ТОП-10 инструментов удержания персонала

ТОП-10 инструментов удержания персонала

В условиях конкуренции за таланты удержание специалистов становится ключевым инструментом для HR. Сотрудники – это главный капитал любой компании, без их вклада успех и развитие бизнеса невозможны.

Я выделила 10 эффективных методов удержания персонала, которые помогут избежать текучки и трат на поиск и обучение новых кадров.

#1 Привлечение сотрудников

Фактически, удержание сотрудника начинается на этапе собеседования. Первое впечатление, которое создаётся у кандидата, влияет на последующие трудовые отношения. Руководителям и HR нужно не только оценивать кандидата, но и слышать его, учитывать потребности и исходить при презентации вакансии из того, что значимо для соискателя. Такое внимание оставит у человека ощущение, что в нём заинтересованы.

Важным пунктом является умение доносить принципы и ценности с самой первой встречи с соискателем. Если вы близки по взглядам, то работа будет продолжительной и эффективной.

Если человек категорически не разделяет ценности компании, то лучше прервать дальнейшее взаимодействие, чтобы избежать потерь времени и ресурсов.

#2 Онбординг

Я уже рассказывала о важности онбординга в создании прочной корпоративной культуры. Сегодня же хочу обратить внимание на его значимость как инструмента удержания.

28% сотрудников увольняется на испытательном сроке*. Чтобы не допустить такой статистики, нужно грамотно выстраивать адаптацию и с первых дней создавать положительное впечатление о компании.

*Согласно исследованиям аналитиков TalentTech, “Нетология” и FL. ru

Сотрудник в период адаптации находится в постоянном стрессе. Нужно помочь ему адаптироваться: познакомить новичка с коллективом и корпоративной культурой и закрепить за ним наставника, к которому он сможет обращаться по любым вопросам. Присутствие опытных коллег поможет новичку чувствовать себя не брошенным на произвол судьбы.

Адаптация – это очень важный этап, я не раз убеждалась в этом. Благодаря проведению внешнего онбординга, нам удавалось удерживать специалистов даже в компаниях наших заказчиков.

#3 Понятные бизнес процессы

Не только испытательный срок определяет судьбу сотрудника в компании. Для продуктивной работы специалисту нужно чётко понимать свои задачи и то, как их решать. Для этого существуют регламенты и должностные инструкции.

Для того, чтобы сотрудник эффективно выполнял свои обязанности, нужно предоставить ему доступ к материалам, которые помогут сориентироваться в определённых ситуациях. Он должен быть в курсе того, кто в компании за что отвечает: к кому обратиться на счёт отпуска и начисления зарплаты, где можно взять шаблоны необходимых документов и так далее.

У сотрудников должно быть ясное понимание, как самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Прозрачность и отлаженность бизнес процессов облегчает работу для каждого члена компании.

#4 Учитывать потребности сотрудников

Хороший руководитель всегда учитывает потребности сотрудников, их ценности и движущие ими эмоции. Для того, чтобы сформировать доверительные отношения в коллективе, нужно разобраться в том, как мыслят люди, что их мотивирует и чем компания может им помочь.

В первую очередь я хочу обратить внимание на то, что люди нуждаются в определённости. Если в компании происходят изменения, важно общаться с командой, делиться с ними информацией о том, что происходит, какие достижения или кризисные моменты она переживает. Это поможет снизить уровень стресса у подчинённых.

Другой способ позаботиться о сотрудниках – войти в их положение и по необходимости предоставить им отгул, более гибкий график или переход на удалёнку.

У разных поколений могут быть разные потребности. Например, для поколения Z важно видеть значимость в своей работе, понимать, зачем они выполняют задачи и что за этим стоит. В силах руководителей создать культурный код и донести до них те смыслы, которые они ищут.

#5 Оплата труда

Заработная плата – это важный фактор, который определяет уровень мотивации сотрудников. Уровень оплаты труда должен быть адекватным рыночному, а система мотивации – понятной. Нужно установить ясные правила поощрения, обозначить чёткие KPI, чтобы сотрудники понимали, какое вознаграждение они получат за свой труд.

Также значительную роль в удержании персонала играет своевременное увеличение зарплаты в рамках рынка с учетом индексации или в связи с повышением профессионализма.

#6 Работа с выгоранием

Выгорание сотрудников – это серьезная проблема, которая негативно сказывается на работе, здоровье и общем самочувствии людей. Одна из задач HR – работать с причинами, чтобы предотвратить эмоциональное истощение.

Для профилактики возможно предоставить сотрудникам инструменты тайм-менеджмента и научить приёмам, как грамотно распределять нагрузку и соблюдать work-life баланс.

Я также рекомендую регулярно проводить пульс-опросы, общаться с сотрудниками и анализировать полученную информацию.

Для определения выгорания существуют специальные приложения. Например, в “Ростелеком Солар” разработали систему для повышения производительности труда. В одном из обновлений Solar AddVisor появилась функция выявления выгорания. А разработчики “Стахановца” запатентовали систему для обнаружения прокрастинации, психологической усталости и стресса.

Систематический мониторинг эмоционального состояния персонала поможет принять превентивные меры по предупреждению выгорания и создать благоприятную рабочую атмосферу.

#7 Автоматизация рутинных процессов

Ещё один способ позаботиться о своих сотрудниках – упростить им выполнение задач и освободить их от рутинных операций.

Современные решения позволяют автоматизировать часть процессов. Позитивными примерами являются электронный документооборот и RPA (robotic process automation) – оптимизация бизнес-процессов с помощью роботов.

Технология OCR (оптическое распознавание символов) позволяет ботам RPA выполнять задачи, требующие сканирования документов и преобразования их в другой формат.

Внедрение RPA автоматизирует часть рутинных повторяющихся задач: система может выполнять их без участия пользователя.

Освобождение от рутины позволяет сосредоточиться на более важных и стратегических задачах, что, в свою очередь, снижает вероятность выгорания и повышает общую эффективность деятельности компании.

#8 Построение карьерных треков

По данным исследования Gartner*, проведенного в 2022 году, лишь треть работников имеют ясное представление о карьерных возможностях в рамках своей компании. Недостаток информации заставляет сотрудников задумываться о поисках более высоких должностей у других работодателей.

*Исследование Gartner HR

Составление карьерных треков поможет удерживать персонал и оперативно закрывать кадровые потребности за счёт обучения и развития внутри компании.

Сотрудникам будет доступен понятный сценарий карьерного роста. Как правило, понимание перспектив положительно влияет на желание совершенствоваться и даёт мотивацию для достижения глобальных целей.

#9 Создание комфортной атмосферы

От сотрудников зависит успешность бизнеса, его развитие и процветание. Поэтому важно не только предоставлять им работу, но и создавать комфортную среду. Вот несколько примеров по созданию благоприятной трудовой атмосферы.

Похвала как инструмент мотивации, который подчёркивает достижения и вдохновляет сотрудников на новые свершения, укрепляет их самооценку и связь с компанией.

Но все могут совершать ошибки и это не должно стать преградой для дальнейшего роста. Простая, но мудрая истина – "хвали при всех, ругай наедине" – отражает важный принцип мотивации и управления персоналом. Критика никогда не должна становиться унижением, тем более публичным. "Показательная порка" негативно скажется на образе руководителя и вызовет лишь обиду у подчинённого.

На атмосферу сильно влияет коммуникация. То, насколько сотрудники вежливы друг с другом, как оказывают поддержку и выражают признательность, насколько ценят своё и чужое время. Если наладить взаимодействие, то работать станет намного приятнее.

#10 Сильный HR-бренд

В своей предыдущей статье я уже говорила о том, что развитие сильного HR-бренда – тренд текущего года. Позитивный имидж компании не только привлекает соискателей, но и помогает удерживать уже трудоустроенных сотрудников.

Мы все знаем, что многих людей привлекает работа в известных компаниях. Это подтверждает список HH.ru*, в котором перечислены самые популярные работодатели по мнению соискателей. Среди них "Газпром нефть", "MICROSOFT" и "Билайн". Организации, которые долгие годы работали над брендом.

Но даже небольшим компаниям стоит поддерживать качественный HR-бренд за счёт грамотного описания вакансий, положительных отзывов и предоставления обратной связи после собеседований.

Я делаю вывод, что компании, в которых используются все перечисленные инструменты удержания, будут в выигрышной позиции и вопрос с персоналом у них будет решён несмотря на кадровый голод.

А как вы думаете?

22
2 комментария

Да, онбординг-классная тема

1
Ответить

Соглашусь :)
Сейчас это один из самых актуальных инструментов, если учитывать дефицит кандидатов по многим направлениям

Ответить