Как провалить стартап

Тёрки с основателями и командой, слепая вера в продукт, розовые очки и реальный мир. Как мы запустили стартап, разрабатывали продукт несколько месяцев, имели хорошие перспективы и провалились.

Как провалить стартап

Привет, vc.ru! Я Макс Рэнд, в прошлом победитель белорусских и российских олимпиад по программированию, создатель нескольких неудачных игр на Android и владелец больших каналов в Telegram (80 тысяч подписчиков на пике), которые приносили очень хорошие деньги для 18-летнего ребенка.

Я давно интересовался стартапами и ИТ, смотрел на Apple Стива Джобса и Возняка, смотрел на Дурова и Маска и всегда хотел запустить свой стартап, который в каком-то плане изменит мир.

Ведь можно же начать с полного нуля в гараже или в комнате в душной общаге, без родителей, связей и сделать что-то, что повлияет на людей и сделает их жизнь лучше?

Думаю, многие из вас хотели или хотят этого. Запустить стартап, вырастить его в настоящий бизнес и сделать какой-то вклад в историю и мир.

И вот уже год я делаю со своим единомышленником стартап Neomora, мы выпустили два продукта, набрали 500+ апвоутов и взяли фичеринг на Product Hunt (ссылка), у нас была команда из России, Беларуси, Канады, США, подписчики наших каналов в Instagram и Telegram восхищались нашим продуктом, нас рекламировали многотысячные блогеры в Instagram, наши партнеры давали сладкие обещания и в итоге мы полностью провалились.

И я хотел бы поделиться своим опытом, потому что каждый день мы видим, как какой-то стартап поднял несколько миллионов долларов инвестиций, и думаем, что мир стартапов — это легко и просто. Но это обычная ошибка выжившего, по статистике, 90% стартапов в первые 2–3 года проваливаются.

Мы не видим неудачные истории, мы не хотим на них смотреть, хотя именно из неудачных историй мы получаем больше всего опыта и понимания, как делать нужно, и как — не нужно. Нужно избегать ошибок и учиться на ошибках других людей.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Лев Толстой, писатель

Давайте по шагам рассмотрим, какие ошибки мы допустили.

1. Отсутствие опыта и эмоции

У нас не было опыта в создании стартапов. Кто-то из нас умел делать дизайн в Adobe XD, я когда-то запускал игры на Android, которые набирали по 500–1000 скачек, с нашим программистом я делал бота в Telegram, который набирал по 500 людей ежедневно, но нигде не было успеха и прям серьезного проекта в ИТ-сфере.

И вот пришла гениальная идея, энтузиазм и желание сделать стартап, который взорвет мир. И что мы должны были делать?

На таких площадках, как «Хабр», vc.ru, Medium, много материалов о стартапах, о том, как их запускать, как не допускать ошибок и как устраивать отношения в стартапе.

Или есть много книг о стартапах, например, “Lean Startup” и другие.

Или же лекции и уроки от таких ведущих акселераторов, как Y Combinator на YouTube, или же опыты других людей, которые снимают видео о том, как они запускают стартапы.

Мы прочли пару статей и решили действовать по-своему, ведь мы такие умные и у нас такая идея, которой ни у кого не было! Да, попали в типичные розовые очки и поддались эмоциям.

Что нужно было сделать?

Либо же изучить минимум 2–3 недели всю доступную информацию о стартапах, об юнит-экономике, о бизнес моделях, привлечении пользователей, метриках, либо же пойти работать в другой стартап и там в короткий срок получить много опыта.

Увы, мы поддались эмоциям, начали витать в облаках и делать то, что мы считали нужным. В итоге потеряли много денег, времени, нервов. Совершили кучу ошибок, которые завели нас в яму. Не рекомендуется входить в какую-то сферу, досконально не изучив ее, как она работает и какие там законы.

Мы делали выводы о продукте и о том, что рынок хочет, на основе нашего видения, наших эмоций, а не на основе исследований и проверок гипотез. Мы слепо верили в свой стартап, не спрашивая фидбека у людей, и слепо и долго делали продукт.

2. Ненужная бюрократия и атрибуты «успеха»

Мы решили, что у каждого стартапа должен быть свой сайт, свой домен для почты, зарегистрированная компания, должности.

Почта, домены, сайт

Мы купили домены для почты и сайта через namecheap.com, сделали сайт, обсуждали дизайн сайта. Это оказалось никому не нужным.

Никто не смотрит на ваш домен, а вам за него нужно платить каждый месяц по $10–30, как и за сайт, который сейчас тоже мало кому нужен — пользователи устали от сайтов, сейчас все сидят в соцсетях, инвесторам и компаниям, с которыми вы хотите работать, сайт нужен, но зачем он, если продукт не выстрелил?

Если продукт выстрелил, то на сайт и домены деньги и время точно найдутся.

Лучше бы время и деньги были потрачены на сам продукт и маркетинг.

Регистрация компании

Мы зарегистрировали компанию в США через сервис clerky.com. Потратили на это кучу нервов, времени и больше $1000.

Это оказалось никому не нужным. Компания была зарегистрирована коряво, в случае инвестиций юристы инвесторов бы перезарегистрировали компанию. Никто не смотрит на вашу компанию, всем важен продукт.

И в начале вполне можно выпускать продукты от имени основателей, и если продукт выстрелит, то сделать компанию будет намного легче, ведь, скорее всего, будут деньги и помощь, если продукт успешен.

Мы снова потратили деньги и время на бюрократию вместо еще большего фокуса на продукте и маркетинге.

Должности

Мы назначили себе должности. CEO, CTO, эти вот красивые слова, которые повышают ваше ЧСВ. Это оказалось губительным, потому что в стартапе бизнес процессы устроены хаотично, и каждый человек в команде должен уметь быстро учиться и работать с любым инструментом, будь то дизайн или маркетинг.

В стартапе очень мало бюджета, людей, поэтому нужно быть таким многофункциональным.

Должности же ставили границы для действий каждого человека и уменьшали ответственность, давали поводы для ссор из-за перекладываний ответственности.

Снова потраченное время и нервы.

3. Долгий запуск, долгие обсуждения

Мы слишком долго обсуждали, какую иконку или название выбрать, долго обсуждали отвлеченные темы, долго выбирали стек технологий. И это было чистой фрустрацией. Из-за долгой работы, которая приносит очень мелкие результаты(иконка или название), мотивация и время теряются.

Мы слишком долго делали продукт, все время что-то дорабатывали, стремились к идеалу, переделывали. Теряли время, деньги, мотивацию.

Что же надо было делать?

Просто внедрить MVP-подход.

Есть гипотеза, ее нужно проверить. Нужно в короткий срок сделать урезанный продукт с одной главной функцией и проверить через этот продукт вашу гипотезу. Если гипотеза работает, делаем обновления и дорабатываем продукт, показываем результаты инвесторам и самое главное — самим себе, что у нас что-то получается.

Гипотеза не работает — делаем новую, мотивации много не теряем, так как на создание MVP и проверку гипотезы тратим не больше 2–3 недель. Сразу получаем опыт, видим ошибки, проводим анализ и разбор полетов.

Мы же делали продукт с кучей функций и красивым дизайном пять месяцев, и он оказался никому не нужным. Мы могли бы потратить на главную функцию этого продукта неделю и проверить этот продукт еще за неделю, в итоге за две недели понять, что время и деньги на это тратить не нужно.

Месяц назад мы все-таки сделали новый продукт за неделю, но снова провалились — уже в маркетинге, — слишком долго делали его и в итоге потеряли какую-либо мотивацию.

4. Нет плана, нет целей

План и цели у нас были. Но они снова были основаны на эмоциях, а не на реальных исследованиях. Посмотрите на наш план в Notion:

Как провалить стартап

Откуда мы взяли такие цифры в 1 млн юзеров и 80 блогерах? На эмоциях, не на реальных фактах.

План не выполнили, получили демотивацию. Решили вообще планы не делать и просто разговаривать по телефону, обсуждая, какой у нас план, какие цели у стартапа. Это было еще хуже.

У каждого был свой план, свои цели и свое видение, куда идет стартап. Итог — стартап идет непонятно куда, все в разногласиях, задачи и планы рушатся, наступают ссоры, теряется время и мотивация.

Что нужно было делать?

Я думаю, что сначала нужно было бы провести исследования на нужную гипотезу и потом все это обсудить, составить адекватный план с адекватными целями и метриками, которые основаны на реальных исследованиях и на наших возможностях (если у нас есть $500, то с таргета Instagram мы можем привести 20–50 пользователей, в таком плане).

Также цели, планы и видение, куда идет стартап, нужно было бы обсуждать минимум два раза в неделю, чтобы команда понимала, что творится и что каждый человек делает для стартапа.

5. Ссоры с командой, энтузиазм и выгорание

Продукт может провалиться, вы можете потерять все деньги и пользователей, но если команда все еще живет и работает для стартапа, то ваш стартап будет жить вечно. Команда может найти подработку, придумать новые решения и создать новые продукты. Когда команда рушится, рушится и стартап. Мы подошли к главному пункту.

Команда в стартапе держится либо на деньгах, либо на энтузиазме и вере в продукт. Денег у нас было очень мало, и команда держалась на энтузиазме. А что вредило энтузиазму?

А то, что мы теряли много времени на ненужных вещах, которые я описал выше. Теряешь время, делаешь непонятно что — мотивация у человека теряется. Тратишь время на непонятно что, не получаешь денег, ни фидбека, ни крутого продукта.

Задач каждый день становится все больше, непонятно, каковы причины этих задач, так как адекватного плана нет. Если он и есть, то основывается лишь на видении основателей, а не на реальных фактах.

Первое время команда может держаться за эту веру, но кушать всем хочется и получать за свой труд какие-либо эмоции (фидбек пользователей) нужно.

Ничего этого не было, потому что мы теряли время, долго запускались, устраивали бюрократию, не было планов, целей, не было контроля работы.

В итоге вся команда получала выгорание.

Что нужно было делать?

Всегда обсуждать условия работы на берегу. Быть максимально честным и говорить человеку, что стартап — это очень много риска и почти все стартапы проваливаются. Что нужно будет очень много работать без денег и будет много провалов.

Всегда давать фидбек. Узнавать, как дела у каждого человека в команде, узнавать про его жизнь, эмоции, что он думает. Узнавать, что он видит в стартапе и какие у него цели, что он хотел бы улучшить. Давать фидбек, давать комплименты, когда человек сделал хорошую работу.

Говорить. Если назревает конфликт, то нужно его обсуждать. Если возник конфликт, нужно сразу делать разбор полетов. Также нужно, чтобы команда чувствовала, что стартап — это маленькая семья, потому нужно устраивать звонки хотя бы раз в неделю.

Всегда нужно быть честным и искренним. Если ты основатель и не знаешь о какой-то вещи, то не ври, а сразу скажи команде, что ты не знаешь, и нужно над этим поработать. Если что-то не нравится — сразу говорить.

Конец

Это был невероятный опыт для меня, и я рад, что поделился им с вами. Помните, если вы где-то провалились, то провал — самый лучший опыт. Спасибо за чтение статьи, жду вашего фидбека и мыслей по поводу статьи и стартапов в комментариях!

227227
227 комментариев

Комментарий недоступен

90
Ответить

Статья о том, какие ошибки мы допустили, чтобы другие люди сделали свои выводы о том, как строить свой стартап, я же об этом написал) 
спасибо!

13
Ответить

Не понимаю, к чему токсичные комментарии? Автор неплохо описал свои грабли, предложил способы решения. Да, без углубления в продукт, но описанные проблемы коснутся всех. Нормальная ориентировка для начинающих.

53
Ответить

ИМХО как со стартапом, так и со статьей прослеживается некий эгоцентризм автора - он почему-то считает, что его стартап, его опыт какой-то особенный и потому ценный для окружающих. А по факту статья - на 200% клон сотен других статей. Если и было в этом стартапе что-то уникальное, то оно осталось за кадром.

12
Ответить

Спасибо🙏

7
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Нет, это скрытая реклама namecheap.com, которым, по мнению автора, нужно платить за домен по 10-30 долларов в месяц...[рукалицо] 😁

2
Ответить