Как сделать эффективную SMM-стратегию? Делюсь выводами за 7 лет работы. Часть 1

За последние годы я проработал с сотней компаний: начиная от FoodTech-, MedTech-стартапов и малого бизнеса, заканчивая крупными ритейлерами, корпорациями и всемирно известными брендами. В этой статье я выведу для вас некие закономерности по разработке стратегий, которые мне удалось сделать за последние 7 лет. И первый вопрос, на который я отвечу, это…

С чего начинается работа по стратегии?

Для начала — определитесь, что в данном и конкретном случае является «хорошей» стратегией. Маркетинг — это всегда борьба субъективизма с объективной реальностью: важно найти компромисс между ВАШИМИ целями и целями КЛИЕНТА. Как правило, первоочередная задача стратегии — это удовлетворение ожиданий клиента без потери её эффективности. Поэтому, равно как и качество самой стратегии, важно качество её представления.

Сделайте стратегию сначала для клиента, затем для аудитории и потом — для себя.

Вы поняли, что хочет клиент. Что дальше?

Дальше вы приступаете к анализу. И он делится на три части.

Анализ рынка. Найдите исследования: например, в профильных каналах или статьях в СМИ. Если вы уже опытный специалист, то эти исследования нужны скорее для аргументации клиенту, почему вы всё-таки хотите использовать блог на VC в качестве продвижения личного бренда, чем я кстати занимаюсь, или зачем нам постить ролики сразу и в VK, и в YouTube, и в запрещённую. Точка А анализа — это качественно собранные данные, а точка Б — выводы. Составил примерную структуру, пользуйтесь:

  • Анализ аудитории социальных сетей — сколько, кого и где сидит. Почему сидит и что изменилось за последние 1-4 года; тренды и нововведения. Расскажите клиенту по мини-лекции про каждую соц сеть, которую планируете использовать;
  • Основные социальные сети, в которых предлагаете присутствовать;
  • Дополнительные — которые предлагаете в качестве гипотезы;
Вырезка из анализа аудитории для небольшой сети магазинов. Июль 2022. 
Вырезка из анализа аудитории для небольшой сети магазинов. Июль 2022. 

Анализ аудитории. Рекомендую следовать вот такой воронке:

  • Определите нацию и возраст, чтобы причислить портрет к поколению и сделать выводы по менталитету;
  • Определите гео, доход, семейное положение чтобы выявить локальные паттерны поведения;
  • Определите уникальные атрибуты: отношение к вещам, типичные для ваших клиентов привычки и желания, чтобы выявить уникальные триггеры, цепляющие в социальных сетях.
Глубокий анализ. Один из портретов аудитории для крупного бренда, который занимается продажей товаров для дома. 2023 г. 
Глубокий анализ. Один из портретов аудитории для крупного бренда, который занимается продажей товаров для дома. 2023 г. 
Поверхностный анализ. Для небольшого личного бренда. 2023 г. 
Поверхностный анализ. Для небольшого личного бренда. 2023 г. 

Анализ конкурентов. Они делятся на два типа: прямые и косвенные. Представим, что вы — ритейлер техники Apple.

Ваши прямые конкуренты — это те, кто предоставляют такую же услугу или производят тот же продукт что и вы. Например: другие ритейлеры Apple, ритейлер Samsung или Huawei.

Косвенные — это те, кто теоретически на вас похож. Например, сервисы по ремонту iPhone. Или Эльдорадо. У них вы тоже найдете много интересных идей по продвижению.

Анализировать конкурентов стоит далеко не только по метрикам, а я бы даже в первую очередь сказал, что по позиционированию в социальных сетях. Конечно, важно сделать выводы по следующим атрибутам:

  • Какой контент лайкают, комментируют, каким делятся чаще или реже;
  • Какой контент и какие эмоции вызывает в комментариях;
  • Сколько контента выкладывается, и каков результат от постинга в сравнении с другими участниками ниши.

Но ещё важнее — понять, с какой идеей бренд пришел в медиаполе. Просто выделите время на анализ контент, и, скорее всего, поймёте интуитивно, что он доносит. Тогда вы сможете определить, в каких частях поля находятся игроки. Например:

  • Mercedes-Benz — это автомобиль для пассажира;
  • BMW — автомобиль для водителя;
  • Audi — это для тех, кто не хочет ни в первую, ни во вторую тусовку.

Теперь определите цели стратегии.

Постановка целей, по моему опыту, — это самое простое, что есть в стратегии. Здесь всё зависит от амбиций клиента и выделенного бюджета. Как стратегу, вам необходимо посчитать медиапланы (воронки) по блокам, которые вы обсудили с заказчиком.

Что нужно сделать:

  • Определить ЦЕЛЬ и задачи стратегии: цель это цифра, а задачи — способы её достижения;
  • Дать заказчику понимание, какими методами и чего вы будете добиваться. Сделать понятную разбивку по бюджету с медиапланом.

Важнейшее, что необходимо знать ещё до разработки стратегии — это финансовые ожидания клиента по её реализации. Если бюджет — 100 000₽ в месяц, стратегия не должна быть шедевром, в который заложено огромное количество смыслов.

Не надо пытаться прокормить корову килограммом сена. Лучше купите курицу и перейдите на комбикорм. Потому что в отличие от реальности, в мире контента, ваша накормленная и ухоженная курица будет давать золотые яйца. А корова сдохнет. У меня есть немалое количество примеров работы с минимальным бюджетом, которые приносили отличный результат.

Малый бюджет это не плохо, его просто нужно уметь эффективно расходовать.

Позиционирование — это.

Я считаю, что позиционирование, это то место, которое вы хотите занять в сердце или в душе у клиента. Нужно решить, хотите ли вы поддерживать клиента, направлять, указывать, провоцировать, веселиться вместе, вселять ощущение надёжности или быть лидером в его глазах.

Позиционирование отличает ваш бренд от других и формирует отношение к бренду клиентов и потенциальных клиентов. Например, к McDonalds относятся потребительски, а в хороший ресторан подбирают костюм. Просто выберите, как к вам должны относиться.

Позиционирование — это конкретная идея, которая с помощью различных чувств, начиная от зрения и заканчивая обонянием — рисует единое представление о вашем бренде.

Это я сказал.
Как сделать эффективную SMM-стратегию? Делюсь выводами за 7 лет работы. Часть 1

Обычно, для создания хорошей базы для позиционирования, я создаю человека с нуля: прописываю его детство, юность, привычки, желания, паттерны поведения. Например, вот так:

Вырезка из позиционирования для американского EdTech-стартапа. <b>Напишите в комментарии: как думаете, почему я назвал абстрактного амбассадора именно Максимом? </b>
Вырезка из позиционирования для американского EdTech-стартапа. Напишите в комментарии: как думаете, почему я назвал абстрактного амбассадора именно Максимом? 
Ещё одна вырезка. Всего таких слайдов — 6. От самого детства до настоящего, с отношением к миру и вещам. 
Ещё одна вырезка. Всего таких слайдов — 6. От самого детства до настоящего, с отношением к миру и вещам. 

О чём ещё я не рассказал?

Завтра я выпущу вторую часть статьи, которая ответит на вопросы:

  • Как создавать контент?
  • Что такое гипотезы? План А и план Б в SMM-стратегиях.
  • Как презентовать стратегию клиенту?
  • А также — отвечу на ваши вопросы, которые вы напишите в комментариях.
Обложка для статьи.
Обложка для статьи.
66
8 комментариев

Хорошие выводы, спасибо. Но не хватает чек-листа с поинтами, по которому можно было бы самим такое сделать🙏

1
Ответить

Вы так непосредственно меня просите рассказать всё о моей работе, я не могу 😂😂

Завтра выйдет вторая часть, обязательно читайте. Если нужна стратегия или консультация, в статье найдете мой Телеграм

Ответить

Спасибо вам большое за такие ценные знания! Каждую статью читаю с удовольствием 👏

Ответить

Благодарю) Очень приятно

Ответить

Спрашиваю)
Почему назвали человека Максим?

Ответить

Так как Максим — это (извините) гедерно-нейтральное имя, которое не относит человека к конкретному полу. Для рынка США, особенно для молодой аудитории, это — важный момент в коммуникации

Ответить

А бывали такие случаи, когда выработали идеальную стратегию, но она не сработала и пришлось все заново делать через месяца 3-4?

Ответить