Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Apple Vision Pro — новинка в мире очков виртуальной реальности — вызвала бурю обсуждений в социальных сетях. Видеоролики с людьми, которые восторженно машут руками в воздухе, будучи погруженными в виртуальную реальность, в миг стали вирусными.

Быстрый рост интереса к VR-устройствам не только показывает их инновационный потенциал, но и предвещает значительные изменения в маркетинговых стратегиях. Давайте посмотрим, как это может быть.

Во время разработок стратегий мы в Nimax изучаем тренды и смотрим далеко вперед, чтобы наша работа была сверхактуальной и даже опережала своё время. Если ваш подход совпадает с нашим, всегда рады сделать совместный проект — пишите на hello@nimax.ru или в tg-бот.

Какой масштаб изменений ожидаем?

Телевидение и смартфоны стали катализаторами революций в маркетинге. Телевидение открыло эпоху визуальной рекламы, позволяя брендам влиять на эмоции аудитории через изображения и звук, значительно увеличивая охват и вовлеченность. Смартфоны трансформировали маркетинг в направлении мгновенного, персонализированного взаимодействия, обеспечивая таргетированную рекламу и прямое общение с потребителями через соцсети и приложения. Эти примеры иллюстрируют, как технологические прорывы могут коренным образом изменять маркетинговые подходы, что аналогично применимо и к VR-очкам.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Как будет происходить внедрение очков виртуальной реальности?

Очки виртуальной реальности успешно перешагнули через «пропасть разочарования» на кривой Гартнера и направляются к «склону просвещения». Этот этап означает зрелость технологии, её готовность к массовому признанию и интеграции в повседневную жизнь. По аналогии со смартфонами, которые прошли путь от скептицизма к широкому распространению, текущее снижение стоимости и растущая доступность VR скоро превратят их в предмет из нашей повседневной жизни, открывая новые горизонты для маркетинга.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Технологические тренды и история инноваций позволяют предположить, что в ближайшие 2-3 года очки виртуальной реальности станут доступны широкой аудитории. Постепенное проникновение очков виртуальной реальности в повседневную жизнь людей открывает перед маркетологами новый горизонт возможностей.

Этап 1. Возможности VR будут использовать только "новаторы" – смелые и решительные, готовые экспериментировать с новейшими технологиями. Бренды будут выходить в виртуальную реальность для того, чтобы ассоциироваться у пользователей с трендами и высокими технологиями. В этой точке будут актуальны кампании, обладающие потенциальным виральным эффектом.

Этап 2. На этом этапе к трендсеттерам присоединятся "первые последователи". Они будут наблюдать за предшественниками, адаптировать их опыт и развивать новые технологии. Это будет время появления более долгосрочных трендов и серьезных изменений в коммуникациях.

Этап 3. На следующем этапе к использованию VR присоединится "раннее большинство", и мы станем свидетелями фундаментальных социальных и маркетинговых изменений. В этот момент виртуальная реальность станет не просто инструментом для создания рекламных кампаний, но и мощным фактором социального взаимодействия, формирующим новые потребительские привычки и ожидания. Маркетологам предстоит не только следить за изменениями в поведении аудитории, но и активно формировать этот новый цифровой ландшафт, используя VR как средство для создания глубоких, эмоциональных связей с брендом.

Гипотеза 1: Хайповые интеграции с трендсеттерами

Внедрение VR в маркетинг отметится запуском маркетинговых кампаний, нацеленных не только на привлечение внимания к продукции, но и на создание PR-инфоповодов, демонстрирующих компанию как пионера технологических инноваций. Маркетологи сначала будут стремиться к разработке захватывающих VR-проектов, способных вызвать широкий общественный отклик. Такие кампании будут акцентировать на уникальности VR, предлагая пользователям необычный опыт, например, виртуальные путешествия или иммерсивные демонстрации продукции. То есть можно будет не просто узнать о товаре, а полностью его «испытать».

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Этот подход даст возможность брендам не только выделиться среди конкурентов, но и подчеркнуть свою инновационность. Рекламные кампании, основанные на VR, станут ключевым инструментом для формирования имиджа компании как активно исследующей новые возможности и направления в технологиях.

Со временем, когда VR-технологии станут привычными, акцент в маркетинге сместится к более глубокому и стратегическому использованию этой технологии. Но на первых этапах именно хайповые кампании станут локомотивом, тянущим бренды к инновациям и помогающим им занять выгодное положение на рынке.

Гипотеза 2: Эволюция брендовых коммуникаций через VR

С появлением VR мы станем свидетелями масштабного ребрендинга, когда компании начнут адаптацию своих брендов к новой цифровой реальности. Этот процесс будет напоминать переосмысление дизайна логотипов в эпоху социальных сетей для улучшения их узнаваемости. В эру VR ожидается создание 3D-логотипов, предназначенных для взаимодействия в виртуальном мире, что станет не только дизайнерским, но и стратегическим решением для глубокого погружения аудитории в брендовый контент.

Развитие 3D маскотов в VR открывает перед брендами новые возможности для укрепления связей с аудиторией. Маскоты превратятся из символов бренда в активных участников взаимодействия, сопровождая клиентов в виртуальных пространствах, участвуя в презентациях и организуя интерактивные мероприятия, что сделает каждый контакт с брендом неповторимым.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Важной тенденцией станет геймификация брендовых коммуникаций, превращая общение с аудиторией в захватывающий процесс. Использование игровых элементов увеличит вовлеченность потребителей, делая взаимодействие не только полезным, но и увлекательным.

Геймификация трансформирует брендовое общение в захватывающее приключение, где каждый шаг укрепляет связь между брендом и потребителем, превращая каждого участника в героя собственной истории в брендовом мире.

Гипотеза 3: Революция в покупательском опыте через VR

С приходом очков виртуальной реальности изменится не только мир технологий, но и потребительское поведение. Взаимодействие с брендом станет иммерсивным: не выходя из дома, мы сможем «брать продукты с полки магазина», испытывать товары и услуги в полностью контролируемых виртуальных пространствах. Эта эволюция приведет к настоящей омниканальности, где границы между онлайн и офлайн покупками сотрутся, предоставляя потребителям не только удобство и эффективность, но и непревзойденный опыт погружения в бренд.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Развитие VR даст толчок инновациям в области дизайна упаковки, мотивируя создавать продукцию, которая одинаково привлекательна в обоих мирах — физическом и виртуальном. Дизайнеры начнут уделять внимание не только визуальным и тактильным аспектам упаковки, но и её интерактивности и способности к погружению в виртуальной среде для целостности впечатлений.

Гипотеза 4: Иммерсивное взаимодействие с продуктом

На примере макарон посмотрим, как может измениться взаимодействие с продуктом. Представьте, сканируя QR-код на упаковке, вы откроете дверь в мир кулинарии с личным мастер-классом от известного шефа. Этот процесс не просто готовка, а уникальный диалог: шеф адаптирует рецепт под ваши навыки и предпочтения, предлагая альтернативы и корректируя ошибки в реальном времени. Больше, чем рецепт — это интерактивный опыт, где каждый шаг становится приключением.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Этот опыт выходит за рамки кулинарии. QR-код ведет к историям о происхождении продукта, виртуальным встречам с фермерами, экскурсиям по производству. Каждая покупка превратится в путешествие, глубоко связывая вас с продуктом.

Такой иммерсивный подход трансформирует упаковку в ключ к миру новых вкусов и знаний. Это не только о приготовлении еды, это о создании воспоминаний и возможностях для обучения, делая каждый прием пищи исследованием и открытием. Упаковка станет началом пути в гастрономический мир, доступный каждому.

После более глубокого проникновения очков виртуальной реальности произойдут более фундаментальные изменения, появятся новые рекламные технологии и новые площадки.

Гипотеза 5: Появятся новые социальные сети

Внедрение очков виртуальной реальности откроет новую эру для социальных платформ, аналогичную тому, как интеграция камер в смартфонах способствовала взлету Instagram* (запрещён на территории России. Компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). Эта инновация изменит способы взаимодействия пользователей, предлагая новые, более глубокие и интенсивные формы общения. Платформы виртуальной реальности позволят пользователям не только обмениваться сообщениями или фотографиями, но и полностью погружаться в общие виртуальные пространства, делиться уникальными трехмерными опытами и взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Это откроет перед маркетологами безграничные возможности для создания новых форматов взаимодействия с аудиторией, глубже понимать ее предпочтения и увлечения через интенсивное виртуальное взаимодействие.

Гипотеза 6: Новые рекламные форматы

Привычная наружная реклама уступит место индивидуально настроенным рекламным форматам, которые будут встроены непосредственно в виртуальное пространство, видимое через очки VR. Это позволит рекламодателям создавать более целенаправленные и эффективные кампании с рекламой, которая не только соответствует интересам и предпочтениям пользователей, но и органично вписывается в их виртуальный опыт, делая рекламное взаимодействие менее навязчивым и более привлекательным.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Эти новые рекламные каналы, вероятно, будут тесно интегрированы с искусственным интеллектом. AI позволит анализировать предпочтения и поведение пользователей в реальном времени, адаптируя рекламные сообщения так, чтобы они максимально соответствовали интересам и текущему контексту потребителей.

Гипотеза 7: Прорыв в персонализированной аналитике

Представьте, что у вас есть возможность поставить исследователя наблюдать за каждым покупателем, чтобы узнать, какой продукт он выбрал и почему. С появлением VR-технологий такого исследователя люди будут носить с собой.

Очки виртуальной реальности смогут фиксировать каждое движение, взгляд и взаимодействие, обеспечивая точные прогнозы и инсайты. Это позволит формировать персонализированные маркетинговые стратегии, основанные на реальном пользовательском опыте, а не предположениях. VR-аналитика углубит взаимодействие: пользователи смогут выражать мысли и чувства интуитивно, а бренды — получать ценные сведения для оптимизации продуктов и услуг.

Технологии виртуальной реальности сильно повлияют и на работу маркетологов.

Гипотеза 8: Мы окончательно переместимся на удалёнку

С VR удалённая работа перестает быть компромиссом и станет полноценной альтернативой офисной жизни. Маркетологи получат инструмент для создания виртуальных рабочих пространств, где команды могут сотрудничать в реальном времени, независимо от физического расположения участников. Это откроет новые возможности для глобального подбора талантов и создания международных команд.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Для маркетинга это означает, что бренды смогут разрабатывать и реализовывать глобальные стратегии с участием специалистов из разных уголков мира. Виртуальные офисы и рабочие зоны в VR позволят проводить мозговые штурмы, совещания и презентации в формате, максимально приближенном к реальному взаимодействию. Виртуальные воркшопы станут привычными, мы будем писать на висящих в воздухе стикерах в Miro и строить трёхмерные интеллект-карты.

Гипотеза 9: Появятся новые профессии в маркетинге

Внедрение очков виртуальной реальности поменяет ландшафт маркетинга и откроет место для новых профессий. Впервые маркетологи столкнутся с возможностью создавать полностью иммерсивные брендовые миры, что приведет к возникновению новых профессий и уникальных знаний.

1. Разработчик VR-контента — специалисты, ответственные за создание виртуальных пространств и опытов, которые вовлекают потребителя в мир бренда на новом уровне. От их навыков зависит, насколько эффективно бренд сможет взаимодействовать с аудиторией в VR.

2. Аналитик VR-данных — профессионалы, способные интерпретировать данные, полученные в процессе виртуального взаимодействия. Они помогают понять, как пользователи взаимодействуют с VR-контентом, и как эти взаимодействия влияют на восприятие бренда.

3. Специалист по UX/UI в VR – дизайнеры, фокусирующиеся на создании интуитивно понятных и эффективных пользовательских интерфейсов для VR. Их задача — сделать виртуальный опыт максимально комфортным и иммерсивным.

4. Менеджер по VR-мероприятиям — организаторы виртуальных событий, от конференций до рекламных акций. Они должны уметь работать в новом для маркетинга формате и создавать мероприятия, которые эффективно привлекают и вовлекают аудиторию.

5. Эксперт по VR-брендингу – специалисты, занимающиеся интеграцией бренда в виртуальную реальность. Их задача – передать ценности и идентичность бренда через VR-опыт, укрепляя связь с потребителем.

Развитие VR в маркетинге не только откроет новые горизонты для брендов, но и создаст спрос на специалистов, способных работать на стыке технологий и креатива, переосмысливая взаимодействие с потребителем.

Гипотеза 10: Промо всё равно никуда не денется

Когда VR достигнет пика распространения, промо преобразуется и станет максимально персонализированным и интерактивным. Скидки и специальные предложения будут активироваться при выполнении определённых действий внутри VR-пространства, например, при входе в определённую зону магазина или взаимодействии с определённым товаром. Это сделает процесс поиска скидок похожим на игру, где каждое ваше движение может привести к неожиданным бонусам.

Промо-акции станут более персонализированными, благодаря аналитике поведения в VR. Если система заметит ваш интерес к определённой категории товаров, она мгновенно предложит вам эксклюзивную скидку или демонстрацию продукта, устроенную именно для вас.

Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез

Более того, виртуальные ассистенты будут сопровождать вас во время покупок, предлагая товары, основываясь на ваших предыдущих взаимодействиях и предпочтениях, делая рекламное давление более тонким и нацеленным.

В эру VR давление промо станет менее назойливым, но более интеллектуальным и персонализированным, превращая процесс покупки из обыденности в увлекательное приключение.

Что в итоге?

Внедрение очков виртуальной реальности открывает перед маркетологами и брендами новые возможности и вызовы. От создания 3D-логотипов и геймификации взаимодействия с потребителями до полного переосмысления промо-акций и рекламных кампаний — всё это указывает на неизбежные изменения в стратегиях маркетинга. Какие-то из моих теорий могут показаться слишком футуристичными, какие-то уже сейчас реализуются в маркетинговых стратегиях. Объединяет их то, что и за первыми, и за вторыми чертовски интересно наблюдать.

Пишите в комментариях, какие из этих гипотез вы считаете наиболее вероятными, а какие — несбыточными?

5656
86 комментариев

Как вы думаете через сколько месяцев / лет, виртуальная реальность будет обыденностью?

5

Надеюсь, что меньше, чем через год! Хочется виртуальных встреч с фермерами и готовить макароны с шефом на своей кухне!

2

Для меня было знаком, что VR становится обыденностью, когда Sony с начала 2024 начала в выдаче игр делать акцент на VR-версиях. Понятно, что это еще не масс-маркет, но прям заметный шаг, который уже не вызывает какого-то удивления даже.

2

Будет и очень скоро, автор прав, что мы на пороге революции в виртуальной реальности, мир совсем скоро измениться до неузнаваемости!

2

Помню старый фильм из детства, где люди дома лежали в капсулах, а из дома за них выходили их аватары, старый толстый мужик там был красивой молодой женщиной. Это казалось какой- то совсем далекой историей. Очень интересно что же будет дальше))

2

ВР появился 1837, следующих шаг в развитии в 2024, так что еще через 187 точно станет...

1

к следующему лету все уже будут ходить в очках виртуальной реальности, когда ксяоми выпустит свои.

1