Развитие медийности – нужен ли инженеру личный бренд?

Всем привет! Я Анжелика, работаю ведущим инженером в РСХБ‑Интех. В последнее время все чаще задумываюсь про медийность и важность ее развития для ИТ‑специалистов. Поговорим про это в новом материале.

Развитие медийности – нужен ли инженеру личный бренд?

Личный бренд (медийность или узнаваемость) есть у каждого человека — это то, с чем его ассоциируют. Эти термины вошли в обиход, когда специалисты стали осознанно и целенаправленно работать над своим публичным образом для достижения определенных целей. В большинстве случаев личный бренд ассоциируется с экспертом, который ведет блог. Но медийность — это также совокупность всех публикаций, выступлений, подкастов, менторских активностей эксперта и так далее.

Чем может быть полезна узнаваемость?

В наше непростое время новичкам (и не только им) сложно найти работу в индустрии из‑за большой конкуренции. Если у человека есть желание и нужные навыки (например, умение транслировать свои мысли), то отличный способ выделиться — это завести блог, канал, группу в различных социальных сетях, выбрав что‑то по душе. Стоит отметить, что важно так же попасть в «боль» аудитории: не все что интересно вам, будет интересно большому количеству людей, это стоит учитывать, если ваша цель расти в количестве.

О наличии подходящих навыков может говорить несколько признаков, даже если человек никогда прежде человек не писал и не выступал:

  • Смешно шутит и все смеются,
  • Доступно умеет объяснить нужную информацию новичку на работе,
  • Умеет писать различные инструкции просто и понятно,
  • Умеет находить общий язык с людьми.

Медийность для инженера — это:

  • Способ повысить собственную ценность на рынке труда за счет экспертности и возможности дополнительного заработка (например, записать свой курс, открыть школу, заниматься наставничеством);
  • Способ показать себя и свои достижения (для многих важно чего‑то добиться в индустрии и оставить свой след, а не просто работать в зоне своих обязанностей);
  • Возможность нетворкинга и полезных знакомств (получать плюшки — от простых разговоров до поездок на конференции, награждения, членство в жюри и т. д.).

В прошлом году я была свидетелем того, как одному парню прилетел оффер через некоторое время после того, как он завел блог и стал писать посты после просмотра видео уроков по программированию. В них он выражал свои мысли и интересные выводы о сложных задачах. Кому‑то понравились его мысли и подход к решению проблем, так он получил свою первую работу.

Если вы поняли, что хотите развивать себя в медийности, то ваша основная задача — дать о себе знать, рассказать свою историю успеха и о вашем уникальном опыте и вкладе в индустрию.

Быть узнаваемым значит стоить на рынке труда дороже. Человек, который выстроил правильно свой PR-путь, может стоить в разы дороже, если он в медиа-пространстве развивается, как эксперт в своей области.

Развитие медийности – нужен ли инженеру личный бренд?

С чего начать, если ничего не умеешь?

В прошлом материале я писала о важности получения фундаментальных знаний. Это поможет вам не только в поиске хорошего места с желаемыми условиями труда, но и если вы захотите развивать собственную медийность. Учитесь, читайте, получайте новые знания, становитесь экспертом в своей области, пробуйте новые интересные подходы и методы, обзор на которые может быть интересен сообществу, и т. п.. Фундаментальные знания — ваш основной помощник.

Еще один немаловажный момент — учиться правильно держаться на публике. Наверное, вы часто замечаете, что кому‑то легко даются съемки на камеру, и человек выглядит непринужденно, но это не совсем так. В начале всем страшно, и этот этап нужно пройти, перетерпеть и не сдаваться. Ведь даже идеальный ролик не записан с первого раза, и мы не знаем, сколько дублей и попыток было сделано до получения конечного результата. Не только вам страшно, страшно всем. Я знаю ИТ‑блогеров с многотысячной аудиторией, которым, даже несмотря на популярность, до сих пор страшно выходить в эфир.

Что можно делать:

  • В любом деле важна насмотренность. Посмотрите на специалистов, которые вам импонируют. Как они ведут свои странички, какой список тем интересен их аудитории и откликается ли эта аудитория вам. Может быть у вас на многие темы есть своя точка зрения, это пригодится для составления вашего контент-плана.
  • Пробуйте. Начните писать на простые темы и постепенно усложняйте. Публикации могут быть размещены на разных площадках, таких как Хабр, vc.ru, личные странички, в телеграм-канале и не только. Прежде чем писать статью, выясните, для какой аудитории вы ее создаете, какие темы сейчас интересны и обсуждаемы в сообществе. На основе этих выводов и вашего опыта составьте список тем. Помните, что также важно правильно выбрать, на каких площадках будет публиковаться статья. От этого зависит стилистика вашего контента.
  • Если у вас, как у эксперта, имеется уже какая-то популярность, то можно целиться на публикации в СМИ. Важно раскрыть свой профессионализм, ваши решения в качестве специалиста и чем это помогло компании. Говоря о СМИ, не стоит сразу идти к гигантам, возможно, лучше публиковаться в небольших, но профессиональных изданиях. У них обычно не такое большое количество тиражей, но читают их люди из вашей области.
  • Пробуйте выступать на конференциях и митапах, особенно если такую возможность предоставляют в компании, где вы работаете. Не стоит сразу целиться во что-то глобальное, можно начать и с чего-то небольшого, чтобы разогнать страх выступлений перед публикой. Если ваш работодатель предоставляет возможность продвижения на мероприятия в качестве спикера — обязательно ей воспользуйтесь.
  • Можно тренироваться и в рабочей среде, например, обучить нового сотрудника писать понятную документацию, выстроить плодотворные отношения с коллегами.

Плюсы и минусы медийности

Развитие в качестве эксперта и спикера может помочь увеличить доход и найти новый, интересный проект. Но если человек больше акцентирует свои усилия на самопрезентации, а не на качестве информации, которую он вещает, это может нести ему репутационный урон.

Развитие медийности – нужен ли инженеру личный бренд?

Возможность дополнительного заработка на блоге, менторстве, и курсах дает финансовую независимость, что может быть негативно воспринято работодателями. Компания может посчитать, что вы будете отвлекаться от своих проектов. Упоминание экспертных статей и собственных обучающих видео на собеседовании дает определенное преимущество, если не уточнять, что они приносят дополнительный доход.

Популярность всегда идет рука об руку с хейтом. Нужно быть готовым к тому, что и родственники, и коллеги, и просто зеваки в интернете будут критиковать вас по совершенно разным причинам, в том числе которые от вас и качества вашего материала могут не зависеть.

Карьера и блогинг — часто несовместимые вещи. Как правило, такие инженеры со временем уходят полностью в медиа‑пространство. Блогеры с аудиторией могут зарабатывать в разы больше практикующего инженера. Также минусы работы в найме — это потолок по зп и график работы. Поэтому стоит изначально понимать, хотите ли вы именно этого или стоит продумать другой вектор развития.

Развитие медийности – нужен ли инженеру личный бренд?

Итоги

Быть или не быть — каждый решает сам. Но не стоит оценивать развитие медийности как волшебную таблетку. Это инструмент, который может помочь достичь результатов при правильном использовании. Важно четко понять свою карьерную стратегию и те моменты, которые вы можете подсветить для более продуктивной работы. Например, работодатель ищет QA, и им надо закрывать потребность по этой части, а не строить DevRel/ блог/ PR‑бренд. То есть наличие личного бренда может быть плюсом, если у компании есть такая потребность.

Также публичность накладывает на вас некоторые ограничения: вы должны контролировать все свои высказывания. Это касается не только вашего личного бренда, но и компании, которую вы представляете. Если ваши статьи базируются на основе работы компании, то стоит отслеживать выносимую информацию, чтобы это не нанесло ущерб организации.

1919
1 комментарий

Актуально не только для ИТ-специалистов

1