Почему Чёрная пятница растянулась на весь ноябрь
Помните, как раньше мы ждали Чёрную пятницу? Сегодня отдельные дни скидок ушли в прошлое — им на смену пришёл целый месяц распродаж.
Традиционно осенний сезон распродаж открывал День холостяка 11 ноября, а кульминацией становилась Чёрная пятница в конце месяца. Но границы между этими событиями стираются. По данным ЮKassa, всё больше россиян воспринимают ноябрь как единый период выгодных предложений.
Портрет покупателя
По результатам опроса, проведённого на сайте ЮMoney, 62% пользователей планируют совершать покупки онлайн. Почти три четверти покупателей заранее планируют участие в ноябрьских акциях, а решающим фактором для них остаются большие скидки.
Традиционно планируют покупать
- одежду и обувь;
- электронику и гаджеты;
- бытовую технику.
Как меняется потребительское поведение в течение месяца
Анализ платёжных данных показывает, что в прошлом году в дни Распродажи 11.11 (День холостяка) обороты интернет-магазинов выросли на 15%, но при этом средний чек снизился на 18% — до 1 344 рублей. Это указывает на рост числа мелких, импульсивных покупок.
К концу месяца картина была иной. В период Чёрной пятницы обороты выросли уже на 20%, и средний чек при этом увеличился на 15% — до 1 754 рублей. Это говорит о плановых покупках более дорогих категорий, например, электроники и бытовой техники.
Иными словами, ноябрь разделился на два сценария: импульсивные покупки в начале месяца и запланированные — в конце. По нашим прогнозам, в 2025 году тенденция сохранится.
Методы привлечения клиентов меняются
Если раньше главным инструментом были скидки, то теперь компании выстраивают долгосрочную коммуникацию и делят маркетинговые кампании на несколько элементов. В ход идут подарки к покупке, программы лояльности, кэшбэк и бонусы.
Распространён и другой подход, когда клиенту не нужно выполнять задания, чтобы получить выгоду. Достаточно совершать привычные покупки, как в Зелёный день от Сбера, и получать двойной кэшбэк в выбранных категориях. Акция пройдёт 12 ноября для всех, а с 12 по 14 ноября — для подписчиков СберПрайм.
Выводы
Сезон распродаж в России меняется: переходит от точечных «дней шопинга» (День холостяка, Чёрная пятница) к единому «месяцу скидок», когда ноябрь целиком воспринимается покупателями как период выгодных покупок.
Мы наблюдаем, как на рынке появляются две модели поведения в период распродаж. Первая — импульсивная, с покупкой мелких товаров в начале сезона. Вторая — плановая, с обдуманным подходом к более дорогим приобретениям непосредственно в Чёрную пятницу.
Вскоре мы проанализируем транзакции текущего сезона распродаж и поделимся результатами.
Делитесь в комментариях, какие покупки в дни распродаж чаще совершаете вы: импульсивные или запланированные?