Заметка для стартапа

Привет!

Меня зовут Рыжков Артём. Основным родом деятельности я выбрал программирование, примерно, 10 лет назад. За это время я успел побывать в различных крупных компаниях, успешных и не особо успешных стартапах. Также управлял запуском проектов под заказ. А теперь взялся за MVP.

Надеюсь, материал будет для вас полезным, а если вы все это уже знаете, то, как говорится, "Повторенье - мать учения". =)

Проблема (в том, что 9 из 10 идут на _ _ _ )

Вероятно все слышали про проблему 9 из 10 "утонувших" стартапов. Если покопаться в интернете, то можно нарыть множество статей о списке самых популярных причин провала. В зависимости от источника могут быть продемонстрированы разные показатели, но, как правило, на первом месте особняком стоит отсутствие спроса на продукт (42%).

Вот некоторые из этих статей:

Раскрытие проблемы (почему 42% стартапов не пользуются спросом на рынке или идут на _ _ _)

Инвесторы не дадут соврать, что как к ним приходили люди с отличными идеями и бизнес-планами. В этих бизнес-планах стартаперы демонстрируют отличные показатели в духе: "Мы должны выйти на 2х кратную прибыль уже в следующем году и на 5ти кратную через 2 года!".

Как правило, странные цифры появляются по двум причинам:

  • Внутреннее чутье или эмоциональное перевозбуждение при взгляде на потолок (оттуда и цифры)
  • Недостаточный анализ рынка

Стартаперы часто считают свою идею невероятно крутой. Более того, проводя опрос среди друзей, коллег и товарищей, они получают множество положительных отзывов.

Опираться на мнение близких можно, но стоит заранее подготовить правильные вопросы. Эти вопросы должны снизить уровень предвзятости этих людей. Главное получить не положительный, а честный отзыв.

С другой стороны, какими бы положительными ни были теоретические оценки, они часто не бьются с реальными значениями. И в этом плане нам сильно помогут исследования.

Подводим к решению проблемы (какие есть способы не пойти на _ _ _)

Перед тем как проводить исследование стоит определиться с целевой аудиторией (ЦА). Ведь именно ЦА будет потреблять ваш продукт или услугу.

Если вы определились с ЦА, можно продумывать стратегию исследования. Взгляните на несколько вариантов:

  • Поискать похожее решение
  • Собрать фокус-группу (можно и друзей)
  • Разместить объявление
  • Провести маркетинговое исследование (комплекс из первых пунктов и даже больше)
  • Краудсорсинг
  • Собрать MVP
  • Сделать все от 0 до 100% (Ва-банк)

Поискать похожее решение

Анализ конкурентов поможет понять, как делаются дела, и вы найдете много ответов на вопросы:

  • Сколько стоит услуга или продукт?
  • Как его упаковывают?
  • На кого они ориентированы?
  • Что продают вместе с продуктом/услугой?
  • Сколько, примерно, стоит услуга в производстве?
  • Как много компаний уже делает это?
  • Чего они не заметили?

Этим списком не ограничиваются все полезные вопросы, так как их на самом деле гораздо больше. Ответы на них могут принести много пользы, которая позволит вам либо быть лучше, либо сэкономить время и деньги.

Фокус-группа

Интересный подход. Я бы сказал, общительный.

Первая сложность этого способа заключается в том, что сложно собрать действительно качественную фокус-группу. Участникам придется заплатить. Затраты будут зависеть в основном от объема группы.

Если вам удалось найти этих чудесных людей, то появляется проблема №2 - вопросы. Создать качественный опросник может далеко не каждый. За качественными вопросами лучше обратиться к специалистам. Это опять же потребует от вас средств и времени.

Несмотря на все вложенные средства, данные будут приближены к реальности, но не будем забывать про Закон Больших Чисел.

Объявление в интернете

Этот подход крут тем, что он почти бесплатный. Почему почти?

Если вы дали рекламу, например, в Avito, то через несколько дней она пойдет прочь из ТОП-10 предложений. Если хотите, чтобы предложение держалось наверху - платите. Деньги не космические, но все же деньги.

По количеству откликов можно будет сформировать мнение о заинтересованности покупателей в вашем предложении. Быстро и просто.

Есть еще один способ - это посадочная страница или landing. Его проблема в том, что он будет чуть-чуть подороже - это во-первых.

Во-вторых, главное не упороться с дизайном. Очень много дотошных господ тонут в сыпучих песках перфекционизма и вместо работы над проектом, работают над дизайном лендинга (больная тема).

В-третьих, нужно уметь настраивать рекламу и метрики. Это опять же можно сделать как-нибудь или у специалистов за $.

Маркетинговое исследование

По сути этот пункт для тех, у кого уже есть деньги, и они могут обратиться в какую-нибудь контору, которая проведет анализ рынка за вас.

Они предоставят вам большое количество данных и даже помогут их проанализировать. Также вам предложат различные стратегии дальнейших действий по продвижению и рекламе - любой каприз за ваши деньги.

Краудсорсинг

Если вы планируете какой-то физический продукт, то краудсорсинг - это отличный способ проверить спрос.

Тут сразу же и инвестиции прилетят, и комментарии посыплются, и помидоры полетят. Будет скорее всего всё)

Однако, помимо $ и комментариев вы получите еще и обязательства, так как все финансирующие лица должны будут получить вашу продукцию.

Обязательства перед поддержавшими вас людьми могут сыграть на руку, так как ничто так не заряжает, как ответственность перед обществом.

Minimum Viable Product

MVP способствует появлению менее предвзятых статистических данных, ведь эти данные - реальны.

Но с MVP все тоже не так просто, как хотелось бы. Мы часто начинаем раздувать из мухи слона. Не совсем понятно, откуда берется эта расфокусировка, но она присуща множеству проектов:

  • Думали написать что-то типа Trello, но упоролись на излишней ролевой модели
  • Разрабатывали продукт и даже не подумали, как и кому его продавать

Никто не может гарантировать 100% успеха проекта и MVP в том числе. Но все же большинство известных нам проектов начинали с него. А это в свою очередь снизило основные риски и отодвигало попытку провалиться по причине траты всех денег. Вот примеры и стоимость:

Заметка для стартапа

MVP - это не серебряная пуля, но оно позволяет быстро, а главное здраво взглянуть на окружающую среду. Этот взгляд поможет быстрее осознать ошибки вашей бизнес-модели и принять необходимые меры для ее изменения.

С нуля до "соточки" или Ва-банк

Данная история крайне рискованная, особенно если вы не удосужились хотя бы погуглить.

Сказать, что это дорого - ничего не сказать. Перед стартом разработки полноценного продукта я вам настоятельно рекомендую посмотреть на другие варианты. Это снизит стоимость и, скорее всего, повысит результативность.

С чем придется столкнуться:

  • Нужно будет детально описать все до мелочей
  • Найти людей, которые будут собирать команду
  • Собрать команду
  • Дать команде разогреться и сплотиться
  • Постоянно контролировать весь процесс
  • Надеяться, что все же стрельнет...

Этот способ подойдет, пожалуй, только корпоративному сектору, у которого имеются свободные ресурсы. Для нас, к сожалению, такой формат, скорее всего, не подойдет, так как времени уйдет много, а шанс все равно не высокий.

Подытожим (резюме)

В войне все средства хороши. Главное пробовать и ничего не бояться.

Еще разок о способах проверить идею:

  • Поискать похожее решение
  • Собрать фокус-группу (можно и друзей)
  • Разместить объявление в интернете
  • Провести маркетинговое исследование
  • Краудсорсинг
  • Собрать MVP
  • Сделать все от 0 до 100% (Ва-банк)

Дать какую-то хорошую оценку вашей идеи быстро и дешево - очень сложно. Есть различные способы проверки, но самый простой и эффективный на наш взгляд - MVP. Это быстро, не очень дорого, с метриками и обратной связью, а главное это можно "потрогать".

Выбирая между догадками и обратной связью, стоит опираться на вторую. Если ее у вас нет, стоит ей обзавестись, и тут снова на помощь придут исследования.

Надеюсь, эта статья была для вас ценной. Спасибо за внимание, вечно ваши Артём и команда. Успехов в Ваших проектах!

55
25 комментариев

Есть что-нибудь похожее с мобильными приложениями?

Нужна статья или прикладное решение? 
Статью могу написать, а другое - уже есть)  

MVP же необязательно кодить. От продукта зависит, но для хор-рошей такой доли решений за глаза хватит простейшего сайта на конструкторе если вообще не гугл-форм и основателей в роли бэкенда (руками делающих всё то, что должен делать будущий ИИ). Это едва ли не дешевле нормальных исследований - точнее, такой наколенный MVP может как работать самостоятельно, так и быть частью исследования.

Прокомментирую это так:
Не каждому продукту нужен MVP и, например, для запуска магазина одежды - он точно не нужен. Но есть технологические решения, которые без него - проверить гипотезу сложно. Примером может послужить: система доставки, HR платформа и другие технологические решения.

Насчет Краудсорсинга отчетливо видны сохранившиеся  иллюзии. Так нужно все вышеупомянутое, и мама с друзьями, что бы покупали ваш продукт. Хорошо если покупать будет фокусная группа. За это тоже кажется платят. Учитывая, что там уже давно целые заводы, а не отдельные мастера по выпилке. 

Молоко не люблю, не покупаю.

Вы считаете, что краудсорсинг - не работает?