Они сделали банк без начальников и бюрократии. В России… Как?

Сотрудники тупые и ленивые, а начальники — умные и важные. Узнали? Согласны? Я взял интервью у сотрудницы банка Точка, где нет начальников, и все люди — умные и самостоятельные. Как так? Секрет — в холакратии. Щас поясню.

Они сделали банк без начальников и бюрократии. В России… Как?

Зачем этот текст?

Я работал в «лучших» компаниях-работодателях страны: Сбер, Альфа и так далее. Везде была бюрократия, строгая иерархия, фрустрация, политические игры и несоответствие транслируемых и реальных ценностей.

И вот случайно наткнулся на разные книжки, видосики и подкасты про бирюзовость, клиентократию и холакратию. И залип. Узнал, что в РФ тоже такие компании есть, и что Точка — одна из них. Плюс, я сам пользуюсь Точкой уже 3 года и, даже работая в других банках, слегка им завидовал. Вот это сервис. Вот это маркетинг!

Так и случилось интервью: мне стало интересно узнать, как всё работает в Точке, и мы с Дашей сделали подкаст, и на его основе появился этот текст.

Кто такая Даша?

Дарья (Даша) Боровикова была одной из 12 людей в Точке, которые поехали учиться холакратии в Голландию в 2017 году. С тех пор Даша занимается теорией и практикой холакратии во всём банке, а также стажировками и консалтингом внешних клиентов.

Что за холакратия?

Это система управления, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются среди самоорганизующихся команд.

Вместо строгих должностей — плавающие роли. Вместо делегирования — изначальное распределение власти между всеми. Вместо реорганизации раз в 5 лет — регулярные изменения структуры под нужды бизнеса и рынка. И вместо политики и должностных инструкций — общие правила для всех.

Здесь искусственная бюрократическая иерархия отвергается, вместо неё — только самоорганизация с иерархией предназначений.

Самое подробное описание таких моделей управления можно найти в книге «Открывая организации будущего». Каждая из компаний с таким подходом часто обгоняет конкурентов в темпах роста, в индексе счастья сотрудников и других метриках, на которые любят дрочить бюрократы. В прибыли — не всегда. Но это логично.

Кстати, после холакратии Точка тоже растёт приблизительно в 2 раза каждый год.

Они сделали банк без начальников и бюрократии. В России… Как?

А как так получилось в Точке? Делать нечего было?

Фаундер Точки Борис Дьяконов хотел поехать в кругосветку, но не мог, потому что был вечно занят согласованиями, бюджетами, управлением. Он хотел свободы.

И ещё хотел построить лучший банк для бизнеса с круглосуточной поддержкой. Но не мог, потому что специалист из Владивостока не может помочь клиенту, пока ждёт согласования начальника из Екатеринбурга. С таким подходом лучший банк не сделаешь.

Поэтому в банке решили поискать систему управления, которая бы помогла убрать узкое место — вечно-занятых и важных начальников. Всё для того, чтобы компания развивалась, была эффективной, крутой и большой. Так и нашли холакратию.

Как учат холакратии?

Даша: мы поехали учиться в компанию HolocracyOne. Тебя классно встречают, всё добрые и милые. Вокруг — много иностранцев, были ребята из японского театра, американцы, все из разных сфер — от консалтинга, финтеха, заводов до банкиров вроде нас.

Обучал нас сам основатель и автор идеи холакратии — Брайан Робертсон. Всё в формате мастер-классов, семинаров, воркшопов. Голова взрывалась от новой лексики и новых идей, а к конце стало понятно, что всё завязано просто на здравом смысле.

Стоп. Давайте серьёзно? В России такое невозможно

Даша: на тот момент я уже два года работала в Точке, поэтому верила, что у нас получится холакратия. Даже в России. Но да, я часто слышу на конференциях и в личных беседах от разных фаундеров и СЕО фразу «с моими мудаками такое не получится». Однако холакратия возможна только там, где мы изначально верим, что работаем не с мудаками, а с умными, самодостаточными и ответственными людьми. Неважно в какой стране.

А для нашего поколения это вообще более естественная опция, такой свободный и легкий лайфстайл, который можно перенести на управление компанией. Раз уж мы живём по этим принципами, почему бы не построить по ним компанию?

Все резко взяли и стали стали «холакратами»?

Даша: нет, сначала все боялись. Мы предполагали, что могут быть риски: разоримся, все уйдут, ничего не получится. Борис публично говорил всем сотрудникам, что мы экспериментируем, будем пробовать строить новую систему. Но пока строим, помним, что у нас есть обязательства перед клиентами, сотрудниками, госорганами, акционерами, и это не должно НАВРЕДИТЬ.

И да, было сложно. Люди увольнялись. Кому-то мешало эго, кто-то просто не верил. Но это редкие исключения.

Поэтому у нас всё получилось хорошо. Ни один из рисков, которые мы для себя рисовали — не оправдался.

do you speak it?
do you speak it?

И что, все друг другу теперь доверяют как в коммунизме?

Даша: есть миф, что холакратия — это анархия и/или коммунизм. На практике же в холакратии существуют чёткие правила игры — как в настолке. Они помогают держать баланс между хаосом и гибкостью. Документ с правилами называется конституцией, и все пункты в ней общие, универсальные и для СЕО, и для бухгалтера, и для хаусмастера, и редактора.

Например, одно из правил нашей конституции — принцип консента. Чтобы занять позицию или роль внутри компании, должно быть согласно обе стороны. То есть тебя не могут засунуть в какую-нибудь команду против воли. Тебя могут позвать, а ты можешь согласиться, и только тогда вы будете работать вместе.

Поэтому да, все друг другу доверяют, но не потому что «коммунизм», а потому что здравый смысл.

А как там с деньгами обстоит вопрос?

Даша: есть грейды с вилкой по зарплате, ты не можешь получать меньше или больше этой вилки. Неважно, как круто продаёшь себя на собеседовании.

Дальше зарплата формируется от количества ответственности. То есть ты не меняешь должность и на растёшь в карьерной лестнице, но можешь развиваться и занимать новые роли, совмещать разные роли или запускать проекты внутри компании.

Конфликты. Конфликты-то бывают?

Даша: конечно, бывают. Бывают и жёсткие конфликты, если они личные — внутри точки есть отдельная роль медиатора, он помогает людям услышать друг друга и найти решение проблемы.

Если конфликт околорабочий, то у холакратии есть процесс, который помогает найти выход из ситуации. Он как бы разворачивает нас в сторону решения вопроса, а не поиска кто важнее, умнее или харизматичнее. Все равны перед друг другом.

Они сделали банк без начальников и бюрократии. В России… Как?

Это всё сказка какая-то…

Даша: нет, не сказка, у нас тоже бывают проблемы, просто они другие.

Артем: я тоже думал, что это утопия, потому что они так редко говорят о проблемах. А потом узнал что, оказывается, в компаниях с самоорганизацией просто решают проблемы другого уровня!В компаниях с классической искусственной иерархией и бюрократией все думают о низкой вовлеченности сотрудников, о мотивации, о контроле всех каждую секунду времени. И ещё о количестве пицц, которые нужно купить, чтобы «вылечить» выгорание коллег.

В самоорганизациях же все мотивированы и свободны изначально, а фаундеры, сео, стратеги и сотрудники, все вместе думают о другом: как еще мы можем сделать жизнь предпринимателей удобнее? Как создать условия, где люди смогут проявляться, не бояться, создавать, пробовать и реализовываться? Как сделать систему оплаты более справедливой? Куда идёт компания? Какие наши ценности?

И это всё?

Чтобы узнать больше — чекайте наш с Дашей подкаст на ютубе или на любых других подкаст площадках. А если прям вообще не верится — приходите работать или стажироваться в Точку (не реклама, а рекомендация, я вот сам задумываюсь уже бросить всё и уехать в Екат).

55
9 комментариев

Общался я с в Точке с продуктовыми командамаи. Команды без лидера, которые не понимаю что они далеют и куда им двигаться.

1
Ответить

Я таких команд видел десятки в каждой ит-компании

Ответить