«Дешево и сердито». База знаний по разработке MVP

Разработка MVP – это прогулка по минному полю. Никогда не знаешь, где разорвется. Моя задача рассказать об инструментах и фреймворках, которые значительно облегчат (и удешевят) процесс. Все, как вы любите – ссылки, схемы, личный опыт.

Я — Андрей Краснопеев, основатель «‎Фабрики гипотез». Мы помогаем бизнесу тестировать гипотезы, находить новые точки роста и создавать востребованные продукты.

Так выглядит идеальное MVP
Так выглядит идеальное MVP

Это база

Прежде чем приступить к основной части статьи, напомню 2 ключевых правила разработки хорошего MVP:

  • ОДИН MVP проверяет ТОЛЬКО ОДНУ продуктовую гипотезу. Обещайте пользователю что-то одно и выполните это.

В свое время MVP Фабрики Гипотез были проблемные интервью. На одной простой услуге мы проверили потребность рынка.

  • Экономика должна сходиться либо в моменте, либо в обозримом будущем. Если проект не зарабатывает или не экономит деньги компании уже на этапе MVP, то после “докручивания” чуда не случится.
Классическая схема 
Классическая схема 

Теория

Чтобы не перегружать текст теорией, с которой вы уже, скорее всего, хорошо знакомы, я представил всю необходимую информацию в схеме и ссылках.

«Дешево и сердито». База знаний по разработке MVP

Статьи, которые рассматривают разработку MVP с разных сторон:

Практика

Ну что, приступим к самому интересному? К инструментам!

Для этого нужно пройтись по базовым этапам создания MVP. И начнем с анализа. Как вы будете понимать, какой продукт нужен людям, если вы не понимаете, что происходит в сфере?

Анализ рынка. Инструмент TAM-SAM-SOM

TAM – Total Addressable Market – общий объем потенциального рынка. Данные можно найти в статистических исследованиях отрасли, исследованиях крупных агрегаторов и т.п.

SAM – Serviceable Available Market – доступный объем рынка. Все, что уже покупают у вас и ваших клиентов.

SOM – Serviceable & Obtainable Market – реально достижимый объем рынка, в соответствии с вашими планами и возможностями (результаты продаж, конверсия и т. д.).

Полезные ссылки:

Часто бывает так, что найти цифры, достаточно сложно. Особенно, когда нет бюджета на покупку платных отчетов. Рекомендую запастись временем и ИИ, чтобы сгенерировать правильные ключевые запросы. От общего к частному.

Анализ конкурентов.

Для разработки MVP нам необходимо провести продуктовый анализ конкурентов. Он немного отличается от маркетингового и рыночного анализов.

Наша задача на данном этапе рассмотреть сам продукт или услугу, которые предлагают конкуренты. Вопросы, на которые нужно ответить:

  • Особенности продуктовой линейки. Что они предлагают?
  • В чем УТП? Преимущества и недостатки продукта?
  • Какой клиентский опыт?

В своей работе на данном этапе мы подключаем тайного покупателя и проходим весь клиентский путь от А до Я.

Полезные ссылки:

Анализ целевой аудитории.

Вдаваться в пространные описания важности этого этапа не буду – сразу к полезнным ссылкам:

СustDev. Я уже публиковал подробный гайд, как проводить «глубинки». https://vc.ru/life/744841-nu-chto-kastdevim-ili-kak-provesti-glubinnoe-intervyu

Описание существующей проблемы, которую будет решать продукт

На этом этапе собираем всю полученную в ходе анализа информацию и выясняем, чего не хватает пользователю, или как можно улучшить текущий клиентский опыт.

Здесь поделюсь интересной статьей по работе с проблематикой:

SWOT-анализ

Проблема есть, переходим к генерации решений. В этом поможет SWOT-анализ. Ресурсов, которые разжуют вам, что это такое – куча, но вот самые понятные, на мой взгляд:

Важно понимать, что при разработке MVP мы делаем анализ продукта, а не компании целиком.

Unit-экономика

Три главные метрики юнит-экономики.

AC (User Acquisition Cost) — расходы на привлечение одного пользователя. Чтобы это рассчитать, нужно разделить траты на привлечение всех юзеров на количество полученных пользователей.

AC

= Расходы на привлечение юзеров ÷ Количество полученных пользователей

ARPС (Average Revenue per Customer) — средний доход на одного клиента. Здесь средний платеж от клиента умножаем на среднее количество платежей от одного клиента. Обычно платят один раз, но зависит от вашего приложения.

ARPС

= Средний платеж от клиента × Количество платежей от клиента

LTV (Lifetime Value) или Average Margin Per User (AMPU) — прибыль, которую приносит юзер в перспективе за всё время пользования приложением. Умножьте ARPС на процент маржинального дохода от среднего платежа и на процент конверсии в покупку. Не переживайте, сейчас всё объясню.

LTV

= ARPС × процент маржинального дохода от среднего платежа × процент конверсии в покупку

Полезные ресурсы (теория и инструменты):

Построение карты пути клиента. Действий, которые он должен совершить, чтобы воспользоваться MVP

Чуть выше я уже давал полезную ссылку по CJM для анализа клиентского опыта у конкурентов. Теперь задача составить карту пути уже НАШИХ потенциальных клиентов.

Полезные ресурсы:

Генерация гипотез

Это процесс создания серии кратких описаний, в которых мы излагаем гипотезы, которые в последствии воплотятся в видении и бизнес-модели нашего продукта. Сильно рекомендую концепцию Product Vision Board.

«Дешево и сердито». База знаний по разработке MVP

Вообще, на этом этапе работает правило «чем больше гипотез, тем лучше». В итоге у вас должен получиться 1 большой список, который вы в дальнейшем будете приоритизировать.

Приоритизация

Фреймворков приоритизации куча, но мои любимые – RICE и MoSCoW.

Пост о модели приоритизации RICE в моем ТГ-канале: https://t.me/hypothesis_factory/72

Как мы проектировали MVP по методу приоритизации MoSCoW: https://t.me/hypothesis_factory/101

Формирование концепта продукта, Product Market Fit (PMF) которого мы будем проверять.

После всей подготовительной работы на выходе у нас должен получиться итоговой образ MVP. Здесь можно вернуться в начало статьи и задать себе 2 главных вопроса:

  • Мой MVP решает только одну продуктовую гипотезу? Не собираюсь ли я запускать все и сразу?
  • Соответствует ли мой MVP моим экономическим ожиданиям?

Определение метрик успеха (куда мы идем и как поймем, что мы туда уже пришли)

Метрики зависят от типа продукта. Но это могут быть:

  • Retention Rate — Коэффициент удержания клиентов

Какой процент пользователей продлевает подписку или совершает новую покупку.

  • Churn Rate — Коэффициент оттока

Доля аудитории, которая прекратила пользоваться продуктом.

  • Daily / Weekly / Monthly Active Users — Число уникальных посетителей за день, неделю или месяц

Показывает размер аудитории и частоту использования продукта. Посмотреть данные можно в сервисах аналитики.

  • Conversion Rate — Коэффициент конверсии

Доля пользователей, совершивших целевое действие. Мало ли, кто-то не знает как считать. Например, нам нужно определить конверсию из посетителя сайта в заявку.

CR = Кол-во оставивших заявку / кол-во посетителей * 100*

  • Lifetime Value — Пожизненная ценность клиента

Сколько денег приносит клиент за время пользования продуктом.

  • Customer Acquisition Cost — Стоимость привлечения клиентов

Реализация

Чем проще, тем лучше. Делюсь инструментами, которые значительно упростят и удешевят процесс разработки MVP. Ниже ссылки с плюсами и минусами конкретных сервисов.

Сбор обратной связи

На этом этапе нужно собрать обратку от первых пользователей. Учитывая реакцию, подбиваем экономику и принимаем решение о масштабировании (или заморозке) проекта.

Ошибки и советы от команды Фабрики Гипотез

В заключительной части хочу поделиться советами от ребят из моей команды, которые уже собаку съели на создании и запуске MVP.

Елизавета

«Наша задача — запустить минимально жизнеспособный продукт, а не свои мечты.

Продукт может не зайти, функционал может нуждаться в доработке, а команда может не потянуть. Аналитика – всему голова. Никогда нельзя быть 100% уверенным в том, что ты все знаешь о своей аудитории, даже если работаешь с ней много лет».

Константин

«Минимум средств (особенно временных), максимум результата для проверки. Важно быть гибким. Порой слишком отрицательная реакция на гипотезу – это сигнал, что вы наткнулись на проблему, но зашли с другой стороны

Больше дела, меньше имитации работы!».

Дарья

«Не пытайтесь сделать «звезду смерти» или «шайатан-машину», которая закроет все проблемы пользователя. Даже при наличии бюджета ваша команда вымрет, как динозавры еще до релиза. Все, что можно проверить на говне и палках, нужно проверить на говне и палках».

Анна

«Если знаете, у кого можно спросить, как сделать короче – спрашивайте. Не пренебрегайте экспертными интервью. Наша задача не сделать идеальный сервис, а закрыть конкретную проблему пользователя.

А еще помните, что экономика – всему голова!».

Вывод

Спасибо, что дочитали эту статью.

Все, что описано выше – прикладная теория и та самая база, которая поможет избежать фатальных ошибок при создании MVP. Я постарался дать вам удочку и надеюсь, вы возьмете ее на вооружение.

Жду ваши успешные (или не очень) истории, как вы запускали свои первые MVP, в коммментариях.

Есть запрос на разработку MVP или проведение продуктовых исследований? Будем рады обсудить сотрудничество. Наш сайт: https://product-growth.ru

Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я пишу о тестировании гипотез, продуктовом подходе, интересных кейсах, конференциях и своей жизни:

3434
30 комментариев

Статья — супер. То, что было нужно, чтобы не отсматривать тонну материалов и не тратить время на поиск инфы. Огонь 🔥

6

Спасибо! Сохраняете в закладки и используйте как базу знаний😎

2

Конечно, супер. Вы же, Андрей, зарегистрировали аккаунт Ольга Ильинская чтобы самого себя хвалить.

MVP это по американски както. По русски - хуяк хуяк в продакшн

3

Хороший вариант русификации)
Главное чтобы в продакшн было то, что нужно пользователю, а не образ прекрасного у команды разработки

1

Все это правильно и замечательно. Но. На все это нужны деньги. А у нас у 99% стартаперов их нет. Поэтому есть только 2 пути. Авось выстрелит, и MVP под инвестора а не под клиента.

Что касается выжившего бизнеса, из за рыночных условий, налоговых и других законов РФ. Сейчас проще продать летящий вниз бизнес, и на эти деньги купить другой с перспективой, чем рубить продукт с нуля.

2

Сейчас появились совершенно меняющие рынок инструменты, на которых можно собрать MVP буквально одному и за 35 долларов в месяц (стоимость подписки) — тот же ноу-код использующий флаттер - Flutter Flo, на котором скорость кроссплатформенной разработки раз в 10 выше, чем на нативе и раз в пять выше, чем просто на флаттере. У нас такое же. Собрал один человек в перерыве между работами.

4