Премиум-фриланс, или как организовать бутик-агентство без офиса

Всем привет! С вами Марковский Артем, независимый арт-директор с девятилетним летним опытом работы в рекламной и игровой индустрии.

В данный момент я развиваю свое собственное направление arcr.ru, где взаимодействую с различными талантливыми командами, работаю напрямую с клиентами и помогаю агентствам разрабатывать стильные, технологичные проекты с упором на цифровой сторителлинг, интерактивный дизайн и анимацию интерфейсов с продуктовым подходом.

Showreel 2018 Марковский Артем

И сегодня я хочу пролить свет на особую нишу во фрилансе, о которой писали в трендах Awwwards в 2019 году.

А именно о том, что в последнее время мы наблюдаем увеличение числа независимых дизайнеров, которых нанимают крупные агентства и студии, минимизируя затраты в рабочей силе и при этом получая продукт международного качества. Все они выходцы из классных студий и агентств и теперь предпочитают заниматься собственными разработками.

Премиум-фриланс — WTF

Разумеется, мы будем говорить не о классическом фрилансе, когда вы выполняете роль одного специалиста (например, дизайнера интерфейсов или графического дизайнера логотипов), боретесь за место под солнцем за бюджетные проекты на биржах и отвечаете только за свою узкую экспертизу.

Мы также не говорим о человеке-оркестре, который и дизайн делает, и сайты верстает, и SMM промышляет. Как по мне, чем больше функций в устройстве, тем хуже реализована каждая из них. Но это неточно :)

Речь пойдет о правильной организации слаженной работы нескольких специалистов и взаимодействии с клиентами.

Brandon Schaefer (@seekandspeak)
Brandon Schaefer (@seekandspeak)

Есть три главных составляющих понятия премиум-фриланса, которые выделили западные специалисты:

  1. Охват экспертиз. От исследований, пользовательских сценариев, эскизов, прототипов до окончательных систем проектирования, пользовательских интерфейсов, дизайна, анимаций и управляющих принципов бренда. Достижение определенного дзена в собственной специализации.
  2. Инновационность и значимость. Цифровой опыт всегда должен обеспечивать ценный вклад в бренд клиента. Инновация ничего не значит без цели. Вот почему важно, чтобы работа не только формировала будущее отрасли и приносила прибыль клиенту, но и несла положительные эмоции и пользу для аудитории.
  3. Клиентский сервис и менеджмент. На мой взгляд, есть два вида талантливых фрилансеров: выдающиеся в ремесле и те, кто добился высот в управлении своими проектами. Премиум-фрилансеры достигают обеих вершин. Это то, к чему я постоянно стремлюсь.

Главные отличия от офисной работы

  • Высвобождается масса времени, которая раньше тратилась на путь до офиса и постоянных совещаний.
  • Ты сам организуешь свое уникальное эффективное пространство и выбираешь инструментарий.
  • Твое время теперь принадлежит только тебе, а значит, можно строить любой гибкий график работы. Например, мой начинается в 6:00 и заканчивается в 14:00. Все остальное время я уделяю себе и семье.
  • Планируя свои выходные в будни ты можешь избежать большого количества народу в знаковых местах (катки, выставки, кинотеатры, музеи)
  • У тебя появляется возможность стопроцентного влияния на ход всех процессов проекта. Этот момент очень сильно прокачивает личную ответственность, гибкость, настойчивость и проактивность.
  • Теперь ты можешь самостоятельно выбирать классных специалистов под конкретный проект. Обмен опытом и совместный поиск решений лучшее, что можно почерпнуть из этого.
  • Ты начинаешь прокачивать собственную индивидуализацию в дизайн-сообществах, демонстрируя экспертизу от своего лица. Это помогает выходить на новые социальные орбиты и, как следствие, полезные знакомства.
  • В твоем пуле экспертиз теперь продажник, аккаунт, проектировщик, дизайнер и предприниматель. Прокачка каждой специализации рождает новые челенджи.
  • Есть возможность работать из любой точки мира, так как все участники проекта находятся на удаленной связи. К этому я тоже стремлюсь.
  • Ты самостоятельно участвуешь в тендерах с другими студиями, и это потребует высокий уровень качества работ.

Для кого-то минусы, но для меня скорее мотивация к действию

  • Теперь твои заработки зависят только от твоих продаж, планирования, позиционирования и успешного решения задач.
  • Минимизируется коммуникация с коллегами, к которым ты привык на работе. Это факт, но если сохранять прежний уровень социального общения, на их место приходят другие. Любое пустое место в нашей жизни обязательно заполняется либо ленью, либо новыми знакомствами.

Главные требования, которые я бы выделил

  • Для старта потребуется подушка безопасности на несколько месяцев, она поможет избежать стрессов при кассовых разрывах.
  • Необходимо иметь опыт в работе с командами на крупных проектах и в разработке продуктового фреймворка от начала до конца: обсуждение, анализ, первичные и вторичные исследования, проектирование, прототипирование с разным уровнем детализации, финальная доработка дизайн-макетов, анимация, создание шоурила, защита концепции, передача макетов во фронтенд, поддержка и итерационное улучшение продукта в дальнейшем. Это позволит транслировать и улучшать собственную методологию взаимодействия на внешних проектах.
  • Уметь вживаться в роль целевой аудитории заказчика. Это достигается только большим опытом: вчера ты делал интерактивный каталог, который понравится гламурной домохозяйке, потом креативный спецпроект, на который будут дрочить подростки, потом сервисное приложение, на которое обратит внимание солидный джентельмен за 55.
  • Необходимо понимание HTML, CSS, JS, WebGL, креативного фронтенда и других интерфейсных технологий для эффективного взаимодействия с командой разработчиков.
  • Мастерское владение инструментами: Figma (must have особенно при работе с разделенными командами), Photoshop, After Effects, Illustrator, Miro, Readymag, а также ведение клиента через любую CRM, например Trello.
  • У тебя должно быть сильное портфолио, в идеале международное признание со стороны фестивальных конкурсов и другие ачивки.

Собственный сайт-портфолио

https://www.jakubcech.net
https://www.jakubcech.net

Ни одна известная дизайн-площадка не продемонстрирует лучше ваше отношение к собственной работе, чем сайт-портфолио. В нем ты можешь лучшим способом отобразить свои самые классные работы без ограничений функциональности ресурса, продемонстрировав всю экспертизу подачи контента через современные технологии и тренды.

Именно по ним тебя будут оценивать крупные игроки. Кроме того, есть возможность в выигрышном ключе показать условия работы, рейты, награды, да и просто кратко рассказать о себе.

Инструменты, которые предоставляют соцсети, не сравнятся с возможностями самого простенького конструктора сайтов.

По кейсам на Behance и Dribble не всегда удается дать объективную оценку опыту дизайнера, возможно где-то он двигал кнопку или просто рисовал UIkit. Эта вещь, которая часто раздражает клиента, — работы, принадлежащие сразу нескольким пользователям, но в описании проекта не указано, кто чем занимался.

C точки зрения эстетики портфолио должно быть безупречным, но при этом оно должно сообщать целевой аудитории ясные ответы на следующие вопросы: зачем я сделал эту работу? Для кого я сделал эту работу? Почему сделал именно так? Каков результат?

Не лишним будет и наличие моушн-шоурила с вашими лучшими проектами, рекомендую его обновлять хотя бы раз в год, не боясь удалять устаревшие и неактуальные работы.

Ну и конечно же, для участия в тендере со студиями такой сайт просто необходим, это престиж, позиционирование и добавленная стоимость дизайнера.

Вдохновляющие примеры:

Партнеры

В разработке крупных сайтов с большими бюджетами вам обязательно понадобится команда разработчиков в лице продюсера или технического директора, который будет помогать, советовать и предлагать неожиданные и интересные решения, а также подбирать спецов фронтенда, бекенда и тестировщиков. Это может быть партнер из студии, где вы работали, либо представитель студии аутсорс разработки.

DOS Yazılım Sanal Eğitimi - Posts | Facebook
DOS Yazılım Sanal Eğitimi - Posts | Facebook

Успешное взаимодействие с ним в разы увеличивает шансы на качественную реализацию проекта. Также может пригодиться помощь сторонних 3D-визуализаторов, иллюстраторов и моушн-дизайнеров.

Никогда не ленитесь использовать другие ресурсы в достижении цели, если позволяет бюджет.

Всегда лучше сделать что-то новое единой командой, чем идентичный предыдущему проходной проект, но собственными руками. Первый вас выведет на новый уровень, а второй оставит в прежнем болоте комфорта.

Бухгалтерия и документооборот

Так как премиум-фриланс — совсем иной способ взаимодействия с клиентами, то все сделки обязательно проводятся через договоры.

Современные банки предоставляют услуги удаленной бухгалтерии для ИП (стоят около 10 тысяч рублей в год), и их вполне достаточно, чтобы покрывать все боли, связанные с ведением счетов и налогами. Кроме того, полезно иметь в знакомствах юриста, который бы помогал с согласованием документов, особенно на международных договорах.

Иногда обмен комментариями может доходить до двух-трех месяцев, пока не наступит полный консенсус в условиях. Сторона клиента может прожимать на невыгодные условия, и здесь главное не отказывать, а предлагать золотую середину. Этим ты проявишь себя как умелый переговорщик, с которым приятно вести дела.

Клиентский сервис

Очень важная часть работы. Фактически это ваша способность объять заботой и душевным теплом клиента, показав ему, что проект в надежных руках и ему не придется за него переживать.

  • Реагирование на запрос в течение часа. Обычно я это делаю по электронной почте, и если не могу решить вопрос прямо сейчас, говорю примерный дедлайн. Нет ничего хуже чувств клиента, который находится в неопределенности.
  • Ведение клиента через CRM, в которой он всегда сможет посмотреть, на какой стадии конкретный этап работы, что согласовано, а что требует его ответа. Это позволяет избежать миллиона веток в электронной почте.
  • Всегда предлагать несколько вариантов решения, возникающих проблем.
  • Держать руку на пульсе проекта, быть готовым к неожиданным поворотам.
  • Искренне благодарить хорошего клиента приятными бонусами, например какой-то минимальной, но небесполезной работой, которую вы сделали бесплатно.
  • Использовать положительные формулировки в коммуникации, где фокус смещен на решении проблемы, а не обезличенной отписки.

— Простите, но мы не сможем сдать проект ко 2 декабря, это нереально.

— Мы можем сдать проект ко 2 декабря, но я настоятельно рекомендую вам ориентироваться на наши сроки, чтобы продукт не разочаровал ни вас, ни меня, ни ваших посетителей.

  • Планирование времени. Используйте инструменты, упрощающие понимание сроков проекта, например диаграммы Ганта, которые можно рисовать в Google-таблицах.
  • Сохранять спокойствие и терпение при любом раскладе. Лучше досконально разобраться в вопросе и предложить компетентный совет, нежели указать клиенту на дверь, так и не решив его проблему. Даже когда клиент «в огне» и ему кажется, что рушится мир, необходимо подставить плечо. В тебе он должен видеть не просто подрядчика, а в первую очередь профессионального партнера, к которому надо прислушиваться.

Клиенты — такие же люди, как ты, и дополнительные усилия вернутся к тебе, — этого достаточно, чтобы не «обманывать» клиента, предоставляя низкокачественное обслуживание в попытке урвать денег.

Развитие

https://www.behance.net/CarlosRocha
https://www.behance.net/CarlosRocha

Существует, так называемый Т-образный вариант развития специалиста.

Когда дизайнер фокусируется не только на улучшении своей узкой специальности, но и работает над изучением новых навыков, чтобы постоянно расширять свой инструментарий.

Когда мы учимся и разрабатываем дизайн, мы так или иначе сталкиваемся с другими сферами дизайна или другим навыкам, тогда мы развиваемся дальше. Они начинают влиять на способы разработки и способы решения проблем, выполнения и отображения работы, которую мы делаем.

Эта свежая перспектива в большинстве случаев представляет собой комбинацию нескольких навыков. Хотя сами навыки не означают ничего особенного, конкретное сочетание навыков, которые вы комбинируете, дает вам уникальное преимущество.

Взять, к примеру, комплексный навык «Харизма», который состоит из:

  • Мощи (интеллект, эрудиция, физическая сила, репутация, уверенность, чувство юмора, личная ответственность).
  • Доброжелательности (доброта, забота, внимательность, поддержка).
  • Присутствия (концентрация на человеке, неравнодушие, сопереживание).

При равномерной прокачке всех уровней этих навыков вы становитесь человеком, который будет влиять на мнение клиента, увлекать за собой единомышленников, мотивировать и вдохновлять коллег на высокие результаты и входить в узкие круги и закрытые сообщества.

Кто не стремится стать лучше в своем деле, будь то дизайн, маркетинг или обслуживание клиентов, останется позади людей, которые инвестируют в приобретение новых знаний.

Этой статьей я не пытаюсь замотивировать всех бросать офисы ради фриланс деятельности. У каждого из нас свой путь, но надеюсь кто-то найдет в этом возможность нового роста в своей специализации и поймет, что мир гораздо шире привычных убеждений.

В следующих выпусках я расскажу о защите презентаций, участии в тендерах, ресурсах для поисков крупных клиентов и организации рабочего пространства на своем опыте. Спасибо, что дочитали до конца :)

P. S. Огромная благодарность талантливым ребятам из подкаста «Дизайн.Прост» за мотивацию начать уже писать о чем-то)

3131
27 комментариев

Крутая подборка из картинок! И да, верно подмечено: "мир гораздо шире привычных убеждений." А особенно в эпоху технологий и прогресса, который движется семимильными шагами...

3
Ответить

Картинки веселые, но есть ли у автора права на их использование? Что-то сомневаюсь, что все согласовано с Соловьевым и Парфеновым... А использовать нелегальные картинки будучи арт-директором со стажем, как-то не очень профессионально...

1
Ответить

Отличная статья. Остался за кадром вопрос источника клиентов. Это клиентская база с офисных времен плюс сарафан или же есть свежий трафик с каких-то площадок? 

2
Ответить

Спасибо!

 
Я напишу в следующей статье, т.к. важно не столько знание площадок сколько поведение на них. Если вкратце, то это связка Awwwards+Behance+Workspace (агентский)+Сарафан

3
Ответить

Как все хорошо начиналось... Премиум-фриланс - три главных компонента...

А продолжилось? Ровно тем, как должен коммуницировать и работать человек на себя.

Ну и да, тема, где брать премиум-клиентов для премиум-фрилансеров не раскрыта. 

1
Ответить

"Из воздуха" - только по сарафану.


А вообще - нарабатывать контакты, вести переговоры, торговаться, тестировать рекламные платформы, постоянно пилить портфолио.


Всё, как обычно, только сам ))

2
Ответить

Про клиентов выше ответил, это большая, отдельная тема

Ответить