Личный бренд ресторатора: с чего начать?

Пять вопросов, которые надо задать самому себе

Личный бренд ресторатора: с чего начать?

«У меня свой ресторан!», - одна фраза, которая мгновенно меняет ход любого разговора, атмосферу и мнение о человеке. Аромат жареного стейка, красивый зал с расторопными официантами, рубиновое вино, медленно льющееся в пузатый бокал... И среди всего этого великолепия – харизматичный владелец, который лично приветствует гостей, представляет своего нового бренд-шефа и рекомендует специалитеты, пока гости восхищенно вспоминают его последнее интервью в глянце. Да. Образ ресторатора в обществе сильно романтизирован. Но нам это на руку. Общественный стереотип – благодатная и плодородная почва для выращивания личного бренда. Но прежде, чем к этому приступить, надо ответить себе на пять вопросов.

1. Зачем и почему?

Все помнят историю основателя совсем не ресторанного бренда Toyota Сакити Тойода с его методом пяти «почему». Однако, можно не усердствуя так сильно, задать себе всего пару вопросов: «Зачем мне нужен личный бренд? Почему я хочу стать известным ресторатором?» Выявив собственные триггеры, легче справиться с тем стрессом, который ожидает впереди – стрессом публичных выступлений, постоянного контакта с аудиторией, стрессом от хейта в соцсетях и т.д. Мотивация должна быть сильнее страха.

Но помимо персональных мотивов, побуждающих к созданию личного бренда, впрочем, есть и объективные.

Итак, личный бренд владельца ресторана:

- повышает доверие к месту;

- позволяет проводить массированные PR-кампании почти бесплатно;

- позволяет привлечь целевую аудиторию;

- необходим, как условие успеха в сфере гостеприимства;

- позволяет создать атмосферу одушевленного сервиса, уйдя от обезличенных стандартов.

Ресторатор с развитым личным брендом – частый гость теле- и радиоэфиров, медийная личность. Он является экспертом для бизнес-СМИ, его приглашают на профильные мероприятия. И при прочих равных гость выберет для красивого ужина или празднования большого торжества ресторан «с именем» - это престижно, интересно и, наконец, безопасно(ведь качество блюд «лично» контролируется знаменитым владельцем).

2. Кто я?

Кто будет медийным лицом – владелец-бизнесмен или же брендшеф? От этого зависит вся коммуникационная стратегия. Владелец может успешно оставаться «в тени», а вся слава и публичность достанется «главному по кухне». Опытные предприниматели, впрочем, советуют делатьтак, только если брендшеф является соучредителем бизнеса – наемную «звезду» просто переманят конкуренты.

Легко предположить, что владелец ресторана будет участвовать в бизнес-мероприятиях и представлять свое детище, как успешный коммерческий проект – но для подобной активности у него уже должен быть соответствующий бэкграунд. Условно, у коммерсанта, ранее открывшего сеть магазинов или концертный зал, гораздо больше шансов быть интересным для СМИ, чем у вчерашнего студента, который накопил на свою первую бургерную. То же касается и шефа – чем больше достижений «за плечами», тем охотнее его будут приглашать на кулинарные шоу.

3. Что не так, как у всех?

Информационные поводы никто не отменял. Для публикации на хорошем ресурсе недостаточно просто открыть котлетную типа «Фаршик и лучок». Если больше вообще не за что зацепиться – нет более сильного известного бренда в анамнезе или популярности в другой сфере – одним словом, никто из вас не Матильда Шнурова и не Аркадий Новиков – надо брать инновациями, привязанными к личности ресторатора. «Предприниматель Сергей П. Открывает в Петербурге первую уникальную котлетную, где посетители смогут сами лепить котлеты из фарша и даже кидаться ими. На такое оригинальное решение Сергея вдохновил его предыдущий опыт – ведь владелец нового бара 10 лет профессионально занимается баскетболом».

Есть ведь и жизненные реальные кейсы. Например, основательница известной московской кондитерской Brownie mama Ульяна Юрьева поняла, что ее отличительная черта и конкурентное преимущество – это приверженность семейным ценностям. На своем сайте она начинает знакомство со слов «Привет, меня зовут Ульяна, я многодетная мама и хозяйка семейной моно-кондитерской», а в самом кафе можно увидеть личные фотографии владелицы и ее счастливой большой семьи. В Москве тысячи владельцев кондитерских, но похвастаться таким количеством интервью могут очень немногие.

4. Для кого?

Тут все очевидно: будь ближе к людям. Но не ко всем- а к тем, кого хотел бы видеть в своем ресторане/кафе/баре/котлетной. Если есть желание привлечь серьезную публику – владелец ресторана посещает экономические форумы, выступает на бизнес-мероприятиях приглашенным спикером и т.д. Напротив, желая открыть демократичное место, не стоит особо важничать. Будь проще, и люди к тебе потянутся – и пойдут в твой ресторан. Например, основатель «Dodo пицца» Федор Овчинников в своем блоге откровенно рассказал о собственном опыте работы в сетях фастфуда, причем, на самых низших позициях. Такое позиционирование вызывает уважение и доверие.

5. Сколько это будет стоить?

От «нисколько» до гонорара приличному пиарщику/копирайтеру для ведения блога владельца/подготовок комментариев в СМИ. Считайте сами: хорошо подготовленные комментарии в СМИ, как правило, бесплатны и их охотно публикуют. Интервью, что называется, «еще надо заслужить» , однако, рейтинговые издания не продают и эту опцию, выбирая действительно интересных героев.

Ну а на просторах интернета можно найти несколько удачных площадок для ведения собственного блога – многие из них также не предполагают оплаты и обеспечивают отличные охваты. Но об этом – в следующих постах!

11
7 комментариев

По делу, и как жаль, что большинство горе-рестораторов не задают себе такого рода вопросы...

1
Ответить

Спасибо) Ну вот есть же "звезды" - Новиков, Мнацаканов, Белькович, Овчинников и т.д., и т.п. Достаточно изучить опыт просто одного из них -уже обучающий курс, считай, прошел. Или нанять сразу хорошего копирайтера и пиарщика - но только живого, чат джипити не вытащит))

Ответить

согласен с тем что и интерьер и в целом атмосферу нужно подстраивать под желанных гостей

1
Ответить

В одном из следующих постов я поделюсь личным опытом: что бывает, если "мы работаем для всех"... Не для слабонервных контент;)

Ответить

Владение рестораном действительно требует не только профессионализма в кулинарии. И к сожалению, как бы мне не хотелось иметь свой бизнес такого рода, для меня это сложно

Ответить