Как защитить от копирования слоган компании

Бренд - основной, но не единственный инструмент предпринимателей в борьбе за узнаваемость бизнеса. Кроме него есть масса способов заявить о себе. Например, придумать запоминающуюся фразу - слоган. Поговорим о том, как их использовать и нужно ли регистрировать в Роспатенте.

Как защитить от копирования слоган компании

Слоган - короткая запоминающаяся фраза. Она выполняет сразу множество функций:

  • формирует образ потребителя;
  • повышает узнаваемость;
  • демонстрирует ценность товара или услуги;
  • стимулирует покупательскую активность и т.д.

Хороший слоган работает как поддержка для бренда. Он подчеркивает индивидуальность товара, дает ему дополнительный шанс остаться в памяти потребителя.

Далеко за примерами ходить не нужно. Каждый может вспомнить один-два слогана, услышанных рекламе:

Райское наслаждение - Bounty

Мы работаем - вы отдыхаете! - Indesit

Ведь Вы этого достойны - L`Oreal

В чем сложность использования слоганов

Хороший слоган в бизнесе - драгоценность. И уберечь его от копирования конкурентами довольно непросто.

Все дело в том, что слоганы не охраняются авторским правом. Полный перечень объектов авторских прав изложен в ст. 1259 ГК РФ. Отдельных предложений и рекламных лозунгов в нем нет.

Это значит, что удачный слоган может скопировать любой желающий. А тот, кто его придумал, никак не защитит свое творение.

Казалось бы, можно защитить слоган при помощи договора авторского заказа или передачи служебного произведения, но такие способы не дают 100% безопасности.

Максимум, что можно сделать - рассказать о краже широкой аудитории и попытаться вызвать резонанс. Однако правовых преимуществ такой способ не даст.

Вот один из громких споров за слоган:

Компания “Вимм-Билль-Данн Продукты Питания” обратилась в суд с иском к ООО “Данон Индустрия”. Причина - использование в рекламе слогана “Подарок вашему иммунитету”. “Вимм-Билль-Данн” использовала практически идентичную фразу - “В подарок вашему иммунитету”. В доказательство своих прав истец предоставил договор авторского заказа по разработке слогана.

Компания потребовала прекратить использовать предложение, выплатить компенсацию в размере 1 млн. рублей и опубликовать решение суда в открытых источниках. Однако суд не признал слоган самостоятельным объектом авторского права из-за недостатка доказательств и отказал в иске.

Как защитить слоган от копирования

Получить исключительные права на слоган и защитить его от конкурентов можно через регистрацию в Роспатенте.

Чтобы пройти регистрацию в качестве товарного знака, слоган должен:

  • быть не похож на существующие зарегистрированные бренды;
  • давать узнаваемость товарам или услугам;
  • не вводить потребителей в заблуждение относительно качеств, состава или места производства.

Перед подачей заявки в ведомство необходимо проверить слоган на уникальность и подобрать для него классы МКТУ в соответствии с направлением бизнеса.

По закону наименование можно использовать именно в том виде, в котором оно было подано в Роспатент. Поэтому слоганы чаще всего регистрируют как самостоятельный товарный знак. Это позволяет использовать их как вместе с основным брендом, так и в отдельности.

Например, эти слоганы зарегистрированы:

“Управляй мечтой” - Toyota (ТЗ № 351288)

“Райское наслаждение” - Bounty (ТЗ № 402836)

“Будущее зависит от тебя” - “Мегафон” (ТЗ № 643860)

“На шаг впереди” - МТС (ТЗ № 426137)

После регистрации исключительные права на слоган будут действовать 10 лет. Затем их можно продлить - снова на 10 лет. Владелец слогана получает все законные преимущества товарного знака. Например, если кто-либо из конкурентов попытается использовать слоган в собственном бизнесе, правообладатель сможет:

  • потребовать прекратить незаконное копирование;
  • изъять из оборота промаркированные товары;
  • потребовать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. рублей. в судебном порядке.

И наоборот, отсутствие регистрации передает все плюсы в руки подражателей. Пока слоган используется без оформления в Роспатенте, его может безнаказанно использовать любой заинтересованный предприниматель. Автор и сам рискует оказаться на месте нарушителя, если конкурент опередит его и первым сможет получить свидетельство на товарный знак.

Какой слоган не получится зарегистрировать?

Роспатент имеет одинаковые требования ко всем обозначениям. Слоганы - не исключение. По сути они представляют собой составные словесные товарные знаки и должны:

  • быть уникальны;
  • иметь различительную способность;
  • соответствовать законам РФ.

Не удастся получить права на слоган, который повторяет чужой зарегистрированный бренд, противоречит нормам морали или прямо указывает на род деятельности.

К примеру, технологическая компания “Центр” не смогла зарегистрировать слоган “Сотри и выиграй!” для моментальной лотереи. Эксперт Роспатента посчитал, что такой призыв прямо характеризует азартную игру и не может получить статус товарного знака.

Руководство компании не согласилось с решением ведомства и попыталось опровергнуть отказ в Суде по интеллектуальным правам. Сделать этого не удалось.

Если вы используете слоган помимо основного товарного знака, стоит задуматься и о его регистрации. Так вы защитите его от копирования, не нарушите ничьих прав и сможете отстроиться от конкурентов с похожими предложениями.

Пройдет ли ваш слоган экспертизы ведомства, покажет полная экспертная проверка по базам Роспатента.

Если вам нужна консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

4949
8 комментариев

На меня как потребителя данные слоганы не действуют: вспомнил про них лишь во время прочтения статьи.

2
Ответить

но всё-таки вспомнил)

8
Ответить

"Все дело в том, что слоганы не охраняются авторским правом. "- интересно, не знал этого, почему то всегда думал ,что как и логотип охранется авторским правом, ведь это то что часть бренда определенной компании ,которую она же и придумала

2
Ответить

У слоганов очень неоднозначное положение.
С логотипами в этом плане намного проще. Фото, графические произведения и их производные прямо указаны в законе как охраняемые объекты.

1
Ответить

Я заметила в вашей статье противоречие. С одной стороны, вы говорите, что слоганы не охраняются авторским правом. С другой стороны, что его можно защитить договором авторского заказа.

Договор авторского заказа по своей сути является доказательством авторского права Заказчика по договору. Заказчик заказывает у Исполнителя разработку слогана - провести творческую работу, чтобы разработать оригинальное произведение, т.е. объект авторского права. А значит, на объект возникают права и они передаются.

Слоган вполне себе литературное произведение, на которое распространяются охрана авторским правом.

Я бы переиначила ваше высказывание: «Слоганы охраняются авторским правом, но доказывание по данной схеме в суде довольно сложное и трудоемкое».

1
Ответить

Спасибо за рекомендацию, но в контексте материала все именно так, как и должно звучать.
Само понятие "слоган" не определено законом и не входит в перечень охраняемых объектов интеллектуальной деятельности. Заключение договора между заказчиком и исполнителем не дает исчерпывающей защиты.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить