Как составить резюме на работу и как подготовиться к собеседованию. Готовый образец резюме, пример резюме, шаблон резюме

• Как составить резюме и что нужно знать в процессе?
• Как подготовиться к собеседованию?
• Как написать сопроводительное письмо?
• Куда отправлять резюме в компанию мечты, когда нет вакансии?
На эти и другие вопросы отвечаем в объёмной, информативной статье

— "вы приняты"
— "вы приняты"

Привет! Меня зовут Шубин Никита, я частный консультант, бизнес-аналитик и методолог. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, наладить операционную деятельность, внедрить автоматизацию/фреймворки и курирую вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, мотивация, грейдирование, наставничество, найм, оценка и ротация. Сейчас я рассматриваю предложения к стратегическому и операционному сотрудничеству, открыт для новых клиентов и в поиске уникальных экспертов в своей области для нетворкинга и сотрудничества уже сейчас или в будущем. Контакты указаны в конце статьи и в моём профиле.

Знали ли вы, что сегодня на прочтение Вашего резюме и выноса вердикта "проходит дальше" или "не подходит" у профессионального рекрутера уходит от семи секунд до одной минуты?

Это ответ на так часто задаваемый вопрос:
А: Почему я получил отказ после подачи резюме почти мгновенно, они что, его даже не читали?
Б: Читали, но ты отсеялся мгновенно из-за несоответствия одному из основных критериев оценки.

Так что же нужно знать и учитывать при составлении резюме? Что писать и что не писать в резюме, чтобы ленивые HR не отмели твою кандидатуру сразу же? А если у нас получилось, то как готовиться к собеседованию и выделиться среди других кандидатов на желанный оффер? Давайте разбираться.

Из чего состоит резюме

Основной и исчерпывающий набор блоков выглядит следующим образом:

  • Имя кандидата
  • Фотография
  • Желаемая должность (за исключением случая студенческого и открытого резюме)
  • Профессиональный опыт
  • Раздел контактов (email, TG/LinkedIn, телефон)
  • О себе (он же profile / цели и доп. информация)
  • Навыки (Skills, могут разбиваться на HARD и SOFT)
  • Языки
  • Интересы
  • Образование

Для продающего и сильного резюме, этих блоков будет достаточно. А теперь перейдём к обсуждению нюансов отдельных блоков с примерами, перед этим обсудим, каким должен быть общий объём информации.

Объём резюме

Объём резюме должен быть сжат до одной, максимум, двух страниц А4 (один лист А4). При составлении резюме на HH.RU, необходимо по завершению скачать резюме и убедиться, что оно составляет не более двух страниц и печатается на одном листе.

Это важно, поскольку краткое резюме поможет отразить Ваши главные достижения и навыки: так можно обратить внимание рекрутера именно на необходимые для желаемой должности компетенции и опыт, да и резюме начиная от трёх страниц никто уже давно не читает: человеческий и профессиональный фактор рекрутера. Ежедневно им приходится оценивать более сотни кандидатов на входящем и исходящем потоках, поэтому сохраните нервы и время рекрутера — так Ваша кандидатура изначально понравится ему больше, чем другие.

Фотография в резюме

В России фото на резюме должно быть как можно более формальным и строгим, в то время как в Европе и Америке соискатель имеет гораздо больше свободы при выборе фотографии. Я использую не самую удачную фотографию в своём примере для Российского рынка труда, однако, она универсальна: я также работаю с англоязычными заказчиками и слишком формальное фото не является необходимостью в моём случае. Также, советую не быть через чур зажатыми в позировании и показать руки, но в то же время, оказаться от фотографий в полный рост и, разумеется, не использовать фотографии с другими людьми.

В идеале, сделать одну фотосессию для резюме и несколько лет использовать материалы именно с неё.

Фото из моего личного резюме: универсально, в костюме присутствует формальность, но в то же время, она разбавляется ярким светом, расстёгнутой пуговицей рубашки и улыбкой. 
Фото из моего личного резюме: универсально, в костюме присутствует формальность, но в то же время, она разбавляется ярким светом, расстёгнутой пуговицей рубашки и улыбкой. 
Костюм, руки, формальность и качество фотографии: всё это, казалось бы, выглядит отлично, но чёрно-белый формат для отдельных людей может как сыграть на руку, так и оттолкнуть.
Костюм, руки, формальность и качество фотографии: всё это, казалось бы, выглядит отлично, но чёрно-белый формат для отдельных людей может как сыграть на руку, так и оттолкнуть.
Плюс-минус классическое, хорошее фото для резюме мужчины. Открытые руки, костюм, улыбка и ничего лишнего. Поза закрытая, но не зажатая. Бессмертная классика.
Плюс-минус классическое, хорошее фото для резюме мужчины. Открытые руки, костюм, улыбка и ничего лишнего. Поза закрытая, но не зажатая. Бессмертная классика.
Одним словом — идеально.
Одним словом — идеально.

А теперь рассмотрим женские варианты фотографий в резюме:

Выдержанно, нет лишних элементов и нас ничего не отвлекает. Отличный формат фото, который подойдёт для каждой девушки.
Выдержанно, нет лишних элементов и нас ничего не отвлекает. Отличный формат фото, который подойдёт для каждой девушки.
Немного разряженной потрясающей улыбкой формальности для примера. 
Немного разряженной потрясающей улыбкой формальности для примера. 
Данный пример фото также выглядит хорошо, пусть и кому-то оно может показаться слишком светлым.
Данный пример фото также выглядит хорошо, пусть и кому-то оно может показаться слишком светлым.
Подобное фото также имеет место быть для резюме любого формата. Красиво, элегантно, выдержанно.
Подобное фото также имеет место быть для резюме любого формата. Красиво, элегантно, выдержанно.

Раздел "Желаемая должность"

Для указания желаемой должности обязательно используйте её общее название и главной функции: давайте разберём на примере вакансии проджект менеджера.

Как бы Вы назвали своё резюме? Проджект менеджер? Или проектный менеджер? А может, менеджер проектов? Займёмся поисковой оптимизацией в рамках самой популярной платформы HH.RU:

Так, <b>121</b> вакансия по запросу "проектный менеджер". Держим в голове, идем дальше
Так, 121 вакансия по запросу "проектный менеджер". Держим в голове, идем дальше
Тут <b>118</b> вакансий по запросу "проект менджер", так он автоматически заменяет слово проджект
Тут 118 вакансий по запросу "проект менджер", так он автоматически заменяет слово проджект
Ого, круто! <b>127</b> вакансий. Кажется, у нас есть явный победитель, но не совсем:
Ого, круто! 127 вакансий. Кажется, у нас есть явный победитель, но не совсем:

— "подержи моё пиво":

Вот то, что нам было необходимо. <b>211</b> вакансий — это нам надо.
Вот то, что нам было необходимо. 211 вакансий — это нам надо.

Таким образом, перед указанием конкретной должности, стоит обратить своё внимание на вариации с самым большим количеством упоминаний. Это важно для входящего потока предложений, будьте уверены.

Раздел "Профессиональный опыт"

Касаемо профессионального опыта, есть несколько крутых советов, которые я рекомендую использовать при составлении резюме:

  • Не расписывайте все свои должностные обязанности — пишите результаты и заслуги на рабочем месте. Пишите то, чем вы помогли компании стать лучше и какие количественные и измеримые показатели Вы увеличили.
  • Краткость — сестра таланта. Больше всего информации у Вас должно быть с последнего места работы: распишите основные проекты и результаты по ним. Подробнее расскажете на собеседовании.
  • Весь Ваш трудовой опыт, который никак не помогает в работе по вакансии, которую вы рассматриваете, лучше убрать вовсе. Как и максимально урезать то, что происходило в Вашей карьере более пяти лет назад.
  • Не завышайте показатели и пишите только то, что можете подтвердить Вы или Ваш прошлый работодатель.
Поле "Профессиональный опыт" в одном из моих резюме. Вместо тысячи обязанностей на каждом рабочем месте, указал основные количественные достижения и проекты, чтобы их области были понятны как конечному работодателю, так и рекрутеру. 
Поле "Профессиональный опыт" в одном из моих резюме. Вместо тысячи обязанностей на каждом рабочем месте, указал основные количественные достижения и проекты, чтобы их области были понятны как конечному работодателю, так и рекрутеру. 
Поле "Профессиональный опыт" в другом резюме
Поле "Профессиональный опыт" в другом резюме

При каждом последующем перечитывании вы будете замечать, что какую-либо формулировку вы могли завернуть лучше: перед публикацией обязательно проверьте на читаемость и внятность написанного человеком, который не понимает Ваших узких, профессиональных терминов. Рекрутер НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Вашим нанимателем, но является связующим с ним звеном: будьте понятны и просты в своей лексике.

Раздел "Контакты"

Я с уважением и бесконечной любовью отношусь к каждому человеку и его интересам, но будем честны: нанять на работу руководителем отдела человека с почтой "terminator1990@mail.ru" — у меня рука не поднимется.

Пожалуйста, уделите внимание Вашему почтовому ящику и логину в телеграм/LinkedIn. Бессмертным вариантом всегда будет использование своих имени, фамилии и экспертной области в разных связках.

Раздел "О себе"

В разделе "О себе" или "Profile" необходимо указывать Ваши цели или ориентиры при поиске работы, например:

  • Смена ниши или направления
  • Форматы сотрудничества, которые Вам интересны
  • Подходы и методы в работе, которые отличают Вас от других специалистов и экспертов в профессиональной области
  • Желание профессионально развиваться в конкретной области: возможно, сейчас Вы приоритетно рассматриваете вакансии в финтехе — обязательно расскажите об этом
Пример из моего резюме: указываю, какой формат сотрудничества меня интересует, своих крупных, именитых клиентов, ориентиры в работе и увлечение публицистикой. <b>Очень важное поле для самозанятых, ИП и фрилансеров: пользуйтесь им на максимум.</b>
Пример из моего резюме: указываю, какой формат сотрудничества меня интересует, своих крупных, именитых клиентов, ориентиры в работе и увлечение публицистикой. Очень важное поле для самозанятых, ИП и фрилансеров: пользуйтесь им на максимум.
Просто альтернативный вариант оформления того же самого из другого резюме.
Просто альтернативный вариант оформления того же самого из другого резюме.

Разделы "Навыки", "Языки", "Интересы"

По поводу блока навыков, рекомендую указывать Ваши основные экспертные области и фреймворки, в которых у Вас есть хороший опыт и высокий уровень компетенций. Навыки должны варьироваться от вакансии к вакансии и, ради всего святого, перестаньте указывать там коммуникабельность, стрессоустойчивость и другие заезженные личностные качества. Это давно никому не интересно.

Краткий вариант из одного моего резюме
Краткий вариант из одного моего резюме
Альтернативный вариант из другого резюме
Альтернативный вариант из другого резюме

Поиск по набору компетенций и навыков является популярным методом отсеивания неподходящих кандидатов при рассмотрении кандидатов узкой или редкой специализации, он же "Executive Search".

В интересах указывайте то, что Вам действительно интересно: это может быть теннис, походы, выставки, да что угодно. Но, всё-таки, не рекомендую указывать там алкоголизм и информацию о предпочитаемых наркотических средствах, хотя дело Ваше.

Раздел "Образование"

В образовании указывайте название Вашей специальности, учебное заведение и годы обучения. Также не забудьте про дополнительное образование и профильные курсы, которые вы проходили: однако, иногда, как в моём случае, приходится выбирать: Из четырех дополнительных курсов и повышения квалификации мне приходится указывать один для экономии пространства в резюме. В таком случае рекомендую выбрать самый ценный или таргетный для этой вакансии пройденный курс или обучение. Вот, как это выглядит в моих резюме:

Да, прошёл отбор. Да, еще не обучался. Но указать необходимо!
Да, прошёл отбор. Да, еще не обучался. Но указать необходимо!
Блок "Образование" в альтернативном резюме.
Блок "Образование" в альтернативном резюме.

Готовые шаблоны для резюме

Подходящих по структуре и приятных глазу шаблонов резюме достаточно много, лично я при составлении своих вариантов использовал ресурсы "Canva" (недоступен на территории РФ без VPN) и доступную в России альтернативу

Немного видоизменив под себя и мои минимальные объёмы данных, вот, что у меня получилось:

Основное резюме. Скачать шаблон в формате WORD можно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fgrowinguide%2F60&postId=1093025" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ТУТ</a> 
Основное резюме. Скачать шаблон в формате WORD можно ТУТ 
Резюме 2, с указанием экспертной области. Скачать шаблон в формате WORD можно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fgrowinguide%2F60&postId=1093025" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ТУТ</a>
Резюме 2, с указанием экспертной области. Скачать шаблон в формате WORD можно ТУТ

Касаемо резюме по форме площадки HH.RU, сегодня выложу пример своего резюме в телеграм-канал, потому что из-за объёмов статьи не успел подготовить его заранее.

Хорошо, резюме готово. Что там у нас дальше? Всё верно — переходим к сопроводительному письму.

Сопроводительное письмо при отправке резюме. Как составить сопроводительное письмо?

Зачем же оно нужно, если в вакансии и Вашем резюме всё чёрным по белому написано?

Сопроводительное письмо уже давно перестало быть приятным дополнением и уже давно является неотъемлемой частью рассмотрения Вашей кандидатуры. Расскажите работодателю в двух словах, почему именно Вы подходите их компании и конкретно на эту позицию. Обязательно используйте тезисы из конкретной вакансии и делайте уникальное письмо под каждую подачу резюме — это критически важно, а копипасты работодателями и рекрутерами считываются и узнаются сразу. Давайте рассмотрим примеры, где я демонстрирую структуру письма.

Первый вариант письма в случае, когда Вы рассматриваете устройство в штат работодателя.
Первый вариант письма в случае, когда Вы рассматриваете устройство в штат работодателя.
Другой вариант моего письма для примера уже под другую вакансию.
Другой вариант моего письма для примера уже под другую вакансию.
Третий вариант для случая, если вы хотите предложить B2B сотрудничество, не входя в штат компании.
Третий вариант для случая, если вы хотите предложить B2B сотрудничество, не входя в штат компании.

Это лично моя структура письма, которой я сам пользуюсь. Можете также использовать его, как основу:

  • Персонализация — как завещал Карнеги, имя человека на подсознательном уровне является самым приятным для него звуком. Я использую эту же технику и в письме, если знаю имя человека, который будет это читать
  • Обозначьте вакансию, чтобы упросить UX опыт рекрутера и не заставлять его поднимать глаза вверх (совсем обленились, ага)
  • Степень вашего понимания вакансии в общих чертах
  • Расскажите о своём опыте, связанном с выбранной вакансией и как вы решали проблемы, которые предстоит решать сотруднику, взятого по этой вакансии
  • Уточните формат сотрудничества, если вы не готовы идти в штат работодателя: самозанятость, ГПХ или B2B.
  • Предпочитаемый способ связи
  • Best Regards, оно же уважительное окончание письма.

А теперь перейдём к советам по подготовке к собеседованию: это важнейшие аспекты, которые, к сожалению, очень недооценены соискателями. Объясняю, что вы теряете.

Как подготовиться к собеседованию?

  • Изучите сайт компании, куда вы подаёте резюме: часто на сайте компании лежит огромное количество ответов на вопросы, которые будут Вам заданы. Также, это поможет Вам разобраться в миссии, ценностях и целях компании и подготовить аргумент, почему именно с Вами компании по пути и как вы можете помочь в достижении её целей.
  • Внимательно изучите каждый пункт вакансии и закройте "белые пятна": опыт показывает, что минимальный объём заданных вопросов на собеседовании касается именно оформленной вакансии, но еще и, как правило, будет дополнен руководителем персонально.
  • Если вдруг вы знаете, кто Ваш интервьюер и что он где-то публикуется на профессиональные темы или ведёт свой блог, говорить о рабочих моментах его словами — это СИЛЬНЕЙШИЙ инструмент дать ему уверенность в том, что Ваши взгляды сходятся. Однако, не забывайте соответствовать.
  • Если речь о продажах или продукте, обязательно изучите ассортимент компании и подумайте над предложениями для работодателя. Инициативность, индивидуальность и подготовка всегда будут высоко оценены работодателем или потенциальным партнёром.

Есть еще десятки методов и техник по подготовке, но сделайте хотя-бы этот минимум — поверьте, в большинстве случаев, этого будет достаточно и уже выведет Вас в лучшие и самые перспективные кандидаты.

Кандидаты, которые готовятся к собеседованию правильно, очень быстро получают интересующий их оффер по сравнению с теми, кто двигается по наитию: имейте это ввиду.

А что делать, если я хочу попасть в компанию на ту позицию, куда не ведётся набор?

Стучаться в контакты HR-подразделений и отправлять своё резюме. Как минимум, у Вас получится попасть в резерв короткой руки за свою инициативность и к Вам обратятся в первую очередь, если вы полностью соответствуете требованиям этой компании.

Если вы хотите сэкономить ресурсы, сократить сроки реализации и получить наивысшее качество оказанных услуг по HR, корпоративно-образовательным и бизнес-проектам, я и моя команда с удовольствием Вам в этом поможем.

Давайте обсудим: Коллеги из HR сферы, Вам есть, что добавить? Какой информацией вы хотели бы дополнить эту статью? Может, в процессе чтения возникло желание оспорить тезисы или задать дополнительные вопросы по теме?

В моём телеграм-канале вы найдете документы и материалы по теме, большое количество интересных статей про бизнес, карьеру, управление персоналом, статистику и консалтинг: там я часто рассказываю о интересных и узконаправленных темах. А еще, мой материал заимствуют владельцы крупных каналов и издательств — будь с первоисточником :)

55
5 комментариев

Статья рассказывает о том, как правильно составить резюме, подготовиться к собеседованию, написать сопроводительное письмо, и что делать, если желаемой вакансии нет.

Саммари:
- Рекрутеры оценивают резюме за 7 сек - 1 мин
- Резюме: имена, фото, должность, проф. опыт, контакты, о себе, навыки, языки, интересы, образование
- Фото в резюме: формальные европейские и американские отличия
- Резюме: до 2х страниц
- Желаемая должность: SEO-оптимизация важна
- Опыт: фокус на достижения, не обязанности
- Контакты: профессиональный email и соцсети
- О себе: цели, методы работы, интересы в профессии
- Навыки: только актуальные для вакансии
- Интересы: отражать настоящие увлечения
- Образование: основное и дополнительное, выбирать самое важное
- Шаблоны резюме: использовать оптимизированные под HH.RU и другие
- Сопроводительное письмо: персонализация, связь опыта с вакансией, формат сотрудничества
- Подготовка к собеседованию: изучение сайта компании, вакансии, интервьюера
- Если нет вакансии: инициативная отправка резюме в HR

Стараюсь выделять самое важное для вас.

1

Обычно отношусь к подобного рода комментариям очень скептически, но тут рука не поднимается Вас осудить, потому как сам очень хотел выпустить статью в запланированное время и пожертвовал выводами)

Поэтому, спасибо!

1

Всегда интересно узнать, какие критерии важны для HR-специалистов при оценке кандидатов

1

Когда я еще не был связан с HR, для меня это было на уровне загадки, покрытой мраком. Но если раскрыть тему, то все пункты кажутся вполне очевидными и понятными)