5 трендов, которые будут влиять на автобусные перевозки в 2020 году
Автобусные перевозки привлекли к себе внимание большого венчурного капитала. Бренды нового типа, такие как FlixBus и BlaBlaBus, привлекают деньги по заоблачным для обычных перевозчиков оценкам. Ещё пару лет назад подобная ситуация казалась фантастикой. Попробуем спрогнозировать, что ждёт отрасль в 2020 году.
1. Либерализация рынка продолжится
Вслед за Германией и Францией, другие европейские страны также открывают свои рынки междугородних автобусных сообщений. Португалия отменит госрегулирование в первом квартале 2020 года, Греция также собирается открыть часть рынка в этом году.
Свободный доступ к рынку усиливает конкуренцию, поэтому перевозчикам нужно быть к ней готовыми.
Для того, чтобы выиграть конкуренцию сегодня, перевозчикам нужна технологическая платформа. Вот главные «фишки», которые должны быть у программного обеспечения в 2020 году:
- Мощный протокол взаимодействия с продавцами билетов – никакого квотирования, весь салон должен быть в одном месте;
- Мобильные приложения, как для пассажиров, так и для водителей. В 2019 году доля автобусных билетов, покупаемых через приложения, увеличилась на 50%;
- Системы динамического ценообразования и управления доходами – автобусные перевозки наконец доросли до авиации в этой сфере;
- Управление клиентской базой и инструменты для повышения лояльности ваших пассажиров – грамотные бонусные программы и управление качеством услуг.
2. Продавать автобусные билеты будет сложнее и дороже
Стоимость продвижения в поисковых системах (SEM) и общие затраты на привлечение клиентов будут расти из-за насыщенной конкуренции.
Это окажет влияние на рынок продажи автобусных билетов.
Слияния и поглощения продавцов билетов в интернете, аналогичные сделкам между Busfor и BlaBlaCar, и Omio, купившим Rome2Rio, будут продолжаться в 2020 году.
Малым и средним автобусным перевозчикам придется активнее строить прямые продажи, в том числе и с использованием офлайн-инструментов.
Тем не менее, для перевозчиков с небольшим маркетинговым бюджетом станет ещё сложнее продавать билеты в интернете.
Вполне логично, что ведущие перевозчики начнут развивать свои собственные партнерские программы с другими перевозчиками, чтобы расширить сеть маршрутов и объем продаж, уравновешивая расширение Flixbus.
3. Бронирование поездок «от двери до двери»
Междугородние автобусные перевозки сочетают в себе дальние и короткие поездки.
С одной стороны, это удобный способ путешествовать между крупными городами без хлопот с прохождением контролей в аэропорту.
Также автобусы дешевле, чем любой другой способ перемещения между городами. Тем не менее, есть одна цель, которой автобусы не смогли достичь.
В большинстве случаев, автобус не доставит вас до порога вашего конечного пункта назначения.
Поэтому в ближайшие годы мы, вероятно, станем свидетелями появления действительно мультимодальных пассажирских перевозок.
В одном бронировании будут объединяться несколько видов сообщения, бесшовно для пассажиров.
Причина проста – и перевозчики, и технологические компании начинают осознавать потенциал и дополнительные преимущества такой интеграции.
Видя, как Uber и Lyft добавляют другие виды транспорта в свои приложения, логично ожидать, что скоро можно будет забронировать весь свой маршрут, скажем, из аэропорта Борисполь, до домашнего адреса в Киеве в одном приложении. И такая поездка будет объединять электричку, автобус и такси.
Сильные перевозчики с большими объёмами собственных продаж начнут интеграцию с технологическими платформами городской мобильности, которые откроют свои протоколы бронирования для сторонних транспортных компаний.
И снова, современная IT-платформа для автобусных перевозок будет главным фактором успеха таких партнёрств.
4. Ценовые войны могут вывести с рынка слабых
В прошлом году оформились контуры будущей дуополии на рынке наземных пассажирских перевозок.
У Flixbus впервые появился сильный конкурент – французский BlaBlaCar со своим автобусным брендом BlaBlaBus.
У обеих компаний есть солидные финансовые подушки в виде привлеченных венчурных инвестиций.
Стратегия их развития предполагает быстрый рост и занятие как можно большей доли рынка.
Для достижения этих целей, компании будут сжигать огромные суммы денег без оглядки на прибыльность и реальную эффективность перевозок.
Это может привести к ценовым войнам на и так очень низкомаржинальном рынке.
Небольшие перевозчики, которые едва держатся на плаву за счёт низких цен (и будем честны, такого же уровня услуг) не выдержат конкуренции с гигантами.
Flixbus и BlaBlaBus могут позволить себе годами возить пассажиров по 5 евро на плечах в 500 км. Небольшие компании – нет.
Поэтому перевозчикам нужно повышать лояльность и привязывать к себе пассажиров, внедрять динамическое ценообразование и повышать эффективность.
5. Автобусные шаттлы в аэропорты станут популярнее
Пассажиропоток в авиации за последние 15 лет удвоился.
Такой быстрый рост, вероятно, окажет наибольшее влияние на небольшие региональные аэропорты, обслуживающие лоукосты.
График роста пассажиропотока в мировой авиации
Способы добраться в аэропорт и уехать оттуда будут меняться.
Для междугородних автобусных компаний появится возможность обеспечивать регулярные высококачественные перевозки в аэропорты.
Качественные автобусы станут более удобным, экологичным и экономичным вариантом, чем такси или личные авто.
Сегодня авиапассажиры платят до 60 долларов или даже больше за поездку на такси, в то время как поездка на автобусе, которая занимает столько же времени, обойдется минимум втрое дешевле.
Учитывая, что лоукосты летают как правило в небольшие города, которые находятся вдалеке от основных транспортных потоков, автобусные шаттлы «по требованию» могут стать прибыльным бизнесом.
Естественно, для этого нужна правильная программная платформа и обязательно мобильное приложение для бронирования.
Во многих странах СНГ, автовокзалы, точнее департаменты транспорта просто не дадут взлететь всяким онлайн платформам. (
Они или запугают перевозчиков (мол, типа вы исключены из линии за сотрудничество и подключение к онлайн платформе) или же сошлют на закон, дескать пассажирские перевозки только под надзором государства.
P.S. Статья интересная. Особо привлекает идея про динамическое образование цен как в авиации. Давно уже пора.
Спасибо!
и в итоге непосредственно сам перевозчик станет зарабатывать меньше, а качество услуги скатится в унылое гавно.