Как умирали титаны и чему научиться на их смерти: примеры Nokia, Kodak, Xerox и других гигантов бизнеса

Кажется, что крупные компании — такие устойчивые, что никогда не пошатнутся и не потеряют свое лидерство в отрасли. Не тут-то было: даже для масштабного перспективного бизнеса может наступить конец, если вовремя не адаптироваться к меняющимся условиям. Мы — банк для ИП Хайс — рассмотрели истории краха титанов рынка, на которых можно поучиться.

Как умирали титаны и чему научиться на их смерти: примеры Nokia, Kodak, Xerox и других гигантов бизнеса

Для предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса эти истории могут послужить напоминанием о том, что успех требует не только тяжелой работы, но и гибкости, стратегического планирования и готовности к переменам.

Blockbuster против Netflix

Blockbuster Video — американский мультимедийный бренд и бывшая сеть магазинов видеопроката. С 1985 он существовал как семейный магазин по прокату видеокассет, а позже превратился в национальную сеть магазинов. В 90-х Blockbuster существовал уже на международном уровне, а на пике в Blockbuster работало 84 300 человек и 9 тысяч магазинов по всему миру. Неспособность адаптироваться к изменениям на рынке привела к тому, что Blockbuster не смог вовремя оценить потенциал стриминговых сервисов и потерял рынок, отдав его в пользу Netflix, что в итоге привело к банкротству. В 2020 остался последний работающий магазин Blockbuster в Орегоне.

Kodak и цифровая фотография

Kodak был первой компанией, когда-то лидирующей в фотоиндустрии: в 1888 году Джордж Истмен выпустил первую бокс-камеру Kodak, заряженную рулонной фотоплёнкой. Однако, несмотря на временное лидерство, Kodak не справился с приходом цифровой революции.

В 70-е инженер Kodak Стивен Сассон изобрел первый прототип цифровой камеры: она делала снимок и записывала его на магнитофонную плёнку, а позже черно-белое изображение 100х100 пикселей выводилось на телевизор. Руководство Kodak не хотело терять прибыль от производства плёнки и не дало зелёный свет на производство. Это стало ключевой причиной упадка компании, так как идею быстро развили Sony, а позже — Canon, Nikon, Konika, Panasonic и другие.

BlackBerry и смартфоны с сенсорными экранами

BlackBerry доминировали на рынке смартфонов до появления iPhone. Идея смартфона с qwerty-клавиатурой была удачной, и он довольно долго пользовался популярностью: он даже ассоциировался с Бараком Обамой, использовавшим Blackberry на протяжении всей предвыборной компании. Кроме того, Blackberry делали хорошую рекламу и их смартфон даже был выпущен в золотом корпусе с бриллиантами.

Однако компания не смогла адаптироваться к новым трендам и потребностям рынка, что привело к значительному сокращению её дохода: например, Blackberry приняли стратегически неверное решение не переходить на сенсорный экран — и эпично проиграли iPhone в гонке за лидерство на рынке.

Yahoo и упущенные возможности

Yahoo имели шанс приобрести Google и Facebook* в начале их развития, могли слиться с eBay, но компания не воспользовалась этим.

В конце 90х – начале нулевых, Yahoo могли приобрести Google, на тот момент ещё бывший стартапом, за сравнительно небольшую сумму. Однако в Yahoo не увидели в Google потенциала, и отказались от сделки. Позже, уже осознавая ошибку, Yahoo попытались купить Google за значительно большую сумму, но безуспешно: стоимость Google росла и не собиралась останавливаться.

Аналогичная ситуация произошла и с Facebook*. В 2006 году Yahoo предложили купить социальную сеть за 1 млрд долларов. Марк Цукерберг, основатель Facebook*, серьёзно рассматривал предложение, но переговоры зашли в тупик, когда Yahoo снизили своё предложение до 850 млн долларов в связи с падением собственных акций. В итоге сделка так и не состоялась, а Facebook* продолжил свой путь к глобальному доминированию в социальных сетях.

Неэффективное управление и отсутствие чёткой долгосрочной стратегии привели к упадку компании, в то время как конкуренты быстро развивались, предлагая инновационные продукты и услуги.

Nokia и другие смартфоны

В 90-х и начале нулевых финская компания Nokia была на вершине мира мобильных коммуникаций. Её телефоны ценились за надёжность, долговечность: все мы помним шутки про 3310, правда?

Но, некогда лидер рынка мобильных телефонов, Nokia не смогла конкурировать с Android и iOS из-за привязанности к устаревшей операционной системе Symbian и позднего перехода на Windows Phone. Хотя на то время Symbian была ведущей платформой для смартфонов, она стала уступать по функциональности и удобству использования новым ОС, таким как iOS от Apple и Android от Google. Их более современный и интуитивно понятный интерфейс, а также открытость и гибкость привлекли большое сообщество разработчиков приложений.

Ну а когда рынок смартфонов уже был разделён между iOS и Android, Nokia объявила о стратегическом партнёрстве с Microsoft. Но было уже поздно — и Nokia на Windows Phone не смогла составить весомую конкуренцию Android и iOS.

Xerox и персональный компьютер

Да, да. Мы до сих пор говорим «отксерить документы». Жаль, что одно слово большого дохода компании Xerox не принесёт!

Xerox PARC разработали множество инноваций, включая графический интерфейс пользователя — GUI, которые впоследствии стали основой для Apple и Microsoft. Но корпоративная культура и структура Xerox, сосредоточенные на копировальной технике, не способствовали интеграции этих нововведений в коммерчески успешные продукты.

Стив Джобс вдохновился инновациями Xerox и впоследствии создал первый Macintosh, а вот сам Xerox не получил с этого ничего. Xerox, хоть и остался важным игроком на рынке офисной техники, упустил возможность стать лидером в сфере персональных компьютеров.

Pan Am и мировые проблемы

Pan American World Airways — Pan Am — стала одной из наиболее узнаваемых и современных компаний в мировой авиации уже в 30-е годы прошлого века. Но она пошатнулась в 70-е, не выдержав нефтяного кризиса: резкое увеличение цен на топливо, которое было основной статьёй расходов с учётом использования крупных самолетов вроде Boeing 747, было трудно выдержать.

В попытке снизить зависимость от международных перелетов, которые перестали пользоваться большим спросом, Pan Am совершила несколько крупных корпоративных приобретений, например, поглотила компанию National Airlines за 437 млн долларов. Но это не принесло желаемого результата. В конечном итоге неудачные решения на фоне мировых проблем привели к банкротству Pan Am в 1991 году.

Эти примеры отражают различные причины, по которым даже крупные и когда-то процветающие компании пришли к упадку. Можно поучиться на их примере!

Отслеживание и введение инноваций, адаптивность к современным условиям и предпочтениям потребителей, способность подстраиваться под цифровую трансформацию, умение стратегически смотреть наперёд, быть клиентоориентированным и, опять же, способным изменяться в угоду спросу — всё это влияет на потенциал развития компании. А умение управлять имеющимися ресурсами, оперировать тратами и инвестициями и видеть перспективу в том, что на первый взгляд кажется опережающим своё время — так и вовсе ключевой фактор будущего успеха.

Верьте в своё дело, не пренебрегайте появляющимися технологиями и трендами, будьте готовы к рискам — и пусть вам в вашем деле повезёт больше, чем этим титанам! А мы в Хайсе — банке для ИП — всегда поможем освободить ваше время для развития бизнеса.

*принадлежит организации Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.

44
10 комментариев

Самое главное теперь - не повторить эти ошибки. Пока кажется, что в современном мире таких историй все меньше и меньше, сейчас компании живо адаптируются.

1
Ответить

Таких историй полно. Просто сила бренда стала такой большой, что люди "прощают" ошибки. Или даже не знают, что бывает лучше и верят в заявления компаний и их глоров о том, что они вот лучшие во всём.. Вон в ПК AMD быстрее всех адаптировал свои процессоры под новые методы взлома, Intel только "со второго" раза смог дыры залатать, а у ARM, похоже, осталось не полностью защищённое - люди-то верят на слово и покупают МакБуки... И перечислять можно долго, но суть останется одна: пока есть фанбаза вокруг производителя, он останется на плаву.

Ответить

Помню времена когда с нокиями ходили если не все, то процентов 90 моих знакомых) А когда только появился айфон, он казался прикольным, но не сильно перспективным — и где мы сейчас)))

Ответить

Было дело :) Жаль, что iPhone не унаследовал непробиваемые свойства Nokia 3310...

1
Ответить

От части потому что когда появился айфон, у всех уже были Нокии или Самсунги..

Ответить

Основная ошибка всегда одна и та же - неготовность меняться. У людей, кстати, есть та же проблема.

Ответить

Антон, главное — способность учиться на ошибках! И на чужих, и на своих.

Ответить