{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

За сколько окупится автоматическая маршрутизация для небольшого бизнеса со своей доставкой?

Если коротко, то при небольших объемах доставки внедрение Яндекс.Маршрутизации окупится за два-три месяца.

Как мы получили такие сроки окупаемости? Подробно рассказываем и показываем в этом материале.

Задачи

Многие владельцы небольших предприятий считают, что системы автоматического построения маршрутов - это прерогатива крупных корпораций с тысячами заказов и сотнями курьеров в день. На практике Яндекс.Маршрутизацией пользуются сотни малых и средних предприятий, которые работают с 50-100 заказами на доставку в день, которые обрабатывает три-пять курьеров. Какие задачи они решают с помощью системы автоматического планирования маршрутов?

В первую очередь, это задача по изменению процесса планирования маршрутов. Очень часто маршруты планируются менеджерами клиентского отдела, которые тратят на эту непрофильную для себя задачу несколько часов в день. Бывает, что и самому собственнику приходится планировать маршруты — в обоих случаях ни о какой эффективной доставке не может быть и речи.

Иногда маршруты не строятся совсем. Например, собственник думает - зачем тратить деньги и время на построение маршрутов, если можно распечатать список заказов и отдать его курьерам? Пусть сами с ним и разбираются. В таком случае маршрут составляет сам курьер - часто утром, часто неправильно. В результате, о факте многочисленных недоставок или опозданий к важным клиентам компания узнает уже после окончания смены курьера.

В какой-то момент владелец компании замечает, что зарплата у курьеров примерно одинаковая, а работают они по-разному - кто-то успевает сделать вдвое больше, чем другой. Добавим к этому клиентов, которые жалуются на отсутствие сервиса и не хотят совершать повторный заказ. Вот тогда компания и задумывается о том, чтобы оптимизировать процесс построения маршрутов.

Экономика внедрения

Итак, компания решила внедрить систему маршрутизации, которая состоит из двух сервисов: автоматического планирования маршрутов и мониторинга их выполнения. Эти сервисы могут работать как вместе, так и по отдельности. Например, кто-то подключает только планирование, а кто-то - мониторинг.

Для нашего примера возьмем для расчета компанию с пятью курьерами, которая подключает сразу оба сервиса Яндекс.Маршрутизации. Стоимость за год использования составит 136 323 рублей при единовременной оплате за год (калькулятор и другие тарифы - https://yandex.ru/routing/pricing).

Сколько займет процесс внедрения? Для этого достаточно только научиться выгружать данные о заказах и подобрать те параметры планирования, которые подходят для вашей компании. Если вы используете 1С и у вас есть 1С-программист, то процесс внедрения займет одну-две недели.

Это значит, что примерно через неделю после этого вы можете давать вашим водителям готовые маршруты. Они скачают приложение Яндекс.Курьер, с помощью которого будут выполнять маршруты. Как только курьер зайдет в приложение, он отобразится на специальном дашборде логиста - там будут видны его перемещения в течение дня.

Вы удивитесь, но скорее всего, автоматическое планирование будет выдавать курьерам маршруты с большим количеством заказов, чем до этого. И вы удивитесь вдвойне, когда окажется, что эти маршруты действительно можно выполнить. В этом и есть магия хорошей системы маршрутизации.

В результате окажется, что текущий объем заказов можно выполнять и силами трех-четырех машин - пятая теперь окажется невостребованной. На примере наших клиентов: если раньше один водитель доставлял 15 заказов, то теперь он станет доставлять 22.

Если вы нанимали машины с рынка, то вы просто перестаете нанимать пятую машину. В целом, стоимость одного дня работы небольшого коммерческого автомобиля варьируется от четырех до шести тысяч рублей. Для наших расчетов мы возьмем среднее значение - 5 000 рублей в день. За рабочий месяц на одной машине компания экономит от 100 до 150 тысяч рублей. Получается, что один-два месяца уже окупает годовое использование Яндекс.Маршрутизации.

Если ваши водители устроены в штате, то их средняя зарплата со всеми налогами составляет 50-70 тысяч рублей. За счет экономии одной машины/курьера вы окупите маршрутизацию за два месяца. А если получится сэкономить еще одну машину, то за один месяц.

Так или иначе, речь идет об инвестициях в бизнес, которые принесут эффект уже в ближайшее время. Помимо прямой экономии автоматизация может дать и много других позитивных эффектов. Всех их можно описать одной фразой: ваша доставка станет управляемым процессом.

Вот увидите, вам понравится. А еще в Яндекс.Маршрутизации бесплатный триальный период - 14 дней. Вы сами можете попробовать, а мы поможем все настроить.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Птиц

Расскажите сколько примерно доставок делает каждая машина в день при парке в 1-5-10-50 машин? Очень мало информации в интернете. Интересен оптимальный размер парка, после которого число доставок перестает значительно расти. Москва, не крупногабарит.

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маршрутизация
Автор

Кажется, что стоит отталкиваться не от парка машин, а от бизнеса и числа заказов. Условно говоря, сначала нужно решить такую задачу - у меня есть N заказов - сколько и каких машин потребуется чтобы их развезти. 
Многие наши клиенты, особенно те, кто фрахтует машины, так и делают - маршрутизация выдает им необходимое количество машин на завтра. Они заказывают их и цикл на следующий день повторяется.

Если же говорить про какие-то усредненные цифры по кол-ву точек на маршруте, то кажется это от 15 до 20 точек. Но мы видели примеры, когда маршрут состоял и из 40-50 точек и при этом был выполнимым.

Количество точек на маршруте в первую очередь зависит от сервисного времени - времени, которое курьер проводит на точке. Это оказывает сильное влияние на метрики маршрута. Разница между 10 минутами на точке и 20 минутами будет колоссальной и сильно повлияет на общее время маршрута.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Спасибо. Тут скорее надо рассчитать, сколько заказов нужно, чтобы транспорт окупался. По моим расчетам при парке 5-10 машин (чтобы разбивать по районам) развозить по 20 заказов реально. Одна машина не окупается вообще, если не завышать стоимость доставки.

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маршрутизация
Автор

А, теперь ситуация стала более понятна. Если делать грубые прикидки, то средняя стоимость одного дня работы машины около 5 000 руб. Средняя стоимость курьерской доставки по Москве 200-300 руб. Это как раз от 15 до 20 заказов, чтобы окупить машину.

Единственное, что хотели бы заметить - деление по районам/зонам далеко не всегда приводит к оптимальному результату. Динамическое планирование без учета районов дает лучший эффект. 

Есть еще схема смешанного планирования, когда зоны есть, но их границы гибко варьируются. Так как именно на пограничных заказах часто теряется оптимальность.

Мы описывали кейс перехода со статичной на динамическую маршрутизацию с компанией Simple Group. Если будет время и желание, почитайте https://yandex.ru/routing/articles/simple

Ответить
Развернуть ветку
Mikail Noface

У нас в России принято делать непрофильную работу, работаешь учителем заставляют стены красить в школе(это я про свою маму).Спасибо Яндексу за то что берёте часть такой работы на себя.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Соколов

Скажите пожалуйста, возможна ли интеграция Яндекс маршрутизации и Битрикс24? 

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маршрутизация
Автор

Да, у нас открытый API, с помощью которого можно настроить интеграцию с любой системой. Документацию можно найти здесь: https://yandex.ru/routing/doc/vrp/concepts/index.html

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда