждую точку на карте.
  • Не учитывали вес и габарит заказов. В системе не было информации об отправляемых товарах, из-за чего машины выезжали то перегруженными, то полупустыми.
  • Не могли спрогнозировать время отгрузки. Сотрудники лишь примерно понимали, когда на складе соберут заказ. Грузовики приезжали раньше, чем было нужно, и логистам приходилось переносить время выезда. Машины простаивали, а водители нервничали.
  • Тратили много ресурсов на организацию работы. Логистам приходилось коммуницировать с водителями в реальном времени. Один сотрудник просто «висел» на телефоне целый день, информируя о статусе заказов.

Компании нужен был инструмент, который мог бы эффективно «подружить» два макропроцесса — работу склада и логистику.

Решение нужно было внедрить «наживую» — без остановки процессов. Поэтому при выборе инструмента опирались на такие критерии:

  • Скорость и бесшовность перехода. Нельзя было замедлить работу складов или перестать доставлять грузы. Точек доставки при этом становилось всё больше. Из-за этого рассматривали только готовые коробочные решения с похожим опытом внедрения.
  • Интеграция с ПО для управления складами. В «Апреле» использовали систему EME и не хотели её менять.
  • Возможность кастомизации и масштабирования. По мере роста бизнеса стратегия доставок могла меняться. Нужен был вариант, в котором можно настроить необходимые функции позднее — когда они понадобятся.

В итоге остановились на Яндекс Маршрутизации.

Как устроена Яндекс Маршрутизация

Система подходит для бизнеса любого масштаба: она прогнозирует пробки, заранее строит маршруты и помогает планировать отгрузки со складов или магазинов. Яндекс Маршрутизация работает на базе Яндекс Карт.

Маршрутизация прогнозирует, каким будет движение на каждом участке дороги завтра или через неделю, — и создаёт подходящий маршрут для водителей. Точность прогноза в Москве и Санкт-Петербурге — 97–98%.

Сервис может перестроить траекторию в процессе доставки, но это случается нечасто: среднее отклонение фактических маршрутов от прогнозных в среднем — 3–4%.

Как в сети аптек «Апрель» смогли сократить расходы на логистику и свели задержки поставок к нулю

В Яндекс Маршрутизации можно настраивать стратегию с учётом бизнес-метрик. Например, одной компании важно сократить пробег машин, а другой — количество грузовиков на маршруте. Критерии гибко настраиваются, и система будет планировать маршруты так, чтобы они соответствовали целям каждой из компаний.

Точки доставки по всей сети подключили к Яндекс Маршрутизации за три месяца

Начали с того, что собрали точные координаты аптек и складов, тайм-слоты, точки доставки и погрузки. Затем настроили стратегию маршрутизации так, чтобы сократить количество задержек. Раз в пару недель собирали обратную связь от водителей, анализировали результаты и корректировали настройки. На это ушла пара месяцев. Затем систему масштабировали на всю сеть.

Как в сети аптек «Апрель» смогли сократить расходы на логистику и свели задержки поставок к нулю

Теперь логистика в «Апреле» устроена так:

  • При планировании рейса в Яндекс Маршрутизацию загружают данные о заказах и ресурсах (автомобили, водители, объём заказов). Указывают ограничения, которые нужно учесть при планировании маршрутов. Система перебирает возможные комбинации проезда между указанными точками — и предлагает траектории движения, которые наиболее эффективно сочетают все показатели и приоритеты.
  • Готовые маршруты отображаются на картах, их проверяет и одобряет логист (но это можно делать и автоматически). Подтверждённые варианты попадают к водителям. Они видят маршрутные листы в своём смартфоне. Там можно получить детальную информацию по каждому заказу, позвонить получателю или логисту, а при необходимости — оставить комментарий о неточности маршрута.
  • Логисты отслеживают выполнение рейса и возможные нарушения. На основании этих данных решают, как исключить подобные случаи в будущем.

  • Яндекс Маршрутизация сравнивает фактическую информацию о доставках с её планом. Затем система использует эти данные, чтобы эффективнее строить новые маршруты.

Цель достигнута: 95% рейсов выезжают и приезжают вовремя

Теперь в компании «Апрель» сначала планируют рейсы, а затем формируют задания для склада: там подготавливают заказы к нужному времени с учётом веса и габарита каждого — так что транспорт используется эффективнее.

Планировать рейсы в компании стали в четыре раза быстрее. Количество ошибок свелось к нулю, ведь сотрудникам больше не приходится вручную проверять каждую точку на карте.

После внедрения Маршрутизации получилось улучшить и другие показатели:

  • Затраты на доставку снизились. В том числе за счёт сокращения топливных расходов: с более эффективными маршрутами грузовики проезжают меньшие расстояния и не стоят в пробках.
  • Сократилось время на адаптацию новых логистов. Все данные о маршрутах и складах оцифрованы — их можно изучить и сразу начать работу.
  • Работа логистического центра стала прозрачнее, а недовольства у водителей — меньше. Водитель из наёмного автопарка заранее видит все параметры рейса: направление, количество точек, километраж, стоимость. И сам решает, браться ли за рейс. Расхождений плана и факта в маршрутах практически не случается. Водители стали лояльнее и стремятся к долгосрочному сотрудничеству.

В планах компании «Апрель» — планировать и подтверждать автоматически с помощью Яндекс Маршрутизации все рейсы (сейчас их проверяет логист). Также до конца 2024 года там хотят сократить количество бумажной документации, а затем полностью интегрироваться с системой электронного документооборота.

Яндекс Маршрутизацией может пользоваться бизнес любых размеров. В системе более 300 параметров, их получится настроить под запросы компании — будь то сфера услуг, электронная и обычная торговля, производственные комплексы или банковский сектор.

Решение также получится адаптировать для любых логистических моделей. Доставляете вы товары со склада до конечных получателей или используете распределительные центры — в обоих случаях сервис сокращает затраты на транспорт до 30% и окупается в среднем за 2–3 месяца.

Яндекс Маршрутизация включает веб-версию (для тех, кто хочет работать прямо в браузере) и API. Он поможет настроить быструю передачу данных от ваших баз и систем к сервису.

2020
10 комментариев

Апрель никто не любит, очень агрессивная сетка, я бы даже сказал беспринципная. Может дверь в дверь открыться с местной аптекой, вообщем фу!

2
Ответить

Но какое это имеет отношение к кейсу?

Ответить

Ага. А каждый покупатель ежемесячный оброк платит )))

Ответить

справедливости ради, со скидочной картой у них большинство лекарств дешевле чем в других аптеках

Ответить

Колхозный сленг аля 2000 не истребим.
Не логисты, а кто-то там по транспортной логистике.
Нет такого занятия "логист" во всем мире. Логистика планирования, складская, транспортная.

Ответить

ВАША Бонусаня карта за 199р в месяц полное Г, пользуемся норм аптеками без БОННУНУСООСООВВ И АКЦИИИИ

Придумали же Х-НЮ

Ответить

Сделал у них заказ 24 числа с доставкой на 28 число. Сегодня 4 число, никто не знает где заказ, говорят ждать. Так что не знаю, что они там с логистикой сделали, видимо решили просто не доставлять больше заказы.

Ответить