В IT по железной дороге — как успешно «встряхнуть» карьеру

В IT по железной дороге — как успешно «встряхнуть» карьеру

Захватывающая история бизнес-аналитика с железной дороги: БА Виктор Соловьёв делится инсайтами и рассказывает, как прошёл путь от слесаря по ремонту вагонов до команды разработки цифровых продуктов ПГК.

Экспертиза в своей области — прямой путь в бизнес-аналитики

Бизнес-аналитик отлично знает продукт и глубоко погружён в сферу деятельности компании. Он понимает её потребности, может выявить проблемы и определить точки роста, оценивает риски и возможные затраты на реализацию идеи. А знания в разработке ПО помогают ему доносить всё это до разработчиков. В результате получается полезный и классный продукт.

Кто такие аналитики, какими они бывают и чем занимаются, можно узнать в этой статье.

Виктор в ж/д сфере уже 20 лет. Начинал карьеру ещё студентом — устроился работать слесарем по ремонту подвижного состава. Потом, получив опыт, стал осмотрщиком вагонов. После окончания университета остался на железной дороге — искал причины неисправностей вагонов и обучал слесарей и осмотрщиков.

В ПГК Виктор пришёл в 2008 году: сначала работал в нашем филиале в Санкт-Петербурге, а в 2015 году перешёл в центральный офис в Москве, чтобы организовывать ремонт почти 100 000 вагонов. Как справиться с таким огромным парком? Без цифровизации было никак не обойтись, и Виктор начал учиться.

В 2023 году доскональное знание процессов привело его в команду IT-продукта «Оптимизатор ремонтов», основная задача которого — минимизировать затраты на плановый ремонт вагонов за счёт управления логистикой.

С чего начать работу над проектом

Знание предметной области и умение переводить с языка бизнеса на язык IT крайне важны для аналитика, но это далеко не всё.

Новичку нужно максимально хорошо разобраться в азах бизнес-анализа. Например, Виктору в этом помогло внутреннее обучение ПГК.

В IT по железной дороге — как успешно «встряхнуть» карьеру

Должность бизнес-аналитика в команде «Оптимизатора ремонтов» появилась с приходом Виктора. Чтобы нащупать нужное направление работы, он советует задать себе ряд вопросов:

  • Что за продукт мы делаем и в чём его ценность?
  • В чём моя роль?
  • Какие у меня задачи?
  • Как принести команде максимальную пользу?
  • Какие ещё роли есть в команде и как с ними взаимодействовать?

Связь IT-продуктов компании

Чтобы эффективно решать бизнес задачи, нужно знать про смежные продукты и понимать стратегию компании.

Это поможет встроить свой проект в общий IT-ландшафт и избежать ситуаций с «изобретением колеса» — его можно взять у другой команды и сэкономить ресурсы компании.

Популярный пример: в Amazon все внутренние продукты имеют публичный, хорошо описанный API, чтобы каждый мог им пользоваться и самостоятельно добавлять какую-то ценность.

Большинство крупных компаний, которые проходят процесс цифровой трансформации, идут по пути выстраивания экосистемы собственных цифровых решений. ПГК — не исключение.

Коммуникация — главный навык бизнес-аналитика

Самое важное для аналитика — выстраивание эффективной коммуникации как внутри команды, так и с заказчиком. Чтобы все участники рабочего процесса хорошо понимали друг друга, в ПГК есть несколько лайфхаков:

  • придерживаться единой бизнес-терминологии;
  • сделать глоссарий для сокращений;
  • создавать для объяснений схемы и картинки — они помогают достигнуть более однозначного восприятия информации;
В IT по железной дороге — как успешно «встряхнуть» карьеру
  • всегда запрашивать обратную связь от команды;
  • описывать данные, вводимые в систему, и частоту их изменений — это влияет на способ их хранения и обновления;
  • в документации отвечать на вопросы: «что и зачем делаем?» — вопрос «как делаем?» оставить разработчикам;
  • создать психологически комфортную атмосферу — когда каждый участник может высказать своё мнение, не боясь осуждения. В этом Виктору помог «Манифест Agile 2.0» из статьи Сергея Нужненко: «Как работает Agile».

Выводы

По опыту ПГК, стать хорошим бизнес-аналитиком и приносить пользу команде получится, если у специалиста есть:

  1. Понимание бизнеса — даёт возможность легко перенести опыт и знания бизнес-процессов в анализ и определить требования для IT-продукта.
  2. Коммуникационные навыки — влияют на качество работы команды.
  3. Аналитические способности — позволяют выявить потребности бизнеса и найти решения для цифрового продукта.
В IT по железной дороге — как успешно «встряхнуть» карьеру

Другие статьи о развитии карьеры IT-специалиста в крупной компании:

22
3 комментария

Хорошая статья, хотелось бы узнать больше нюансов