Обязательная маркировка товаров в России

В 2018-2019 годах существенно расширился список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Что должны предпринять производители и продавцы товаров? Где узнать актуальную информацию о маркировке? О каких подводных камнях молчат в официальных пресс-релизах?

В этой статье мы постарались не только сообщить общую информацию, но и поговорить о типичных проблемах, с которыми можно столкнуться при внедрении маркировки.

Обязательная маркировка товаров в России

Все больше и больше категорий товаров попадают под обязательную маркировку. Начав с алкоголя и меховых изделий, в 2018-2019 гг. правительство расширило требования и на другие товары. На данный момент введена или планируется маркировка следующих категорий: изделия из меха, алкогольная продукция, лекарства, ювелирные украшения, табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда из кожи, женские блузки, верхняя одежда, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, фотокамеры (кроме кинокамер), молочная продукция.

Для всех этих товаров производители и продавцы обязаны будут вести поштучный учет: производители и импортеры будут должны наклеивать уникальный номер на каждую единицу товара, а продавцы при покупке и продаже будут вынуждены сканировать этот код и отсылать информацию через интернет оператору.

Затем при покупке, продаже и транспортировке необходимо будет передавать оператору информацию о движении каждой единицы товара.

Немного истории

Наверно, каждый взрослый россиянин знает, что алкоголь учитывается в системе ЕГАИС и при возникновении каких-либо неполадок, кассир магазина не может пробить товар. Когда вводилась эта система, многие высказывали опасения, что в будущем ее действие может быть расширено на другие товары. Однако на практике маркировка новых видов товаров была введена еще более затратным для участников рынка способом: под каждый новый вид товара создавалась отдельная система учета и свой вид метки. Так, меховые изделия должны иметь радиочастотную метку RFID и учитываться в отдельной ЕГАИС «Мех». Третий ЕГАИС был создан для учета древесины. Система для отслеживания мясных и молочных изделий называется ФГИС «Меркурий». Наконец, большая группа товарных категорий, введение маркировки которых было запланировано на 2019 год, будет учитываться в системе «Честный знак», оператором которой является ООО «Оператор-ЦРПТ». Есть надежда на то, что при дальнейшем распространении обязательной маркировки новые товары будут попадать под учет только в «Честном знаке». Правительство даже перевело в него учет меховых изделий, сделав ненужной ЕГАИС «Мех».

В этой статье мы сфокусируемся на маркировке товаров для учета в «Честном знаке».

Кто обязан наносить маркировку (спойлер: и продавцы тоже)

Производитель обязан нанести на упаковку уникальный номер товара. Сгенерировать номер самостоятельно невозможно – нужно обратиться на сервер «Честного знака» и получить этот номер там (он стоит 50 копеек). Для того, чтобы производители не могли сами генерировать номера, каждый код маркировки содержит в конце контрольные цифры с шифром, которые в профессиональных кругах получили название «криптохвост». Этот термин уже почти стал официальным – он используется на сайте ЦРПТ, хотя пока еще не проник в постановления правительства.

Импортеры обязаны нанести маркировку на товар до декларирования товара, а при импорте из стран ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) – до ввоза товара на территорию РФ. Система позволяет заранее получить сразу большое количество идентификаторов, и затем использовать их в нужное время.

В теории продавцы товара не обязаны иметь оборудование для маркировки. Но на практике им также придется маркировать товары. Во-первых, нужно будет промаркировать нераспроданные остатки или выбросить их на свалку – немаркированный товар запрещено будет не только продавать, но и хранить и перемещать со склада на склад.

Во-вторых, даже после окончания переходного периода розничный покупатель сможет купить товар, содрать маркировку, и потом вернуть товар обратно продавцу. Право на возврат товара прописано в законе «О защите прав потребителя», в нем не было сделано никаких изменений в связи с маркировкой. В этом случае продавцу необходимо будет перемаркировать товар, т.е. запросить в ЦРПТ новый код, заплатить за него 50 копеек и распечатать ярлык с 2-мерным кодом DataMatrix. В графе «причина ввода в оборот» нужно будет указать «Перемаркировка» - такая причина предусмотрена наряду со стандартными «Производством» и «Импортом».

"Длина «криптохвоста» для разных категорий товаров разная. Так, для табачных изделий это 4 символа, а для лекарств в первоначальном варианте планировалось добавлять 92 символа. Код такой величины влез бы не на каждую упаковку лекарств и многим производителям пришлось бы увеличивать размер упаковки и перенастраивать производственные линии. Участникам рынка удалось достучаться до Минпродторга и уменьшить размер «криптохвоста» до 44 символов."

Как она выглядит

Правила маркировки не требуют размещать на упаковке что-либо, кроме 2-мерного штрих-кода в формате DataMatrix. Организация вправе кроме DataMatrix нанести на упаковку информацию, из которой состоит код (серийный номер, код маркировавшей организации и т.д.), в обычном виде.

Вероятно, в будущем производители придут к этому, ведь возможны ситуации, когда штрих-код невозможно прочитать из-за того, что упаковка помята. Такие ситуации нередко возникают даже с обычными (полосатыми) одномерными штрих-кодами. В таких случаях продавец, столкнувшись с тем, что товар не может быть продан из-за того, что невозможно просканировать штрих-код, вводит код вручную, благо он обычно состоит из 10-12 цифр. В случае с DataMatrix придется вводить не 10, а, например, 75, и не цифр, а латинских букв, различая строчные и прописные. Непростая задача для кассира! Тем не менее, если этого не сделать, продать товар не получится. Придется проводить перемаркировку, и хотя она и стоит всего 50 копеек, затраты по времени могут оказаться неприемлемо большими. Читатель может самостоятельно пофантазировать на тему того, что будет говорить покупатель из российской глубинки, которому не продают лекарство в единственной в радиусе 20 километров аптеке по причине того, что невозможно что-то там просканировать.

Изображение с сайта честныйзнак.рф (официальный сайт ЦРПТ). По мнению автора,в будущем маркировка будет выглядеть не так
Изображение с сайта честныйзнак.рф (официальный сайт ЦРПТ). По мнению автора,в будущем маркировка будет выглядеть не так

Отслеживание товара

При каждой продаже товара необходимо будет обновлять в базе ЦРПТ информацию о текущей принадлежности товара. Поставщики не будут передавать информацию напрямую в ЦРПТ. Вместо этого нужно будет отправить УПД через систему электронного документооборота (ЭДО). Оператор ЭДО, как обычно, отправит УПД покупателю, а кроме этого, в ЦРПТ. Для того, чтобы это стало возможным, в 2019 году в формат электронного УПД были добавлены поля для кодов маркировки.

Возможно, ваша организация уже обменивается документами с клиентами и поставщиками через ЭДО – эта система действует уже давно и напрямую не связана с маркировкой. Тем не менее, операторов ЭДО много, и не все из них участвуют в «роуминге» - обмене документами между операторами. Вам нужно убедиться, что ваш оператор поддерживает роуминг и сможет доставить УПД любому контрагенту, которому вы продаете маркированный товар.

Таким образом, если ваша учетная система еще не интегрирована с ЭДО, пришло время это сделать. Если уже интегрирована, необходимо модифицировать ее для передачи в УПД кодов маркировки.

УПД – это «универсальный передаточный документ», он заменяет счет-фактуру и накладную ТОРГ-12 и содержит в себе все поля этих двух документов. Организации имеют право применять УПД или выписывать, как раньше, отдельно счет-фактуру и ТОРГ-12. В этой статье для краткости мы пишем только про УПД, хотя в электронный формат фактуры тоже были добавлены нужные для маркировки поля.

Розничная продажа

При розничной продаже продавец обязан просканировать DataMatrix и отослать код в ЦРПТ для регистрации выбытия товара из оборота. Делается это не напрямую – коды маркировки необходимо указать в кассовом чеке, и затем ваша онлайн-касса передаст данные оператору фискальных данных (ОФД), а уже он передаст данные в ЦРПТ. Есть и альтернативная возможность – поскольку существуют ситуации, когда организации вправе не применять онлайн-кассы (в отдаленных районах, при торговле на рынке и в других случаях), регистрация реализации маркированной продукции может быть сделана через личный кабинет на сайте ЦРПТ. Сделано это должно быть в течении 3 дней после продажи.

С каких дат вводится обязательная маркировка?

Начнем с предупреждения: даты запуска маркировки по каждому виду товаров постоянно сдвигаются, поэтому любые даты, которые вы найдете в интернете, нуждаются в проверке. Это относится и к датам, которые указаны в этой статье. Причем бывают ситуации, как в маркировке духов, когда первоисточником является такой экзотический документ как проект постановления Правительства РФ. Такие проекты размещены на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов» - http://regulation.gov.ru/.

Другая важная особенность состоит в том, что введение обязательной маркировки – это не одна дата, а сразу много. Например, в маркировке духов различаются как минимум:

  • Дата, до которой производителям и импортерам запрещено маркировать продукцию (Почему запрещено? Вероятно, потому, что к этой дате еще не готова инфраструктура оператора);
  • Дата, начиная с которой производители и импортеры обязаны маркировать продукцию;
  • Дата, начиная с которой запрещена оптовая продажа немаркированных товаров;
  • Дата, начиная с которой запрещена розничная продажа немаркированных товаров.

Например, официальные даты начала обязательной маркировки духов на момент написания этой статьи (декабрь 2019) можно узнать только из проекта постановления правительства, появившегося на портале примерно в ноябре 2019 года (https://regulation.gov.ru/projects #npa=95700). Сейчас эти даты такие:

  • Маркировка разрешена с 1 декабря 2019 года (раньше была запрещена до 1 апреля 2020)
  • С 1 октября 2020 года компании обязаны закупать только маркированные духи (ранее было с 1 июля 2020)
  • С 1 октября 2021 года компании обязаны продавать только маркированные духи (ранее было с 1 сентября 2020, кроме этого, раньше в тексте были неоднозначные формулировки, и только в последней редакции четко прописано, что «при наличии по состоянию на 1 октября 2020 г. на территории РФ нереализованной парфюмерной продукции, произведенной или ввезенной на территорию РФ ‎до 1 октября 2020 г., вправе осуществлять реализацию такой парфюмерной продукции без маркировки средствами идентификации в срок до 30 сентября 2021 года включительно».

Для обязательной маркировки товаров легкой промышленности планируются такие даты:

  • Маркировка разрешена с 1 декабря 2019 года;
  • С 1 января 2021 года компании обязаны продавать и покупать только маркированную продукцию и передавать в ЦРПТ сведения о купле-продаже;
  • К 1 февраля 2021 обязаны промаркировать все складские остатки.

(источник – проект постановления Правительства, https://regulation.gov.ru/p/95193 )

Маркировка оптовой упаковки

Нельзя не порадоваться тому, что разработчики системы маркировки предусмотрели возможность не сканировать каждую единицу товара при приемке и отпуске продукции. Компании вправе упаковывать товар в крупную тару, нанести на нее ярлык с кодом SSCC (его можно сгенерировать самостоятельно) и затем передать в ЦРПТ информацию о том, что такой-то код SSCC заменяет такие-то коды маркировки. Сделать это нужно один раз, и затем остальные участники логистической цепочки имеют возможность не сканировать каждую единицу товара, а сканировать оптовую упаковку, не открывая ее. Можно даже вкладывать упаковки с кодами SSCC в более крупную упаковку и присваивать ей свой код SSCC.

Конечно, принимая от поставщика товар по коду SSCC, вы берете на себя риск – полагаетесь на то, что неизвестные вам фасовщики поставщика все разложили правильно, ведь если они ошиблись, конечный продавец не сможет совершить розничную продажу.

Что делать?

Если ваша компания производит или продает товар, подлежащий обязательной маркировке, вам необходимо:

  • Интегрировать вашу систему учета с системой электронного документооборота. Возможно, такая интеграция у вас уже есть – тогда нужно только доработать ее для передачи в УПД кодов маркировки.
  • Внедрить сканирование кодов маркировки при приемке и отпуске товара.
  • Вам будет нужно промаркировать складские остатки, если, конечно, они не оборачиваются у вас так быстро, что немаркированная продукция сама собой окажется распроданной к установленной дате. Для этого нужно будет сделать в вашей учетной системе модификацию, позволяющую печатать ярлыки DataMatrix и посылать информацию об этом в ЦРПТ. Эта возможность пригодится и в будущем – если клиент вернет вам товар с испорченным ярлыком или ярлык испортится у вас на складе.
  • Если ваша компания занимается розничной торговлей, необходимо будет внедрить сканирование кодов на рабочем месте кассира.

Специалисты компании Columbus всегда будут рады помочь вашей компании сделать изменения в учетной системе и внедрить необходимые бизнес-процессы. Мы специализируемся на учетных системах MS Dynamics AX и 1С.

О будущем

На сайте ЦРПТ можно найти информацию, что к 2024 году планируется расширить маркировку на «практически все» категории потребительских товаров. Хотя никаких законопроектов или проектов постановлений правительства, подтверждающих это намерение, автор не нашел, нельзя исключать, что к 2024 году действительно нельзя будет купить даже литр бензина без наклейки с DataMatrix на нем. Несомненно, обязательная маркировка приведет к переделу многих рынков. Возможно, вам необходимо уже сейчас готовить свой бизнес к новому положению дел. Мы не будем здесь говорить об очевидных вещах, связанных с тем, что станут невозможными различные «серые» схемы поставок. Можно ожидать, что в новой рыночной ситуации:

  • Станут более рентабельными товары, упакованные в более крупную упаковку. Некоторые дешевые товары в принципе исчезнут;
  • Необходимо будет налаживать более тесный контакт с вашим китайским производителем, чтобы наносить маркировку сразу на заводе;
  • Если вы еще не интегрировали вашу учетную систему с системами электронного документооборота, самое время это сделать. Даже если это не нужно для маркировки прямо сейчас, это удобно само по себе – не нужно посылать курьеров с актами и счетами-фактурами.
  • Получите усиленную электронную подпись – это тоже может понадобиться вам для разных целей.
77
16 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

В стране нет других желающих (и имеющих возможность) построить it-инфраструктуру за 200 миллиардов для этой системы. Маркировка - это ближайшее будущее всего развитого мира, где каждый произведенный товар отслеживается электронно. За каким лядом вы приплели сюда судебную систему - вообще непонятно. Чистая экономика: маркировка убивает черный рынок. На примере шуб (первая отрасль, где ввели маркировку) виден прогресс - белый рынок меховых изделий вырос в 6 раз по щелчку.

Ответить

Первая типичная проблема - монополия на qr-коды маркировки.

Поправьте, если я ошибаюсь.

3
Ответить

А в чем проблема?

1
Ответить

Хорошая статья по делу. В соцсетях уже несколько месяцев по маркировке одни страшилки ходят, хотя по факту система принесет много пользы и участникам и рынку в целом.

1
Ответить

А если продажи идут через маркетплейс. Что обязан делать маркетплейс?

Ответить

Под словами «продажа через маркетплейс» могут подразумеваться разные схемы работы, но можно однозначно сказать, что при розничной продаже идентификатор товара передается в составе реквизитов кассового чека. Если в вашем бизнес-процессе формированием чека онлайн-кассы занимается маркетплейс, то это он будет передавать информацию о маркировке в гос. органы. Скорее всего, ваш маркетплейс не занимается отгрузкой товара и физически не может отсканировать Data Matrix, поэтому нужно будет озаботиться тем, как передать в маркетплейс коды маркировки.  

Ответить