Как мы импортозаместили софт и помогли сэкономить 70 миллиардов добывающему холдингу
Не скопировал, а вдохновился: как перерабатывали референс
Базово задача импортозамещения ПО выглядела так — повторить ключевые фичи американского софта. Он во многом не попадал в бизнес-процессы компании, поэтому нам предстояло переработать референс под нужды заказчика.
Чтобы выяснить, как именно выстраивать новую систему, мы провели аналитику — это обязательный этап для всех проектов Атвинты.
На старте определили набор актуальных для команды функций и возможностей. Многое в коробочном решении не пригодилось, поэтому в собственную разработку часть функционала не пошла.
Чтобы продумать логику функций, мы провели многочасовые полевые исследования со сотрудниками, которые пользуются системой. Они проводили свой обычный рабочий день с рутинными задачами и комментировали:
- как выстроена схема их работы;
- для чего они выполняют то или иное действие;
- какие показатели они применяют и т.д.
- какие есть сложности в работе с софтом.
Благодаря аналитике погрузились в задачу и выяснили, как устроена проверка идей в компании. Плюс проанализировали внутренние регламенты по закрепленной методике. На основе собранной фактуры проработали логику пользовательских путей внутри софта для разных ролей и закрепили их в формате схем.
С этими данными проектировщикам было легко собирать интерфейс системы.
MVP + бэклог: как делали разработку
На старте полного видения продукта не было, и в процессе постоянно появлялись все новые уникальные хотелки, которые накидывал заказчик. В разработке хотелось гибкости, поэтому работали по скраму.
Сначала собрали ключевые фичи для MVP, чтобы создать первую версию продукта. Шлифовали и расширяли функционал уже после старта внедрения. Пока делали базовую версию, формировали бэклог на будущее. И мы, и заказчик были вдохновлены процессом — у нас было много идей, как улучшить систему.
Их было так много, что продукт развиваем и поддерживаем уже более 3 лет. На его базе сейчас создается целая экосистема из 5 сервисов бережливого производства.
Перфекционизму в продукте не место — сервис, в котором хотят разработать все и сразу в первой версии, суждено попасть на кладбище продуктов. Его разработка будет бесконечной, и постоянно найдется, что добавить и доделать.
Сейчас на базе нашей разработки создается целая экосистема из 5 сервисов бережливого производства.
Ключевые фичи: весь процесс внедрения идей внутри нашего сервиса
Методология проверки идей разбита не несколько этапов: от создания концепции до внедрения и подсчета эффекта. В сервисе мы оцифровали весь жизненный цикл идеи.
Предложение идеи
Первый шаг — это создание концепции и проработка идеи сотрудником компании. Авторами мероприятий выступают технические специалисты, топ-менеджеры и консультанты по развитию.
Мы сделали шаблон для создания паспорта идеи. Это форма, в которой сотрудник заполняет поля с необходимой информацией: проблематика, решение, файлы и расчеты, предполагаемый бюджет, ответственные и прочая информация.
Одна из ключевых вещей здесь — показатель эффективности, то есть на улучшение чего направлена идея. Предложения должны сокращать потери и повышать эффективность производства в конкретных показателях.
Например:
- выпуск продукции;
- объем брака;
- масса очистки;
- затраты на транспортировку;
- расход материала.
Мы создали базу таких показателей, чтобы пользователи могли привязывать к ним мероприятия. Например, ремонт или закуп нового станка снизит объем брака. Тогда объем брака будет показателем эффективности для этой идеи.
На странице показателей эффективности содержится подробная информация: единица измерения, описание, расчет и производство, к которому он относится. На отдельных вкладках можно увидеть список всех мероприятий, которые привязаны к этому показателю, а также общую динамику показателя.
Согласования
Чтобы идею взяли в работу, и она перешла к внедрению, ее должны согласовать разные стороны. Например, экономический отдел, производственная служба, начальник цеха или несколько ЛПРов из разных подразделений. Для согласующих мы создали отдельные роли в системе — у них есть доступ только к согласованиям и наблюдению.
У заказчика есть чек-листы, которые ЛПРы должны заполнить перед переходом идеи на следующий этап. Прикрепление и заполнение этих чек-листов мы реализовали в софте. Когда приходит время принять или отклонить идею, согласующим приходит уведомление на почту и в самой системе.
Чтобы предложение перешло на следующий этап, должны быть отмечены все чек-боксы. Если согласующий не отметит какой-либо из пунктов, то система отправит идею на доработку автору.
В процессе согласования мы учли очередность. Например, нет смысла отправлять идею директору производства, если она не пройдет согласование на уровне инженера. Поэтому в сервисе есть функция, которая позволяет задать порядок согласования разными ЛПРами.
В конце квартала у руководителя может накопиться 40-50 идей для согласования, и это займет огромное количество часов. При этом не каждый проект требует пристального внимания — если ключевые показатели в норме, и все идет по графику.
Чтобы оптимизировать время сотрудников, мы добавили функцию упрощенного согласования. Оно происходит так: система выводит только план и факт, и если все в порядке, то руководитель подтверждает согласование одним кликом.
Упрощенное согласование позволяет принять до 50 идей за 15 минут.
Планировщик задач: своя Жира внутри софта
Чтобы авторы могли составить план реализации гипотезы, мы создали планировщик задач с разбивкой по этапам. Нечто вроде Жиры внутри нашего сервиса.
В планировщике автор составляет план работ, назначает ответственных, дедлайны. Это позволяет составить четкий план действий и придерживаться графика. А для топ-менеджмента и согласующих это возможность проконтролировать процесс внедрения идеи.
Расчет эффекта
Одна из ключевых функций сервиса — расчет эффекта идеи в деньгах. Чтобы оценить результат, нужно знать, сколько денег мероприятие сэкономило или заработало для компании. Успешные идеи будут приняты на постоянной основе, провальные — останутся в статусе неудачной гипотезы.
В предыдущем софте это было одной главных болей — в расчетах отсутствовала прозрачность, и они были составлены на базе зарубежных практик. Компания не могла доверять отчетам из системы.
В результате у экономического отдела не было понимания, на чем основаны итоговые цифры. Поэтому компания не могла доверять отчетам из системы. В своем продукте заказчик хотел видеть понятные и открытые формулы, учитывающие процессы внутри его холдинга.
Дерево факторов
Чтобы добиться прозрачных расчетов, мы создали Дерево факторов. С помощью функции сотрудники выстраивают многофакторные модели — формулы, по которым система рассчитывает эффект мероприятия.
Чаще всего мероприятия касаются изменений в производстве. Например, добавить действие в технологическую цепочку, изменить плотность материала, увеличить силу проката станка. Одно маленькое изменение внедряется в большой процесс и приводит к изменению эффективности производства.
Если переводить на язык математики, то мы получим много слагаемых, влияющих на итоговый результат. Дерево факторов собирает все это воедино и корректно считает эффект идеи в деньгах.
В интерфейсе дерево факторов выглядит как разветвленная схема с различными слагаемыми и математическими действиями между ними. В финале все сводится к расчету экономического эффекта от мероприятия.
При работе с системой сотрудники могут выбрать готовое дерево из базы или создать свою схему расчета. Перед запуском дерево помогает рассчитать плановый эффект, а после внедрения — добавить полученные результаты и узнать факт.
Для этого используется вкладка «Эффект» — туда исполнители подгружают фактические данные, и система автоматически считает финансовые показатели по приложенному дереву .
Теперь сотрудники получают достоверные данные об эффективности идеи.
Дерево факторов считает плановый и фактический эффект идеи в деньгах. Теперь сотрудники получают достоверные данные о результатах мероприятия.
Дашборды
Чтобы помочь пользователям с аналитикой, на страницу идеи мы добавили дашборды, которые содержат ключевые данные о мероприятии:
- этап реализации;
- диаграмма с отслеживанием динамики показателей;
- риски;
- просроченные задачи и другое.
С дашбордом можно быстро оценить ситуацию и обратить внимание на проблемные места / невыполненные задачи / соответствие плану.
Еще в личный кабинет мы добавили кастомные дашборды, которые пользователи могут собирать сами под свои задачи. На панели можно отобразить любую информацию — начиная просроченными задачами и заканчивая оперативными графиками-отчетами по эффективности своих мероприятий.
В системе аккумулируется огромное количество информации, и пользователи могут отражать любые данные.
Читайте наш бэнгер про разработку дашбордов:
Отчеты
Еще одной болью в иностранном софте были отчеты — они не обеспечивали полный контроль над всеми идеями, оставались слепые пятна с недостаточным количеством данных.
К тому же, в программе нельзя было настроить кастомные отчеты, а такая потребность у компании была — разным сотрудникам требовался разный набор данных.
Мы сделали раздел отчетов, основанный на нуждах клиента. Перед его разработкой мы провели сбор требований и создали десятки отчетов, которые содержат показатели по запросу сотрудников компании. Например, время нахождения идей на разных этапах или цифры по общему портфелю улучшений.
Дизайн
В приоритете стояли сроки реализации продукта, поэтому для работы с интерфейсом мы предложили использовать библиотеку готовых компонентов Vuetify, на что получили согласие заказчика. Также подключали библиотеки с готовыми визуалами и кодом для графики — диаграмм, таблиц и т.д.
Это помогло сократить сроки разработки и уделить больше времени продумыванию логики и процессов внутри системы.
Специфика проектирования состояла в том, что в интерфейсе нужно было просто и доступно отобразить сложные бизнес-процессы.
Системой пользуется огромное количество человек с разным уровнем цифровой грамотности, поэтому интерфейс должен быть интуитивно понятным, содержать множество подсказок и иметь предсказуемое поведение. Мы тщательно выстраиваем пользовательские пути и делаем инструментарий системы простым для восприятия и использования.
Еще одно преимущество — гибкость. Продукт развивается, и все хотелки мы быстро внедряем в систему, в том числе за счет того, что не нужно с нуля отрисовывать компоненты. Получили запрос — продумали логику — отрисовали макет с элементами Vuetify — передали разработчикам.
Так мы избавляемся от лишних действий на этапе дизайна и концентрируемся на расширении возможностей системы, а не ее украшении. Несмотря на то, что мы любим и умеем делать эффектный дизайн, в контексте этого продукта такой подход наиболее актуален.
Все хотелки мы быстро внедряем в систему, в том числе за счет того, что не нужно с нуля отрисовывать компоненты дизайна.
Внедрение: как раскатывали продукт и исправляли баги
Истории про мгновенный контакт между пользователем и системой не будет. Когда запускаешь большой продукт, невозможно учесть все нюансы, и команде потребуется время на отладку.
Те, кто внедряет цифру в больших компаниях, знает, что такое саботаж — всегда встречается процент людей, не готовых принять изменения и научиться работать по-новому. Мы применили гибкий подход, чтобы минимизировать сопротивление и сделать комфортный переход на импортозамещенное ПО.
Начали с постепенного внедрения — сначала в сервисе начали работать только несколько предприятий. Перед тем, как тиражировать софт на все филиалы, мы выявили и устранили баги на тестовых запусках.
Нам достался негативный бэкграунд от прошлого продукта, и нужно было проработать ожидания сотрудников и подружить их с новой системой.
Сначала в сервисе начали работать только несколько предприятий. Перед тем, как тиражировать софт на все филиалы, мы выявили и устранили баги на тестовых запусках.
Получая обратную связь, мы оперативно устраняли ошибки и улучшали продукт. Главное — реагировать быстро. Так раздражение мы поменяли на желание помочь в развитии нового сервиса.
Если пользователи понимают, что их слышат и система действительно меняется, тогда они охотнее работают с софтом и общаются с техподдержкой. Пользователи делятся позитивным опытом с коллегами, которые после хороших отзывов сразу настраиваются на комфортную работу с системой.
Мы стартовали внедрение в декабре 2021 года, и понадобилось около четырех месяцев, чтобы исправить баги, обучить основной костяк постепенно заходящих пользователей и устранить саботаж на местах.
Сейчас сотрудники знают, что продукт удобный, и свободно заходят в систему для решения своих задач. Мы видим их интерес — пользователи активно предлагают новые фичи и для более эффективной работы сервиса.
Цифры и итоги
С нашим продуктом компании удалось цифровизовать и автоматизировать процесс проверки идей. Главный результат проекта — успешное внедрение. Системой пользуются 1 700 сотрудников из 34 компаний холдинга. Они активно предлагают идеи для сокращения потерь и улучшений на производстве.
В сервисе зарегистрировано 2 500 проектов, которые принесли экономический эффект в виде 70 млрд рублей.
Собственная разработка и импортозамещение софта с Атвинтой обошлись заказчику дешевле, чем оплата ежемесячного тарифа в американской коробке. При этом он получил кастомное гибкое решение, на 100% отвечающее его бизнес-процессам.
Импортозамещение софта с Атвинтой обошлось заказчику дешевле, чем оплата тарифа в американской коробке.
Мы всегда на связи и готовы развивать не только этот сервис, но и IT-ландшафт компании в целом. Сейчас на базе нашего продукта развивается целая экосистема из 5 сервисов бережливого производства с емкостью 60 000 пользователей.
Подведем итоги преимуществами собственной разработки перед коробочным решением:
- настройка под специфику и бизнес-процессы компании
- 100% влияние на продукт и независимость от вендора
- экономия бюджета и альтернатива дорогим зарубежным решениям
- быстрые доработки и оперативный отклик разработчиков на запросы
- нет риска потерять ПО из-за его ухода с российского рынка
- разработчик и пользователь коммуницируют напрямую
- возможность выстроить экосистему, настроить удобные интеграции и общие базы данных
- нет сложностей с документами и техподдержкой (при работе с зарубежным ПО заказчик потратил полгода только на согласование договора)
- безопасность информации, которая хранятся на своих серверах;
- продукт является собственностью компании
- возможно вывести софт на рынок и монетизировать его
Собственная разработка подойдет крупным компаниям со специфичными бизнес-процессами. Обычно в таких случаях готовых решений на рынке мало, они не всегда гибкие и стоят дорого. Плюс на таких масштабах всегда есть амбиции растить IT-архитектуру на собственных мощностях, поэтому лучше сразу вложиться в свою разработку, которая станет базой для всего цифрового ландшафта компании.
Закажите импортозамещение софта или разработку корпоративного сервиса в Атвинте — напишите нам в телеграм.
Классная статья! Где мне найти Атвинту кроме VC?
• наш сайт
• наш тг-канал с 5к подписчиков
• наша почта: info@atwinta.ru
Это компания, по сути, копирует госпроект ФЦК. Если кратко, то приходит со стороны ничего не понимающие в существующем производстве альтернативные умы и начинают предлагать идеи со стороны о том, как сократить расходы, внедрить бережливое производство, оптимизировать процессы, убрать Васяна с вот этой линии, потому что он по их мнению не нужен и т.д. По окончанию на бумаге они имеют красивые показатели, по факту "низы" в глубокой жопе. Опыт одной атомной станции, на которой оптимизировали производительность и внедрили бережливое производство показал небывалый рост в 15%. Генератор как крутил 2400 МВт в час так и крутит, а рост за счет чего? А за счет сокращения рабочего персонала. Почему бы и нет)
А все эти истории с предложениями по улучшению это вообще на отдельную статью тянет. Если кратко, то на подопытном предприятии создается отдел, отдел мать его, который должен регистрировать эти предложения по улучшения, модерировать их, претворять в жизнь и считать экономический эффект. По факту, кто это предложение инициировал - тот его и полностью реализует от и до, а ОТДЕЛ постоянно пинает инициатора и звонит проконтролировать тот или иной этап.
Такие компании как Ваша, очень любят крупных игроков, потому что на крупном предприятии очень легко нарисовать красивые цифры, а также растянуть процессы выполнения на бесконечное количество людей с отсутствием какого-либо контроля. Ни ФЦК (гос.программа), ни любая другая фирма подобно Вашей не берется за малые производства и "заводики", потому что учредитель "за бабки спросит", его красивыми графиками не накормишь.
Когда коммент в несколько раз лучше поста.
Кажется вы читали статью не тем местом)
Не копирует, а занимается плагиатом, немножечко изменив
Читать про тёплое, а писать про мягкое, вероятно, какая-то традиция на VC.
Возможно, что прочитали только заголовки, я не знаю как так получается.
По сути комментария.
Во-первых есть большая разница между "приходит со стороны ничего не понимающие в существующем производстве альтернативные умы" и выстроенным процессом, когда эти инициативы предлагают люди с действующего производства. Не отдел, как в вашем примере, а любой сотрудник холдинга.
В первую очередь важен не процесс автоматизации, а выстроенный процесс реализации таких инициатив, это часть культуры компании.
И важно разделать два процесса "создание процесса по работе с инициативами" и "автоматизация этого процесса". Без первого второе никогда работать не будет.
Для компании, где процесс уже есть, легко и приятно создавать подобные системы. И они действительно работают.
Но вам же этого не доказать, ни благодарственные письма, ни другие аргументы вряд ли могут переубедить человека, который обвиняет весь рынок разработки в том, что "очень легко нарисовать красивые цифры, а также растянуть процессы выполнения на бесконечное количество людей с отсутствием какого-либо контроля".
Повторюсь, вы же не прочитали статью, но мнение имеете. Жаль, что оно не в тему статьи.
Уволить сторожа?
С мелкими производствами мы тоже работаем, кстати.
Вот пример ERP/MES системы, которая помогает небольшому производителю кормов.
https://vc.ru/services/302455-my-uvolili-snabzhenca-posle-vnedreniya-erp-sistemy-kak-avtomatizaciya-biznes-processov-izmenila-rabotu-proizvodstva
Вопрос не в размере компании, а в желании и готовности меняться и что-то внедрять. В противном случае всё действительно заканчивается потёмкинскими деревнями, как вы и описали.