«Я на ящерке сижу лет 10»: как ИИ помогает рекрутерам, но упускает крутых техлидов

Ведущий менеджер по персоналу ALP Group Жанна Богдашова рассказывает, какие технологии на базе искусственного интеллекта сегодня используются при подборе и адаптации сотрудников.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffusionbrain.ai%2F&postId=1003005" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kandinsky 3.0</a>
Источник: Kandinsky 3.0

Внедрение роботов и генеративных нейросетей — главный ИТ-тренд года. Такие технологии находят применение в самых разных областях, и сфера HR здесь не исключение. На сегодняшний день искусственный интеллект может помочь HR-специалистам по трем ключевым направлениям:

1. Фильтрация резюме

Большинство ведущих рекрутинговых платформ, включая крупнейшую в России площадку HeadHunter с базой на 55+ миллионов резюме, активно развивают технологии на базе ИИ для автоматизации HR-процессов. Для примера, при работе с сервисом по поиску резюме HR-специалист формирует запрос, а нейросеть вычленяет из него ключевые слова и предлагает потенциальную выборку из базы соискателей. Другим инструментом у лидирующих рекрутинговых площадок является чат-бот, который способствует упрощению и ускорению взаимодействия между потенциальными соискателями и компаниями.

Как рекрутер с большим стажем, могу сказать, что инструмент фильтрации резюме по итогам прошедшего года стал работать значительно лучше — система на порядок точнее ранжирует CV и выдает более релевантных кандидатов под точечные запросы. Правда, стоит отметить, что точность выборки напрямую зависит от корректности формулировок. Можно сказать, что сегодня рекрутер должен быть отчасти инженером по промптам: чем точнее будут описаны ключевые навыки, требуемый опыт и ожидания работодателя, тем точнее будет и результат.

Хотя ИИ может служить в роли помощника при подборе, на текущий момент он не может заменить рекрутера. Во-первых, HR-специалист никогда не ограничивается только одной площадкой и зачастую ведет активный поиск по всем имеющимся ресурсам, в том числе популярным мессенджерам, закрытым группам и разным соцсетям (вплоть до Tinder!). Во-вторых, если взять, например, стек 1С, под разными наименованиями (аналитик / консультант / методист 1С) могут скрываться как совершенно разные, так и абсолютно идентичные профессиональные роли. А в-третьих, многие Senior-разработчики не афишируют свои резюме, связаны по рукам и ногам NDA, или просто своеобразно заполняют графу «О себе». Лично сталкивалась с таким описанием: «Я на ящерке сижу лет 10». И вот поди пойми — он все-таки питонщик, или просто пошутил. Нейросеть такого техлида вероятно посчитает нерелевантным, и компания упустит ценного специалиста.

2. Прозвон кандидатов

Резюме отобраны. Следующий этап — проведение собеседования. Степень роботизации здесь может быть разной. В самом простом случае, виртуальный помощник прозванивает всех соискателей, уточняет готовность человека пообщаться с HR-специалистом конкретной компании и назначает время созвона, сверяясь при этом с рабочим календарем рекрутера. Если человек не взял трубку, робот может перезвонить через определенное время (допустимая частота звонков обычно указывается рекрутером в настройках).

Более изысканные версии виртуальных помощников могут самостоятельно проводить первичные собеседования: задавать вопросы по стажу и подробно рассказывать об условиях работы. Затем ИИ делает расшифровку встречи и отправляет ее эйчару. Звучит идеально, но здесь стоит учитывать, что нейросети не всегда в точности распознают особенности речи и корректно консолидируют информацию по итогу созвона. Кроме того, на сегодняшний день нейросеть в любом случае не сможет оценить софт скилы кандидата. О том, почему они важны даже для программистов, мы уже рассказывали.

Еще один передовой формат коммуникации с роботом — это видеовизитка. ИИ предлагает человеку записать монолог о себе и своем опыте, а рекрутер затем отсматривает видеорезюме и понимает, насколько тот или иной соискатель подходит на конкретную должность.

Но нужно понимать, что внедрение искусственного интеллекта должно быть продиктовано задачами бизнеса, доступным бюджетом и HR-стратегией, а не технологическим хайпом. Автоматизировать рекрутинговые процессы имеет смысл в компании, которая остро нуждается в увеличении максимальной скорости обработки входящего потока CV на ту или иную позицию. Если компания обладает временным диапазоном и финансовыми возможностями, она может подключить к делу передовые технологические инновации. Но если же речь идет о небольшой «бутиковой» компании с ограниченными финансовыми ресурсами и несильной загрузкой по подбору, возможно, будет лучше (и проще) общаться с соискателями лично, а также больше вкладываться в развитие команды HR-департамента.

3. Онбординг сотрудников

Наконец, третья область применения искусственного интеллекта в HR — это адаптация. У каждой компании по-своему организован первый рабочий день, но везде, в том или ином виде, присутствует welcome day(s). Чат-бот может познакомить нового сотрудника с организационной структурой, первыми лицами, уставом и ценностями компании, а также с ее целями и долгосрочными планами. Затем — предоставить новичку контакты руководителя, информацию по настройке виртуальной рабочей станции или доступ к рабочим сервисам. Это один из новейших инструментов в HR-сфере, который упрощает менеджерам по адаптации задачу проведения первичного онбординга.

Опять же, чат-бот — не замена, а, скорее, друг HR-специалиста. Я предлагаю смотреть на ИИ как на помощника, который всегда готов прийти на подмогу и упростить часть действующих процессов. Это хороший инструмент, например, для компании, которая хочет оптимизировать работу отдела по адаптации персонала. Чат-бот поможет сэкономить время и снимет с новичка фактор стеснения в первый рабочий день.

Думаю, что HR-специалисты могут не переживать за перспективы профессии: нейросети пока не достигли такого пика развития, чтобы компании могли полностью роботизировать процессы подбора и адаптации сотрудников. Искусственный интеллект в специфике HR поможет оптимизировать первичный контакт с соискателем, облегчит работу с поисковыми ресурсами и упростит процесс устройства кандидата на новом месте, но не заменит человека. На рынке с нехваткой высококвалифицированных кадров, HR-специалист должен обладать харизмой и находить к каждому специалисту свой подход, а также уметь хантить потенциальных сотрудников, что на текущий момент точно не сможет сделать искусственный интеллект.

10
10 комментариев