Учёба за счёт компании: гайд по переговорам с работодателем

В большинстве профессий всё время появляются новые инструменты и навыки, которые нужно изучать. Это можно делать за счёт работодателя. Расскажем, какие плюсы есть у такого формата, чему можно научиться и как убедить руководителя вложиться в вашу учёбу.

Учёба за счёт компании: гайд по переговорам с работодателем

Какую пользу вам принесёт дополнительное образование

1. Карьерные бонусы

Сотрудники, которые получают дополнительное образование, выше ценятся на рынке: разница между доходом на одного сотрудника в компании с корпоративным обучением и без — 218%. В частном случае обучение может стать аргументом для повышения должности и зарплаты. Правда, тут важен не сам факт прохождения курсов, а дополнительная выгода, которую получает от этого бизнес. Как оценить такую выгоду, расскажем чуть позже.

2. Горизонтальный рост

Обучение может сделать ежедневную работу интереснее и расширить зоны ответственности. Пример: в одной компании уволился человек, который занимался лендингами, а на найм нового сотрудника такого же уровня не было ресурса. Руководитель предложил сотруднице отдела обучения освоить вёрстку на платформе Tilda. Сотрудница прошла обучение, получила интересные задачи и возможность со временем применить свои знания в продвижении других проектов, а компания — лендинги, за которые не нужно переплачивать.

3. Нетворкинг и самоценность

Обучение помогает создать полезные связи: в чатах одногруппников можно найти подрядчика, будущего коллегу или даже нового работодателя. А ещё повышение квалификации помогает укрепить уверенность в себе. Оно может стать внутренним «доказательством» экспертности, которое не даст развиваться мыслям в духе: «я так себе специалист, это не для меня».

В развитии каких навыков заинтересован работодатель

Может сложиться впечатление, что компания захочет вкладываться только в конкретные профессиональные навыки, которые вы каждый день применяете на работе, — в хардскилы. То есть программист может только научиться лучше кодить, а менеджер — планировать.

На деле работодатель заинтересован в том, чтобы процессы в компании шли гладко. Поэтому и вкладываться ему выгодно в те навыки, которые решают какие-то конкретные проблемы команды.

Если у программиста есть сложности с переговорами и это тормозит работу, ему могут одобрить курсы по коммуникации. А менеджер может улучшить взаимопонимание с отделом разработки, пройдя курсы по основам языка программирования.

Как и где можно учиться

Форматов дополнительного обучения много: можно выбрать под ваши задачи и ресурсы.

1. Курсы повышения квалификации

Если нужно глубоко изучить какой-то инструмент или специальность: разобраться с SQL, прокачать управление командой или освоить новый язык программирования. Учёба идёт от 1 до 9 месяцев, в группе.

У вузов и образовательных компаний есть курсы для разных специалистов. Например, в Яндекс Практикуме — 136 курсов по шести направлениям: программирование, менеджмент, анализ данных, дизайн, маркетинг и английский.

2. Менторство, наставничество, коучинг

Если нужно разбирать конкретные кейсы один на один с опытным наставником и прокачивать личные компетенции. Такое обучение часто стоит дороже, чем курсы и тренинги.

3. Тренинги и марафоны

Если нужно получить какие-то знания быстро и точечно. Например, за пару дней разобраться с изменениями в рекламном кабинете.

4. Профессиональные клубы и конференции

Если нужно обменяться опытом с коллегами из сферы и отследить тренды.

Как убедить руководителя оплатить обучение

Шаг 0: проверить, можно ли учиться внутри компании

Часто, особенно в крупных компаниях, внутри организованы учебные программы для сотрудников и целые корпоративные университеты. О программах можно спросить руководителя или HR бизнес-партнёра. Если подходящей программы нет — переходим к переговорам с руководителем.

Шаг 1: определить свой карьерный трек и цели

Вначале важно посмотреть на ситуацию шире и понять, чего вы хотите в целом от карьеры и конкретного места работы в следующие полгода или год. Это нужно, чтобы не тратить время на сиюминутные навыки, которые не пригодятся позже. Например, если вы планируете через полгода перейти на должность тимлида в команде программистов, тратить ресурс на трёхмесячный интенсив по устранению багов в коде не очень рационально — лучше инвестировать время в навыки, которые понадобятся для управленческой должности. Если прикинуть на несколько шагов вперед сложно, стоит обратиться к карьерному консультанту, своему руководителю или HR бизнес-партнёру.

Шаг 2: определить выгоду, которую ваше обучение может принести бизнесу

1) Поищите метрики

Если работа хоть как-то связана с клиентами, подчёркиваем это:

— Прямое влияние на продажи: закрытие клиентов, эффективность маркетинговых проектов, процессы в отделе продаж.— Метрики, которые находятся между клиентом и продажами, даже на самом верху воронки: дочитываемость статей, показы рекламы, целевое действие на сайте и другие.Если работа в целом не связана с клиентами и продажами — смотрим метрики эффективности конкретной команды:— скорость выполнения задач,— оптимизация и автоматизация процессов,— более эффективное взаимодействие сотрудников внутри команды и с другими подразделениями.

2) Покажите, что будете внедрять что-то новое

Если обучение поможет соответствовать трендам и внедрять новшества в работу — заносим это в цели. Например, это может быть новый стек в программировании, новая соцсеть для продвижения, новый стиль в графике, новая креативная методика.

3) Соберите референсы: чем этот навык полезен

Если вы знаете, что у конкурентов или других игроков какой-то подход или инструмент хорошо работает — расскажите об этом. Также для иллюстрации подойдут результаты студентов курса, который вы хотите пройти, — они часто указаны прямо на лендинге или в отзывах.

4) Опишите кейсы

Они хорошо подходят для «продажи» софтскилов. Можно собрать их самостоятельно: например, ваша команда заходит уже на третий круг переговоров с внутренними заказчиками — значит, где-то проблемы с коммуникацией. Два-три таких кейса могут стать хорошим аргументом. Также кейсы могут приходить в формате обратной связи: если коллеги отмечают ваши точки роста — используйте их слова для аргументов.5) Сравните свою учёбу с наймом сотрудникаОчень утрированно, аргументация может звучать так: «У меня есть задача X. Её можно решить, если нанять сотрудника уровня синьор. Для этого понадобится ресурс HR бизнес-партнёра и руководителя на открытие вакансии, интервью и онбординг, а также бюджет на зарплату. Задачу можно решить, обучив меня. Для этого понадобится выбрать и согласовать курс, оплатить обучение. Бонус — я уже погружён в контекст задач».

Шаг 3: провести переговоры с руководителем

— Заранее скажите руководителю, что хотите пройти обучение.

— Согласуйте время для встречи.— Подготовьтесь коротко и понятно рассказать о целях и результатах потенциального обучения (тут поможет презентация).

— Если нет необходимости для встречи или созвона, можете предоставить свои доводы в переписке.

Здесь самое важное — честность. Отправляясь на переговоры, стоит чётко понимать, в чём ценность этого обучения для вас и компании. Даже если вам не удалось подобрать конкретных метрик, лучше не придумывать их, а сказать руководителю прямо: есть гипотеза, что работа улучшится так-то и так-то, я хочу попробовать.

Если руководитель сомневается — возможно, ему нужно время подумать. Стоит спросить, что ещё нужно подготовить, чтобы доказать пользу этого обучения, и вернуться к разговору через пару дней.Бывает так, что руководитель никак не соглашается на оплату курса, но сотрудник понимает, что обучение точно принесёт выгоду бизнесу. Тогда можно попробовать вариант оплаты постфактум. Это работает так: руководитель и сотрудник договариваются, как они оценивают результаты от обучения (например, +5% закрытых сделок через 3 месяца после курса). Сотрудник оплачивает курс самостоятельно, внедряет улучшения и приходит к руководителю с отчётом. Если договорённости по метрикам выполнены, работодатель возвращает сотруднику стоимость курса. В таком формате важно фиксировать все условия письменно и привлекать HR бизнес-партнёра, чтобы их заверить.

Шаг 4: подготовить отчёт об обучении

Это можно назвать правилом хорошего тона в отношениях сотрудника и работодателя. Когда обучение прошло и уже принесло какие-то результаты — расскажите о них руководителю в любом удобном формате. Это станет плюсом к вашей репутации и поможет руководителю меньше сомневаться, согласовывая обучение вам или вашим коллегам.

В финале оставим цитату нашего эксперта Анны Судник, директора Креативной фабрики Корпоративного университета Банка «Открытие»:

«По моему опыту, очень мало сотрудников проявляют активность в части получения дополнительных навыков и просят оплатить им обучение — и это грустно. Есть ощущение, что они стесняются и ждут, пока руководитель придёт к ним сам. Не бойтесь проявлять проактивность: руководитель, скорее всего, оценит эту инициативу и даже обрадуется ей».

Если у вас есть вопросы по поводу дополнительного обучения или переговоров с руководителем, с ними могут помочь специалисты Практикума. Оставьте заявку на консультацию, и мы поможем начать учиться за счёт компании.

55
2 комментария

Цель обучения: стать более квалифицированным сотрудником и уйти из вашей конторы - такое наверное нельзя писать

1
Ответить

Не рекомендуем :)

Ответить