А ты промаркировал обувные остатки?

У продавцов обуви остался месяц, чтобы научиться работать с маркированным товаром. С 1 марта продавать обувь без маркировки будет нельзя, но склады малого бизнеса забиты немаркированными остатками. Краткая инструкция и лайфхаки для розничных продавцов обуви ― в экспертном материале директора по маркировке ИТ-компании «Эвотор» Вячеслава Предыбайло.

А ты промаркировал обувные остатки?

Маркировка обуви стартовала в июле прошлого года. Мы уже отвечали на частые вопросы по маркировке, а теперь обновили материал с учетом накопленного опыта. Статья будет полезна, в первую очередь, розничным продавцам обуви.

Сроки горят!

С 1 марта 2020 года производство, импорт, оптовая и розничная продажа обуви без маркировки запрещена. С этой же даты все компании должны передавать в Честный ЗНАК коды на товар, который они выпустили, купили или продали. До 1 апреля 2020 года импортеры могут маркировать товары, закупленные до 1 марта 2020 года. До 1 мая 2020 года можно маркировать остатки, выпущенные или закупленные до 1 марта 2020 года.

Остатки несладки. Чем грозит отсутствие кода маркировки на обуви?

Продажа немаркированной обуви с 1 марта 2020 года ― это административное правонарушение. По статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ за это полагается конфискация товара и штраф. Штраф для должностных лиц и ИП ― от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юрлиц ― от 50 тысяч до 300 тысяч рублей. Штрафовать и конфисковывать будет Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и его территориальные органы. Подобный опыт у Роспотребнадзора уже есть. С августа 2016 года, когда ввели маркировку шуб, и по декабрь 2019 года Роспотребнадзор проверил около 200 тысяч меховых изделий и выявил более 25,6 тысяч товаров без маркировки или с нарушением требований к маркировке на общую сумму 1,1 млрд рублей. Было составлено 1 466 протоколов о правонарушении и 1 348 протоколов ареста товаров. По 1 310 судебным делам наложены штрафы на 5,7 млн рублей.

А ты промаркировал обувные остатки?

Краткий чек-лист по маркировке остатков

1. Получите электронную цифровую подпись на имя генерального директора в удостоверяющем центре. Скорее всего, она у вас уже есть (она нужна при регистрации онлайн-кассы).

2. Зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе.

3. Получите доступ к «Станции управления заказами» (СУЗ), подписав соответствующие договоры своей электронной подписью.

4. Добавьте описание товара по упрощенной схеме. В личном кабинете Честного ЗНАКА в разделе «Документы» опишите товар вручную или загрузите номенклатуру файлом XML или CSV. Нужно указать: 1. вид обуви, мужская, женская, детская, унисекс; 2. первые два знака кода товарной номенклатуры (ТН ВЭД ЕАЭС, для обуви - 64); 3. ИНН текущего собственника; 4. Произведено на территории РФ / Импорт.

5. Закажите коды маркировки. В разделе «Станция управления заказами» (СУЗ) на описанный товар заказывайте коды. На каждый товар выдается уникальный код. Если у вас 10 одинаковых пар обуви нужно заказать 10 кодов маркировки.

6. Скачивайте коды и распечатывайте на принтере этикеток или на офисном принтере.

7. Наклейте коды на товар:коробки, ярлык или на обувь. Чтобы код было удобно сканировать при продаже, его лучше клеить на коробку или ярлык. Если код будет поврежден, заклеен акциями ― обувь законно продать не получится. Если код будет наклеен на коробку, то в случае возврата товара код будет неповрежденным.

8. Введите коды в оборот. Для этого нужно в личном кабинете Честного ЗНАКа в разделе «Документы» выбрать «Ввести коды в оборот». Если вы этого не сделаете, то товар не будет считаться промаркированным по правилам и при проверке могут возникнуть проблемы.

9. Проверьте, считывает ли ваш 2D-сканер код Data Matrix (некоторые старые модели могут быть не совместимы с этим стандартом).

10. Проверьте коды. Введенный в оборот коды можно проверить с помощью бесплатного приложения Честного ЗНАКа для смартфонов.

А ты промаркировал обувные остатки?

Решения для маркировки

Многих предпринимателей пугают любые технологические новшества. Маркировка тоже не самый простой процесс для бизнеса. Но есть несколько способов, чтобы его максимально упростить.

Во-первых, можно использовать специализированное решение по маркировке остатков. Такие программы для разных онлайн-касс могут стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Сейчас такие приложения предлагают ИТ-компании, разработчики товароучетных систем, операторы фискальных данных и электронного документооборота.

Например, для владельцев смарт-терминалов «Эвотор» есть приложение «Маркировка остатков» (3500 рублей в год). Заказ на коды маркировки можно создавать прямо со смарт-терминала или на компьютере через веб-интерфейс. В веб-интерфейсе можно создать этикетки с подробным описанием товара, включая цвет, материал верха, подкладки и подошвы. Приложение позволяет распечатать коды маркировки на офисном принтере, принтере этикеток, подключенном к кассе или к компьютеру, или прямо на чековой ленте, не покупая принтер. Ввести коды в оборот можно со смарт-терминала или из веб-интерфейса, весь заказ сразу или сканируя каждый наклеенный код, чтобы избежать ошибок ввода в оборот. Через него же можно перемаркировать возвращенный товар, если код маркировки был поврежден или утрачен. Сервис напрямую загружает промаркированные остатки в кассу, так что можно сразу начать торговлю.

Во-вторых, маркировку остатков можно поручить одной из сервисных компаний. Здесь есть одно существенное «но» ― ИП должен передать свою ЭЦП сторонним лицам, что незаконно и чревато потенциальными рисками. Появились и услуги по печати кодов маркировки — с таким сервисом есть риск ошибок транспортировки и неправильной оклейки коробок и ярлыков.

Как правильно продать маркированную обувь в розницу?

Нужно обновить прошивку и ПО онлайн-кассы для того, чтобы они поддерживали работу с маркированным товаром и передачу тега 1162 оператору фискальных данных (ОФД). Чтобы автоматически передавать данные о продаже маркированных товаров в Честный ЗНАК, нужно заключить дополнительное соглашение с текущим ОФД.

К POS-системе должен быть подключен 2D-сканер, настроенный на работу с кодом Data Matrix. В рознице кассир при добавлении товара в чек должен сканировать код Data Matrix. При этом в чеке для маркированных товаров с 1 марта 2020 года должен печататься новый реквизит «код товара» и буква «M».

А ты промаркировал обувные остатки?

Как оформлять возврат?

Когда покупатель возвращает товар, может быть две ситуации. Товар вернули с кодом маркировки и без него. В первом случае при формировании чека возврата кассир должен отсканировать код Data Matrix — тогда Честный ЗНАК вернет код в оборот. Если код не сохранился — нужно повторно заказать код маркировки в Честном ЗНАКе. Это процедура называется перемаркировка.

Как работать обувной рознице с поставщиками после 1 марта 2020?

Оборот маркированных товаров подразумевает передачу данных о любом движении товара в Честный ЗНАК. В системе фиксируется передача товара только между ИНН. Факт передачи и приема товара подтверждает УПД (универсальный передаточный документ ― электронная накладная).

Мы рекомендуем сверять коды из УПД с фактически полученным товаром, чтобы избежать ошибок. Если код на товаре отсутствует в УПД, то при продаже такого товара система зафиксирует факт выбытия кода товара, не принадлежащего этому юрлицу. А если в УПД есть код, который не присутствует в партии, то он будет числиться на предпринимателе и не выйдет из оборота. В этих случаях нужно принимать товар частично, аннулировать весь УПД или сформировать новый, соответствующий поставке.

Для смарт-терминалов «Эвотор» мы разработали и запустили приложение «Маркировка» (6000 рублей в год), с помощью которого розничные продавцы могут зарегистрироваться в Честном знаке, в ЭДО, правильно принимать и продавать маркированный товар. Лицензия ЭДО уже включена в стоимость приложения.

Приложение позволяет заводить в кассу маркированные товары и отправлять чеки с такими товарами в соответствии с законом. Помимо этого, если подключить ЭЦП к смарт-терминалу или компьютеру можно принять электронную накладную от поставщика, предварительно сверив с реально поставленным товаром. Товары и остатки из накладной «появятся» в кассе, а система Честный ЗНАК после приемки узнает о смене собственника товара.

Утвержденный график маркировки по всем товарным группам

Обувь. С 1 марта 2020 года нельзя продавать и принимать на продажу немаркированную обувь. До этой даты надо промаркировать остатки. 1 мая 2020 года ― последний день, когда можно будет получить коды маркировки на остатки.

Табак. С 1 июля 2020 года запрещен оборот немаркированных сигарет.

Лекарства. С 1 июля 2020 года ― запрет производства немаркированных лекарств, обязательная приемка и продажа маркированных лекарств.

Парфюмерия. С 1 октября 2020 года - запрет производства и импорта немаркированной продукции, обязательная приемка и продажа маркированной парфюмерии. Немаркированные остатки можно продавать до 1 октября 2021 года.

Фотоаппараты. С 1 октября 2020 года запрещен оборот немаркированной фототехники. Промаркировать остатки нужно до 1 декабря 2020 года.

Шины. С 1 ноября 2020 года запрещены производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами. До 1 марта 2021 года надо промаркировать остатки.С 1 марта 2021 года ―запрещен оборот немаркированных шин, для всех участников обязательна передача данных в Честный ЗНАК.

Легпром. С 1 января 2021 года запрет оборота немаркированной продукции. До 1 февраля 2021 года нужно промаркировать остатки.

Источник: Постановления Правительства РФ №224, №860, №1953, №1956, №1957, №1958

Работаете с обувью?
Да, готовы к 1 марта 2020 г. Уже все остатки промаркировали
Все в процессе, планируем все промаркировать к 1 марта 2020
Все распродаем, маркировать остатки не планируем.
Узнал о том, что мне надо промаркировать остатки из этой статьи
Ваш вариант в комментариях.
1212
24 комментария

С возвратом пока не ясно. Единица товара уже вышла из оборота.

1

На практике поймём как работает перемаркировка. Комментариев мало на этот счет.

1

Через чек возврата, автоматом возвращается в оборот, на прошлой неделе тестировали - работает

У возврата есть 3 сценария:
1. Товар пригодный и код марки пригодный. Делается возврат маркированного товара. Код возвращается в оборот.
2. Товар пригодный и код марки потерян. Делается возврат немаркированного товара. И потом делается перемаркировка. Заказывается и оплачивается код.
3. Товар испорчен. Делается возврат немаркированного товара. А дальше утилизируете или возвращаете на производство.

Спасибо! Теперь все вроде понятнее стало ))

Если будут вопросы, пишите)