Женщины в маркетинге: тенденции корпоративной культуры, перевернувшие индустрию в сторону равенства

Женщины в маркетинге: тенденции корпоративной культуры, перевернувшие индустрию в сторону равенства

Вдогонку Международному женскому дню мы решили поговорить о гендерном неравенстве в маркетинге и схожих сферах. Гендерное неравенство остается серьезной проблемой для бизнеса. Несмотря на экологичный подход управления, позиции лидеров остаются несбалансированными. В большинстве организаций изменения и трансформация находятся на вершине стратегической повестки дня, а культура считается главным приоритетом. И все же устоявшиеся системы, процессы и образ мышления, как известно, трудно изменить.

В 2024 году женщины-руководители — абсолютная норма, привычная для общества. Но так ли легок этот путь? Правда ли, что он отличается от мужского? Как меняется роль женщины в маркетинге? Webit поговорили об этом с маркетологами из крупных компаний (и по совместительству нашими клиентками). А еще провели исследование среди “зумеров” из ВШЭ касательно обязательных условий труда для женщин и их ожиданий от предстоящей карьеры. Спойлер: новое поколение стало требовательнее к работодателям, именно с такими запросами придется мириться боссам через каких-то 5-10 лет.

Женщины-руководители в маркетинге и PR ожидают зарплату на 15% ниже, чем мужчины. Об этом говорится в совместном исследовании 2023 года от маркетинговой платформы Roistat и сервиса онлайн-рекрутинга hh.ru. Также, по оценкам международной аудит-консалтинговой корпорации Deloitte, 73% женщин в CEO проявляют себя именно в маркетинге, выше в этом рейтинге только сфера продаж, доля женщин-руководителей в ней составляет 82%. На последнем месте IT и это всего 9%.

Как корпоративная культура влияет на карьерный рост?

Обеспечение постоянного притока лидерских талантов требует инвестиций в кадровый резерв, от набора до удержания. Организации, стремящиеся к равноправию и объективности, должны предпринимать усилия для создания инклюзивной корпоративной культуры, где все сотрудники имеют равные возможности для развития и успеха, независимо от пола или других характеристик.

В Webit мы стараемся удерживать баланс в коллективе. Кандидат на любую позицию определяется не гендерным принципом, а здравым смыслом, профессиональным уровнем и знанием рынка. Никогда не вставал вопрос об обязательном внешнем виде для прекрасного пола, каких-то особых условиях, по ощущениям у нас абсолютное равенство в этом смысле

Павел Порфирьев, руководитель HR отдела Digital-агентства Webit

При этом 41% из всего штата-женщины, а это: специалисты по контекстной рекламе, SEO, сотрудники отдела продаж, SMM и ORM.

Но мы агентство с бутиковым подходом, а не большая корпорация. Когда речь заходит о корпоративной культуре в крупных компаниях, имеют место консервативные ценности, основанные на патриархальных традициях. По крайней мере, еще 5-10 лет назад строгие правила касались даже PR-специалистов и маркетологов.

Коммерческий директор Webit, Василий Желтов, вспоминает, как в жаркий летний день, отправившись на встречу с клиенткой в один из бизнес-центров Москвы, его не пустили на порог офиса:

“Меня развернули, потому что я был в джинсах, а не в классических брюках, как это принято в компании. Клиентка, с кем я шел на встречу, посмеялась. Оказывается, она тоже заложница корпоративных правил: чтобы попасть на работу летом в юбке, женщины в этой компании обязаны дополнить образ колготками. Очевидно, для сотрудниц этот приговор не модный. И если легкие брюки, как пар, не ломят костей, то синтетические чулки в урбанистических московских +30 — сущий ад…”

Василий Желтов
Коммерческий директор Webit

“У меня был опыт трудоустройства в компанию, где правила были негласные: женская часть коллектива ходила на высоких каблуках. Я не стала их коллегой по другим причинам, но интегрировать шпильки в свою жизнь на ежедневной основе точно бы не согласилась. По карьерной лестнице мне удобнее подниматься в кроссовках”, — рассказывает Анастасия Ибраева, маркетолог Истринской Долины.

Анастасия Ибраева
маркетолог Истринской Долины

Тенденция определенно меняется в лучшую сторону. Там, где лидируют женщины, именно они могут стать важным катализатором и фактором обеспечения гендерного равенства во всех отношениях. А лидеров становится все больше.

“У нас в SFT Group в начале февраля прошла «Конференция лидеров». Лидеры — это люди, которые занимают топовые позиции в компании: финансовые директора, директора по производству, продажам. Среди лидеров у нас 40% женщин, а ведь производственный бизнес достаточно сложный и консервативный”, — рассказывает Наталья Миллер, руководитель отдела маркетинга SFT Group.

Наталья Миллер
руководитель отдела маркетинга SFT Group

“Мой карьерный путь начался в 19 лет, причем сразу в турецкой компании, которая занимается производством и продажей вентиляционных, теплоизоляционных систем. В основном меня окружали мужчины. Это был большой перевес, женщин было мало. Но сейчас, с высоты своего опыта могу смело сказать, что год за годом, тенденция меняется в лучшую сторону, хотя я по-прежнему работаю в строительной отрасли. У нас в Sika очень большое внимание уделяется гендерному балансу. Компания даже разрабатывает специальные программы, в которые привлекают как можно больше женщин, для нас открывают различные пути развития. В некоторых странах нашего концерна даже есть стажировки именно для женщин и это подчеркивается в описании вакансии. Мы за равенство между полами. Женщины сейчас занимают в исследовательских, технически сложных, химических, промышленных областях в компании одну треть вакансий, что раньше было практически полностью занято мужчинами”, — рассказывает Анастасия Тихомирова, руководитель маркетинговых коммуникаций компании Sika Россия.

Анастасия Тихомирова
руководитель маркетинговых коммуникаций компании Sika Россия

На вопрос о том, с какими трудностями сталкиваются маркетологи в сфере дизайна, Дарья Лапошина, директор по связям с общественностью Международной Школы Дизайна, ответила однозначно:

“Что ж, наверное, вы ожидаете от меня драматический рассказ о гендерной борьбе на рабочем месте? Ничего подобного! В сфере дизайна преимущественно работают женщины. Не исключение и Международная Школа Дизайна. Мужчина или женщина – только результат имеет значение. Мне приходится прилагать усилий столько, сколько требует сама задача. Пол не является определяющим фактором в отношении работы или трудозатрат. Чувствую ли я конкуренцию? Только с самой собой! В контексте профессионального роста и стремления к самосовершенствованию”.

Дарья Лапошина
директор по связям с общественностью Международной Школы Дизайна

Мы опросили наших клиенток, задав вопрос: какое отношение к сотрудникам женского пола за время вашей работы вы считаете наилучшим? Является ли это частью корпоративной культуры?

“Учитывая, что на работе мы проводим минимум треть дня, в компании должно быть сформировано отношение к персоналу, не только как к сотрудникам, выполняющим свои задачи, но и как к женщинам и мужчинам, которые «живые» люди со своими характерами, эмоциями, интересами. Мне повезло, что на всех местах работы ко мне и всем остальным женщинам относились бережно, уважительно, ответственно. Это минимум, который должен быть заложен в основе корпоративной культуры”, — Екатерина Северинова, PR-специалист компании Zeppelin.

Екатерина Северинова
PR-специалист компании Zeppelin

Наталья Миллер, руководитель отдела по связям с общественностью SFT Group, делится своим опытом сотрудничества с компанией, где был корпоративный детский сад:

Для женщин там были созданы очень хорошие условия. Почему? Потому что в офисе сделали детский садик, а также комнаты отдыха, помогали с нянями и прочее. Этим могли воспользоваться не только женщины, но для женщин это, конечно, была палочка-выручалочка. Представьте, вы живёте в большом городе, и вдруг надо срываться в 6 часов вечера, ехать в садик, потому что там ждет ребенок. А когда ты можешь его привести к себе на работу, значит, ты сможешь забрать его без каких-либо проблем. Конечно, это классно. Конечно, выигрывала и компания, и женщины

Касательно отношения к женщинам на рабочем месте, лучший подход — это когда сотрудники оцениваются по их компетенциям и достижениям, а не по гендерным стереотипам. Профессионализм и уважение не имеют пола. Это часть корпоративной культуры многих передовых компаний, включая нашу Международную Школу Дизайна. Здесь в каждом сотруднике видят прежде всего профессионала

Дарья Лапошина, директор по связям с общественностью Международной Школы Дизайна

И несмотря на то, что состоявшиеся специалисты довольны тенденцией развития корпоративной культуры в России и считают, что сейчас им «грех жаловаться”, то подрастающее поколение профессионалов уже ждет от компаний большего. Мы в digital-агентстве Webit провели исследование о требованиях к корпоративной культуре среди более ста девушек поколения Z. Наши респонденты — студентки направлений “Связи с общественностью”, “Маркетинг” и “Межкультурная коммуникация” НИУ ВШЭ.

Большая часть опрошенных (65%) учатся на 3-4 курсах НИУ ВШЭ. Половина опрошенных девушек уже не просто прошли производственную практику, а имеют постоянное место работы. Среди общих причин, которые оттолкнули респондентов на месте работы/практики, стали: “Несоблюдение заявленных рабочих часов со стороны организации, неналаженность работы отделов и коммуникации между отделами”, “Рабовладельческое отношение к практикантам”, “Все люди общались определенными, уже выстроенными группами, сложно было влиться в коллектив”.

Из них 25% от полученных ответов касались некорректного отношения к женщинам, например, “Большое внимание уделяется мужчинам, если в компании в основном женщины”, “Обязательный макияж”, “На работу планировали принимать только мужчин, так как женщин достаточно, как и проблем, с ними связанных”, “Некоторые рабочие задачи поручали только мужчинам”, “Только потому что я девушка, считали, что могут относиться ко мне, как будто я обязана бегать и делать все, что не касается моих обязанностей”. 85% респондентов на вопрос “Что бы вас оттолкнуло в текущем состоянии, если бы вы пошли на работу?” ответили, что их оттолкнула бы разница в зарплате у женщин и мужчин на аналогичной должности. Также 55% опрошенных отметили, что их бы запрет на яркий маникюр/нарощенные ногти возмутил бы их. Респонденты дополнили факторы отказа от трудоустройства и своими, такими как “Сексистское отношение к сотрудницам компании, как норма”, “Уничижительные сексистские шутки”, “Если начальник — это мужчина 50+ лет”.

60% уверены, что категорически не выбрали бы компанию, если бы там были все перечисленные факторы:

  • нельзя красить волосы в яркие цвета;
  • нельзя ходить с длинными нарощенными ногтями/ярким маникюром;
  • обязательное соблюдение офисного-делового стиля в одежде;
  • разница в зарплате на аналогичной должности у мужчины и женщины.

Из обязательных требований к корпоративной культуре на будущей работе, касающихся отношений к женщинам, респонденты назвали, например:

  • равные условия труда, ни малейшего выражения дискриминации в сторону женщин;
  • одинаковые возможности для карьерного роста мужчин и женщин и отсутствие неравенства на определенных должностях;
  • нет разницы между зарплатами у мужчин и женщин на одинаковой должности, это самое главное;
  • прозрачная система качества, карьерная лестница, приветливое и дружелюбное отношение к персоналу, отсутствие сексизма;
  • отсутствие предвзятого отношения по половому признаку. Оценка исключительно рабочих показателей, но никак не внешнего вида и наличия половых признаков;
  • соблюдение личных границ и субординации;
  • отсутствие привилегий у противоположного пола.

Для 65% опрошенных не важно, какого пола будет их руководитель, 30% хотели бы, чтобы их начальником была женщина.

Женщины в маркетинге: тенденции корпоративной культуры, перевернувшие индустрию в сторону равенства

Мнения о том, что социальные инициативы компании (участие компании в благотворительности, ценности, программы для сотрудников) важны, но их наличие или отсутствие на решение о выборе работодателя не повлияло бы, придерживаются 65%.

Женщины в маркетинге: тенденции корпоративной культуры, перевернувшие индустрию в сторону равенства

Такой же процент респондентов считает харрасментом на рабочем месте совокупность факторов: нарушение деловых отношений без моего согласия, вопросы личного характера: об интимных отношениях, о наличии партнера, предложения сексуального характера, неуместные комплименты. Наиболее высокая доля опрошенных (55%) полагает, что харрасментом считаются предложения сексуального характера.

Мы видим тенденцию, что среди будущих сотрудниц требования к корпоративной культуре растут. Со стороны же работодателей, наоборот, наблюдается стремление обеспечить комфорт для работников и уменьшить иерархическое разделение. Все меньше женщин ощущают дискриминацию, и это не может не радовать.

1515
17 комментариев

Давно не попадала в компанию, где был бы жесткий дресс-код. Удивил комментарий вашего коммерческого директора

1
Ответить

В крупных корпорациях все еще строгий дресс-код и требования ходить в костюмах и при галстуках. Меня охрана не пустила даже на ступеньки здания, т.к. я был в одет в формате бизнес кэжуал (пиджак, рубашка и джинсы).

Ответить

До равноправия нам, конечно, далековато, но следующему поколению повезет уж точно больше

Ответить

ну смотря под чем вы подразумеваете слово равноправие, готовы ли вы работать на стройке или грузчиком? не думаю.

1
Ответить

А что не так с правами? Я не замечал притеснения женщин)

Нет, безусловно, есть ограничения. Когда нужно что-то тяжелое перенести, или сделать что-то опасное - это как правило без разговоров делают мужчины. В правах мы может и равны, но не равны в возможностях, и с этим ничего особо не сделать, просто принять как факт)

Ответить

ахахахвы ведь в курсе ,что некоторые сейчас считают, что люди совершили ошибку предоставляя возможность девушкам получать образование и делать карьеры. Так что пока что скорее все ухудшается.

Ответить

До равноправия нам, конечно, далековато, но следующему поколению повезет уж точно большеКак перестать смеяться? Хотя в плане равенства все будет ок, одинаково будут "работать за жрать" и мальчики, и девочки :)

Ответить