«Я на ящерке сижу лет 10»: как ИИ помогает рекрутерам, но упускает крутых техлидов

Ведущий менеджер по персоналу ALP Group Жанна Богдашова рассказывает, какие технологии на базе искусственного интеллекта сегодня используются при подборе и адаптации сотрудников.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffusionbrain.ai%2F&postId=1003005" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kandinsky 3.0</a>
Источник: Kandinsky 3.0

Внедрение роботов и генеративных нейросетей — главный ИТ-тренд года. Такие технологии находят применение в самых разных областях, и сфера HR здесь не исключение. На сегодняшний день искусственный интеллект может помочь HR-специалистам по трем ключевым направлениям:

1. Фильтрация резюме

Большинство ведущих рекрутинговых платформ, включая крупнейшую в России площадку HeadHunter с базой на 55+ миллионов резюме, активно развивают технологии на базе ИИ для автоматизации HR-процессов. Для примера, при работе с сервисом по поиску резюме HR-специалист формирует запрос, а нейросеть вычленяет из него ключевые слова и предлагает потенциальную выборку из базы соискателей. Другим инструментом у лидирующих рекрутинговых площадок является чат-бот, который способствует упрощению и ускорению взаимодействия между потенциальными соискателями и компаниями.

Как рекрутер с большим стажем, могу сказать, что инструмент фильтрации резюме по итогам прошедшего года стал работать значительно лучше — система на порядок точнее ранжирует CV и выдает более релевантных кандидатов под точечные запросы. Правда, стоит отметить, что точность выборки напрямую зависит от корректности формулировок. Можно сказать, что сегодня рекрутер должен быть отчасти инженером по промптам: чем точнее будут описаны ключевые навыки, требуемый опыт и ожидания работодателя, тем точнее будет и результат.

Хотя ИИ может служить в роли помощника при подборе, на текущий момент он не может заменить рекрутера. Во-первых, HR-специалист никогда не ограничивается только одной площадкой и зачастую ведет активный поиск по всем имеющимся ресурсам, в том числе популярным мессенджерам, закрытым группам и разным соцсетям (вплоть до Tinder!). Во-вторых, если взять, например, стек 1С, под разными наименованиями (аналитик / консультант / методист 1С) могут скрываться как совершенно разные, так и абсолютно идентичные профессиональные роли. А в-третьих, многие Senior-разработчики не афишируют свои резюме, связаны по рукам и ногам NDA, или просто своеобразно заполняют графу «О себе». Лично сталкивалась с таким описанием: «Я на ящерке сижу лет 10». И вот поди пойми — он все-таки питонщик, или просто пошутил. Нейросеть такого техлида вероятно посчитает нерелевантным, и компания упустит ценного специалиста.

2. Прозвон кандидатов

Резюме отобраны. Следующий этап — проведение собеседования. Степень роботизации здесь может быть разной. В самом простом случае, виртуальный помощник прозванивает всех соискателей, уточняет готовность человека пообщаться с HR-специалистом конкретной компании и назначает время созвона, сверяясь при этом с рабочим календарем рекрутера. Если человек не взял трубку, робот может перезвонить через определенное время (допустимая частота звонков обычно указывается рекрутером в настройках).

Более изысканные версии виртуальных помощников могут самостоятельно проводить первичные собеседования: задавать вопросы по стажу и подробно рассказывать об условиях работы. Затем ИИ делает расшифровку встречи и отправляет ее эйчару. Звучит идеально, но здесь стоит учитывать, что нейросети не всегда в точности распознают особенности речи и корректно консолидируют информацию по итогу созвона. Кроме того, на сегодняшний день нейросеть в любом случае не сможет оценить софт скилы кандидата. О том, почему они важны даже для программистов, мы уже рассказывали.

Еще один передовой формат коммуникации с роботом — это видеовизитка. ИИ предлагает человеку записать монолог о себе и своем опыте, а рекрутер затем отсматривает видеорезюме и понимает, насколько тот или иной соискатель подходит на конкретную должность.

Но нужно понимать, что внедрение искусственного интеллекта должно быть продиктовано задачами бизнеса, доступным бюджетом и HR-стратегией, а не технологическим хайпом. Автоматизировать рекрутинговые процессы имеет смысл в компании, которая остро нуждается в увеличении максимальной скорости обработки входящего потока CV на ту или иную позицию. Если компания обладает временным диапазоном и финансовыми возможностями, она может подключить к делу передовые технологические инновации. Но если же речь идет о небольшой «бутиковой» компании с ограниченными финансовыми ресурсами и несильной загрузкой по подбору, возможно, будет лучше (и проще) общаться с соискателями лично, а также больше вкладываться в развитие команды HR-департамента.

3. Онбординг сотрудников

Наконец, третья область применения искусственного интеллекта в HR — это адаптация. У каждой компании по-своему организован первый рабочий день, но везде, в том или ином виде, присутствует welcome day(s). Чат-бот может познакомить нового сотрудника с организационной структурой, первыми лицами, уставом и ценностями компании, а также с ее целями и долгосрочными планами. Затем — предоставить новичку контакты руководителя, информацию по настройке виртуальной рабочей станции или доступ к рабочим сервисам. Это один из новейших инструментов в HR-сфере, который упрощает менеджерам по адаптации задачу проведения первичного онбординга.

Опять же, чат-бот — не замена, а, скорее, друг HR-специалиста. Я предлагаю смотреть на ИИ как на помощника, который всегда готов прийти на подмогу и упростить часть действующих процессов. Это хороший инструмент, например, для компании, которая хочет оптимизировать работу отдела по адаптации персонала. Чат-бот поможет сэкономить время и снимет с новичка фактор стеснения в первый рабочий день.

Думаю, что HR-специалисты могут не переживать за перспективы профессии: нейросети пока не достигли такого пика развития, чтобы компании могли полностью роботизировать процессы подбора и адаптации сотрудников. Искусственный интеллект в специфике HR поможет оптимизировать первичный контакт с соискателем, облегчит работу с поисковыми ресурсами и упростит процесс устройства кандидата на новом месте, но не заменит человека. На рынке с нехваткой высококвалифицированных кадров, HR-специалист должен обладать харизмой и находить к каждому специалисту свой подход, а также уметь хантить потенциальных сотрудников, что на текущий момент точно не сможет сделать искусственный интеллект.

1010
10 комментариев

Пока! Нейронка только пока не достигла такого развития, это всего лишь дело времени!

1
Ответить

Солидарна. Прогресс не стоит на месте

Ответить

"HeadHunter с базой на 55+ миллионов резюме"
А ничего что все резюме тыхлые и в них 90% ложь?

Ответить

Холодный поиск в проф.сообществах максимально быстрый результат закрытия той или иной позиции

Ответить