Обзор систем «умного» ЖКХ для девелопера

Работаю маркетологом в девелоперской компании. Выбираю программу, которая станет основой для организации обслуживания жителей на всех наших объектах, так как в планах компании — взять все объекты под собственное управление.

Меня шокировало количество компаний, предлагающих программы для организации, как сейчас принято говорить, “умного ЖКХ”. На первый взгляд, все они предлагают одно и то же, но почему-то за разную стоимость. Пришлось копать и разбираться.

Времени на исследование ушло прилично, и надеюсь, мой обзор позволит вам быстрее составить шорт-лист для решения поставленных перед вами задач, ну или просто сориентироваться в том, что происходит на рынке.

Как я уже говорила - предложений очень много. Я нашла порядка 40 компаний, каждая со своими особенностями и акцентами. Выбрала для обзора 8 компаний из тех, что активнее всего продвигаются и максимально близко к моей теме:

  • Бурмистр
  • Doma.ai (Лига ЖКХ)
  • Домиленд
  • Дом.Контроль
  • Домопульт
  • Жилстандарт
  • Росквартал
  • Умное ЖКХ

Критерии сравнения и подход

Сравнивала я по нескольким базовым параметрам (важным для моей задачи):

  1. Функционал с точки зрения организации сервиса для жителей.

    По ходу исследования и общения с нашей УК я выяснила, что нас интересуют:

    - заявки (двусторонний обмен между АДС и жителем + электронный журнал заявок)

    - показания (у нас в некоторых домах сдаются вручную, а в - некоторых стоит АСКУЭ)

    - квитанции и возможность оплаты из приложения напрямую в банк, обслуживающий нашу УК

    - уведомления жителей

    - проведение общих собраний собственников

    - маркетплейс для продажи услуг и товаров

    - сайт УК

  2. Состав (что есть для УК, а что - для жителей)
  3. Стоимость
  4. Гибкость (во-первых, нужно соединить программу с нашей учетной системой, во-вторых - у нас есть свои сервисные “фишки” и в идеале это должно быть реализовано в программе).
  5. Брендирование.
  6. Интеграция с инженерной инфраструктурой (в идеале - все должно управляться из “одного окна”). Тут нужно учесть тот факт, что на разных объектах у нас используются разные технологии, какие-то дома совсем без "начинки", в каких-то установлено видеонаблюдение, а в одном из новых домов идет наладка СКУД.

Следует оговориться, что для меня, как для типичного представителя поколения миллениалов, в первую очередь важно то, насколько полно, понятно и прозрачно изложена информация в сети. Я за то, чтобы на основании увиденного принимать решение о дальнейшей коммуникации. Если я чувствую, что мной пытаются манипулировать - это вызывает резкий негатив. И в силу наличия профессиональной деформации, такие вещи я, в общем-то, неплохо вижу.

В этом обзоре я поделюсь только наблюдениями, основанными на представленной в сети информации. Следующим этапов - буду собирать отзывы клиентов и звонить по шорт-листу.

Бурмистр

С сайта: «Бурмистр.ру» сегодня - это крупнейшая в стране площадка для общения специалистов сферы ЖКХ.

Компания начала как консалтинговое агентство и переросла в полноценный сервис по поддержке управляющих компаний. Оказывают консалтинговые услуги, проводят обучения, вебинары, семинары и съезды, активно развивают CRM-систему собственной разработки.

  • Функционал

Функционал обширный в плане всех внутренних процессов управляющей компании и ее взаимодействия с госорганами. Благодаря Бурмистру вы всегда будете в курсе всех новостей и изменений, сможете выгружать все куда нужно.

Есть все, что нам нужно, кроме маркетплейса и АСКУЭ.

  • Состав

CRM-система для УК. диспетчерская с подключаемой телефонией, расчет квартплаты, выгрузка данных в ГИС, документооборот и многое другое.

Мобильное приложение и веб-кабинет жителя в системе. Через мобильное приложение житель может подать показания ИПУ, написать обращение или заявку в диспетчерскую, оплатить ЖКУ, записаться на прием в УО/ТСЖ, а также прочитать новости из сферы ЖКХ.

  • Стоимость

В зависимости от количества лицевых счетов - до 2 рублей за 1 л/с (на наши текущие 2500 счетов выйдет 5000 рублей в месяц)

  • Гибкость

Нужно брать систему “как есть”, об интеграциях и доработках на сайте ни слова.

  • Брендирование - отсутствует
  • Интеграции с инженерным оборудованием - отсутствует

Резюме: профиль деятельности Бурмистра - помощь и организация деятельности типовых управляющих компаний. В этом плане ресурс очень мощный.

Как инструмент для создания сервиса для жителей, интеграции уже существующих процессов УК и создания имиджа застройщика/управляющей компании - не совсем то.

Doma.ai

Это интересная система, которая началась с управляющей компании "Лига ЖКХ". Изучив все тонкости управления домами, Лига вышла на рынок с программным обеспечением, учитывающим особенности, с которыми компания столкнулась в процессе управления. Вложив в разработку 20 млн. рублей, Лига разработала уникальный продукт.

Интересна не столько сама его реализация (хотя я уверена, что там действительно все продумано до мелочей), сколько модель поставки: вы приглашаете Лигу в свой дом. Лига приходит и начинает им эффективно управлять, обучив ваших сотрудников работе в системе (или наняв новых).

Я не будут разбирать программу Лиги по критериям, так как нам этот вариант не подошел сразу - мы хотим свой сервис. Об интеграции с инженеркой или с нашими системами на сайте ничего не сказано, что, в общем, логично, - все процессы и люди будут заменены уже готовыми.

Домиленд

Компания Домиленд вышла на рынок специализированного программного обеспечения для управляющих компаний и жителей в 2018 году. В списке внедрений - крупные застройщики, управляющие компании и коттеджные поселки. В 2019 году Домиленд привлек крупного инвестора. Несложное сопоставление фактов дает надежду, что полученные инвестиции пойдут на доработку программного обеспечения, которое получило в сети много отзывов с квалификацией “сыровато”.

  • Функционал

Все, что нам нужно - есть.

  • Состав

Кабинеты диспетчера и управляющего, веб-кабинет жителя и мобильное приложение, мобильное приложение сотрудника АДС (назову этот состав “стандартным”, чтобы не повторяться в дальнейшем).

  • Стоимость

По сайту непонятно - для УК указана стоимость "от 2495 рублей". Есть ли в этой стоимости подключение, брендирование или это размер абонентской платы - загадка. Пришлось посмотреть глубже (в лицензионный договор).

По условиям лицензионного договора, в зависимости от того, кто вы - УК или застройщик - стоимость будет разная. Для строительных компаний стоить будет не более 10 рублей за л/с (то есть на наши 2500 л/с не более 25 000 рублей в месяц), плюс 1000 рублей за сайт, плюс мобильное приложение 1900 рублей в месяц. Плюс комиссия с каждой транзакции, произведенной через приложение.

  • Гибкость

На сайте заявлено много разных интеграций (только про учетную систему информации не нашла). Думаю, придется узнавать, какой именно опыт есть, звонить в те компании, где уже установлен Домиленд. Индивидуальная доработка функционала не заявлена.

  • Брендирование - возможно
  • Интеграция с инженерным оборудованием

Заявлена интеграция со СКУД (вплоть до пропуска на парковку по распознанному номеру автомобиля), видеонаблюдением, биллингом, телефонией, ГИС ЖКХ, соцсетями и мессенджерами и даже с МЧС. Любопытно. В лицензионном договоре о стоимости интеграций информации не нашла.

Резюме: в целом впечатление от сайта приятное - все есть и даже больше, чем я ожидала.

Но есть момент, вызвавший напряжение. Да, я маркетолог. Да, я знаю, что главное - привлечь человека, сделать так, чтобы он тебе позвонил, а дальше - уже вопрос взаимоотношений с менеджером. Но что значит фраза в тарифах “от 2495 рублей”? Что это - подключение, плата за дом, за квадратный метр, за месяц или за лицевой счет? Для меня очевидно (это сугубо личное ощущение), что этой ценой меня хотят заманить - а дальше уже мелким шрифтом. Не люблю я этого. Имею право, между прочим.

Домопульт

Предложение компании мне понравилась. Очевидно, присутствует сформированный вектор деятельности, есть конкретное предложение, много внедрений.

  • Функционал

Все, что нам нужно - есть.

  • Состав

Стандартный, но, похоже, сайт нам придется делать самим, что нестрашно.

  • Стоимость

Представление тарифов на сайте также недостаточно детальное - не ясно, сколько стоит подключение (или оно бесплатно?), что входит в стоимость, а что - нет, но цифры уже более реальные. Исходя из представленной таблички я прикинула - для нашего количества л/с стоимость будет порядка 50 000 рублей в месяц. Но что же за этой стоимостью стоит?

  • Гибкость

Интеграция с бухгалтерией указана. Доработка под нас - нет.

  • Брендирование

На сайте не заявлено, но судя по некоторому количеству разных цветов приложения в маркетплейсе, брендирование, в принципе, возможно. Входит это в стоимость или нет - предстоит узнавать дополнительно.

  • Интеграция с инженерным оборудованием.

Похоже, нет. Не нашла ни про АСКУЭ, ни про видеокамеры, ни про проезд через шлагбаум. Возможно, непрофильные задачи.

Резюме: система хорошо подходит для типовых управляющих компаний.

Дом.Контроль

На сайте очень внушительная статистика по подключениям, но конкретного указания на подключенные объекты или УК - нет. Много новостей и статей про то, что Дом.Контроль будет повсеместно внедрен в субъектах РФ. Цифровизация целых регионов - это круто. Немного настораживает то, что ни кейсов внедрений ни новостей о том, что достигнутые договоренности начали воплощаться в жизнь, обнаружить не удалось.

  • Функционал

Стандартный, плюс проработаны модули отчетов, аналитики, планово-предупредительные работы. В разделе “Работа с должниками” от пункта “Схема объекта с указанием должников”, стало жутковато. Возможность приема показаний с АСКУЭ не указана.

  • Состав

Стандартный.

  • Стоимость

Загадочные “от 1000 рублей в месяц”. А при интеграции с СКУД - “от 3000 рублей в месяц”. За что?

  • Гибкость

Возможность доработок не указана. Интеграция с 1С и Квартплатой24.

  • Брендирование - нет.
  • Интеграция с инженерным оборудованием.

Есть тариф, включающий интеграцию со СКУД (но непонятно, что именно под этим подразумевается). Остальное не указано.

Резюме: на сайте мне не хватило информации о фактических внедрениях, несмотря на обозначенные масштабные планы по цифровизации страны.

Жилстандарт

Тюменская компания начала разработку программного обеспечения для автоматизации работы управляющих компаний раньше всех (“13 лет опыта” заявлено на сайте, а самому сайту уже 7). Что предлагает Жилстандарт:

  • Функционал

Стандартный. Плюс модуль расчета квартплаты (то есть от своей учетной системы, насколько я поняла, придется отказаться).

  • Состав

Стандартный.

  • Стоимость

Рассчитывается на сайте (спасибо!) от квадратных метров в управлении.

  • Гибкость

Не заявлена. Хотя есть в тарифах пункт “Импорт и экспорт данных”. Думаю, с учетной системой проблем не будет.

  • Брендирование - отсутствует.
  • Интеграция с инженерным оборудованием - отсутствует.

Резюме: по общему впечатлению, система хорошо подходит для типичных управляющих компаний.

Росквартал

Росквартал - ресурс по комплексному информационному сопровождению деятельности управляющей компании плюс программы для автоматизации основных процессов.

  • Функционал

Очевидно, что хорошо проработаны функции АДС и ОСС (теперь мне эти слова как родные), полное сопровождение обмена с ГИС ЖКХ. Есть возможность подключиться в облачному расчетному центру. Насколько я поняла, под каждый процесс предлагается своя программа.

  • Состав (предлагаемые программы)

Диспетчерская (“АДС на 100%”)

Программа для проведения ОСС (“ОСС на 100%”)

Мобильное приложение жителя (заявки, общение с УК, передача показаний)

Сайт УК

  • Стоимость

Зависит от модулей, которые вы берете. Я вникать не стала, потому что некоторых необходимых нам функций явно не хватает. Цены прозрачные и невысокие.

  • Гибкость - нет
  • Брендирование - нет
  • Интеграция с инженерным оборудованием - нет

Умное ЖКХ

Это дочка более крупной IT-компании, проекты которой охватывают сферы застройки, логистики, банков. Первый проект по ЖКХ был сделан в 2016 году.

  • Функционал

Все, что нам нужно - есть.

  • Состав

Стандартный. Плюс дополнительно есть мобильное приложение обходчика и кабинет поставщика услуг.

  • Стоимость

По-видимому, вот они, реальные цифры (с ностальгией вспомнила сладкие “от 2495 рублей”).

Для застройщика, жаждущего интеграций с инженерным оборудованием, стоимость лицензии “Умное ЖКХ” обойдется в 300 000 рублей. Плюс стоимость интеграций. И абонентская плата. На мое количество - 31 100 рублей в месяц. Есть вариант брендированного SaaS за 50 000 (который включает интеграцию с АСКУЭ, учетной системой и видеонаблюдением) и небрендированного SaaS за 18 000 (но это мне неинтересно).

Интересно, что это единственная система, на которую можно купить лицензию. То есть теоретически мы можем купить систему и забрать ее на собственную поддержку. Это, по сравнению с вариантом собственной разработки, который мы тоже рассматриваем (и который, по-видимому, стоит 20 млн. руб.) - очень привлекательное предложение.

  • Гибкость

Гибкость при покупке лицензии обещается полная. Доработка под наши нужды, интеграции во всех направлениях, с указанием внушительного списка уже осуществленных. Наша учетная система также указана.

  • Брендирование - присутствует. Причем брендируется не только мобильное приложение жителя, но и все веб-кабинеты.
  • Интеграции с инженерным оборудованием

Судя по кейсам внедрений (они были найдены на основном сайте IT-компании), опыт интеграций у компании большой. Есть партнеры, с которыми система уже работает. И тот факт, что сама IT-компания занимается разработкой специфических проектов для крупных клиентов в разных сферах также говорит в пользу широких возможностей именно по части интеграций и стабильности технологий. Насколько платформа отвечает запросам управляющей компании - планирую узнать непосредственно у тех, кто уже подключен.

Итого

Разобравшись с со всем этим списком, могу точно сказать, что системы для ЖКХ и сервиса жителей принципиально разные. Вот мои личные выводы (не стоит их рассматривать как рекомендации, скорее, как первичные ориентиры):

  • Если совсем нет представления о том, как управлять построенными домами (и зарабатывать на этом), но есть желание дать жителям хороший сервис - зовите Лигу.
  • Если у вас небольшая (или даже большая), но стандартная управляющая компания, и есть проблемы, в первую очередь, с профессионализмом сотрудников и общением с госорганами - Росквартал и Бурмистр будут вам в помощь. Но сервисные функции для жителей и возможности получать дополнительные деньги от управления минимальные.
  • Если с юридическими и организационными тонкостями ваши сотрудники в силах разобраться сами (причем это не отменяет использование ими указанных ресурсов), а вы хотите сосредоточиться именно на сервисе для жителей, при этом не планируете технологические улучшения (телеметрия, видео, домофоны и т.п.) , и неважно, будет в приложении жителя логотип вашей УК или нет - на примете Жилстандарт и Домопульт.
  • Если речь идет уже не только о процессах взаимодействия жителей и управляющей компании, а о технологиях, связанных с умными зданиями (АСКУЭ, СКУД, видеодомофоны, видеонаблюдение и т.п.) - рассматриваем Домиленд, Умное ЖКХ, и, возможно, Дом. Контроль.
  • Если нужно создать собственный сервис, с учетом всех особенностей объектов и есть идеи, как сделать управление прибыльным и эффективным - смотрим в сторону Умного ЖКХ.
1515
8 комментариев

Василиса, спасибо за обзор) 
давайте все же проведу вам презентацию функционала https://doma.ai/ 

Управляющая компания, которая использует нашу программу, не должна становиться Лигой ЖКХ. 

Лига и Doma -  два разных продукта. Лига - один из пользователей программы Doma.ai в своей работе. Наряду с другими, в том числе управляющими компаниями застройщиков.

Блоки интеграции с инженерным оборудованием, в том числе с системами телеметрии, видео, систем контроля доступа и даже лифтами, в программе есть.

Её основное отличие от других перечисленных программ в том, что мы ЖКХшники, которые поняли, зачем в управляющих компаниях ИТ, а не ИТшники, которые пробуют что-то сделать для ЖКХ.

Лига ЖКХ в качестве тестовой площадке, на которой мы пробуем все новинки Doma.ai, является сильным конкурентным преимуществом)

Новость на VC про запуск нашей ит-системы
https://vc.ru/services/52668-osnovatel-ligi-zhkh-reshil-prodavat-drugim-upravlyayushchim-kompaniyam-sistemu-upravleniya-domom-s-marketpleysom-dlya-zhiteley

И одно из последних видео про нашу историю у блогера Аркадия Гершмана https://www.youtube.com/watch?v=Umud-KSpRro. Там уже 10 000 просмотров)

https://www.youtube.com/watch?v=Sr5fL48TLTc - вот тоже интересное видео с Всероссийского жилищного конгресса про то, как вообще застройщик может создать сервисную управляющую компанию

Когда сможем по скайпу поговорить, все покажу-расскажу)

Кстати, для топ-менеджмента девелоперских компаний мы скоро с Ильей Пискулиным книгу выпустим, "Девелопер и управляющая компания". Обязательно вам подарю)

6
Ответить

Василиса, спасибо за такой детальный и подробный разбор. Мы ценим мнение со стороны и учитываем его в своей работе, чтобы меняться к лучшему.
Мы стараемся реагировать на каждый отзыв и регулярно обновляем сервис. Средняя оценка пользователями приложения в App Store и Google Market 4,8. Сейчас у нас 32 приложения.
Возможно, вам будет интересно, сейчас мы предлагаем создание брендированного приложения и для застройщиков, с витриной объектов. Так любой пользователь, сможет найти вас в App Store/Google Market по брендовому запросу.
Вы также обратили внимание, что на сайте не хватило данных о тарифах — мы исправились и добавили более подробную информацию: https://domyland.ru/price

2
Ответить

Мы тоже делаем похожий сервис. Со своими фишками! https://umgkh.ru/

1
Ответить

Я бы еще добавил инфы о том как часто приложения обновляются. В списке есть много морально и функционально устаревших. С точки зрения разработки видно, что Домиленд обладает ресурсами на разработку и постоянно делает новые релизы и поддерживает свои +30 приложений. Также по оценкам пользователей у них наивысшая оценка и ими пользуются лидирующие компании

Ответить

Я брала актуальные, живые и растущие компании. В моем списке даже на текущий момент все "живы" и по мере возможностей растут. Домилэнд, безусловно, имеет ресурсы, и не секрет, откуда они. Для нас это тоже важный фактор выбора партнера - кто в конечном счете контролирует компанию. На отзывы пользователей и на частоту выхода новых релизов можно посмотреть двояко - это неоднозначные метрики, можно интерпретировать как в пользу компании, так и против нее, тут зависит от подачи.

Кстати, в процессе более глубокой проработки обнаружились и другие важные для нас факторы:
- берет ли компания процент с транзакций;
- проходят ли средства жителей сначала через систему, а потом в УК;
- дает ли система возможность выбирать партнеров в маркетплейс или навязывает своих.
Зная эти моменты, можно уже задавать соответствующие вопросы - статья просто дает представление о том, на что, на мой взгляд, имеет смысл обратить внимание при выборе.
Предупрежден, значит, вооружен.

2
Ответить

Спасибо за подробный разбор по задаче и какую выбрали систему?

Ответить