«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства

Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.

Перевод колонки Vice.

В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:

  • Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
  • Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
  • Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
  • Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.
«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства

Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.

«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.

При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.

В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.

Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.

Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.

Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».

В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.

Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.

Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.

«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.

По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.

Должна быть некоторая прозрачность вокруг устаревания устройств. Нужно придумать, для чего можно использовать эти устройства, если они не могут быть постоянно подключены к интернету.

Я думаю, что производители должны нести ответственность за то, чтобы у них был план действий, а не просто создание устройств-зомби.

Натан Проктор

Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.

А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.

​Переработка iPhone <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.apple.com%2Fnewsroom%2F2018%2F04%2Fapple-adds-earth-day-donations-to-trade-in-and-recycling-program%2F%3FsubId1%3Dxid%3Afr1579878379776ded&postId=103088" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Apple</a>​
​Переработка iPhone Apple

Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.

Эти компании просто пренебрегают [старыми покупателями]. Ситуация с Sonos похожа на первый выстрел. Вероятно, будет волна похожих случаев в ближайшие пару лет. И в итоге люди начнут серьёзно переживать из-за этого.

Натан Проктор

Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.

Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.

До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.

Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.

В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.

5353
149 комментариев

Купил я значит колонку lg с алисой, так эта ман% не обновляется. Lg валит все на яндекс, яндекс на lg а я сосу %#* потому что, уже полгода эти колонки не получают обновления

58
Ответить

Интересно, колонка устарела после вскрытия упаковки или выноса из магазина?

23
Ответить

Пусть страдают хипстеры

6
Ответить

У LG вообще плохо с обновлениями, как я понимаю. Мой LG G7, флагман 2018 года, последний раз обновлялся в октябре того же 2018 года.

3
Ответить

а тема занятная, на лекарствах пишут срок годности, теперь надо таких говнопроизводителей обязать писать срок использования, их техногенного мусора. Заодно глядишь снова появится бытовая техника с 3-5 лет гарантии. 

1
Ответить

Не понимаю .ять, какое ОБНОВЛЕНИЕ может быть у КОЛОНОК?!! 

Ответить

Странная статья, сначала мимоходом упоминается реальное хамство производителей в виде отключения функций оплаченных потребителем устройств, а затем спускают всех собак на Sonos, который всего-навсего прекращает выпускать программные апдейты для устройств, выпущенных 15 (!!!) лет назад. При этом никак не ограничивая их дальнейшее использование.


Кто находит такую практику возмутительной - тому, видимо, повезло никогда в жизни не держать в руках технику Xiaomi, на которую обновления перестают прилетать уже спустя полгода-год после релиза (имею на руках Mipad, который так и не обновился с андроида 4.4, сетевой спикер, последнюю прошивку к которому выпустили нарочно запоротой, и сяомовский роутер свежего поколения, который, судя по всему, идеальным с конвейера вышел, т.к. за последний год на него ни одного апдейта не прилетело).

51
Ответить