«Невозможно с первого раза сделать идеально»: редактор Тинькофф Журнала Вера Даниленко про работу, статьи и авторов

Вера Даниленко, автор телеграм-канала «Бодрый редактор», прошла путь от журналиста с зарплатой 20 000 ₽ в месяц до редактора самого популярного бренд-медиа. Как она пробилась в Тинькофф Журнал и сколько правок успела получить до заветного «вы приняты» — в этой статье.

Автор статьи: Дарья Роман

«Невозможно с первого раза сделать идеально»: редактор Тинькофф Журнала Вера Даниленко про работу, статьи и авторов

«Вы не так написали, я такого не говорил»: про первые шаги в профессии

Моей первой после окончания журфака работой в 22 года стала должность корреспондента в маленькой городской газете «Черногорский рабочий». Поначалу было сложно: надо было кому-то позвонить, что-то узнать, а я не знала элементарного — как узнать нужную информацию по телефону. В институте этому просто не научили. Зато отлично знала, например, название первой газеты в России — об этом на экзаменах расспрашивали подробно.

Уже тогда я поняла, что самое сложное в работе журналиста — расположить к себе человека. Люди разные: кто-то общается охотно, кто-то очень закрытый. А кто-то вообще может сказать: «Вы что-то не так написали, я такого не говорил». Хотя, конечно, ещё как говорил.

Первый год работы журналистом. Фото из личного архива
Первый год работы журналистом. Фото из личного архива

Я отработала в ритме «съездила, написала и быстро выдала статью» почти 5 лет. Потом перешла в региональный глянцевый журнал, но ожидания не совпали с реальностью — ни по графику, ни по зарплате. Спустя месяц ушла в новостное агентство: это была самая скучная работа, где я просто рерайтила пресс-релизы. И года не прошло, как я «сбежала» в декрет.

Репортаж из рейда опеки по неблагополучным семьям — <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1TczNKxk1QThBwq6zSzZMv0Ds3iXeRoxD%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=1098619" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">полный текст</a>
Репортаж из рейда опеки по неблагополучным семьям — полный текст

«И я подумала: “Редакторы Т—Ж — это какие-то сверхлюди!”»: про внезапную любовь к редактуре

В декрете у меня, наконец, появилось время всё переосмысливать и подумать, куда вообще я хочу двигаться. Чтобы не терять навык письма и оставаться на позитиве в бесконечной рутине, я завела блог про декрет: писала смешные истории из жизни про себя, мужа и ребёнка — благо, каждый новый день подкидывал какую-нибудь идею для контента. Некоторые даже писали: «У вас такие забавные посты, вам надо книгу издать — я б купила!»

Спустя примерно два года блог отошёл на второй план. До выхода из декрета оставался год. Я знала, что ни за что не вернусь на прежнюю работу, и начала изучать коммерческие тексты. Нашла нескольких заказчиков: писала про клининг, кондитерские изделия, товары для мам.

Я выкладывала в блог только яркие и позитивные фото и истории — мне хотелось сделать свой блог отдушиной для других мам
Я выкладывала в блог только яркие и позитивные фото и истории — мне хотелось сделать свой блог отдушиной для других мам

В какой-то момент нашла в интернете информацию о том, что любой может попробовать себя в роли автора в Тинькофф Журнале (далее Т—Ж). Думала, что раз у меня за спиной журфак с красным дипломом, газета, журнал и новостное агентство, то слёту напишу отличную статью.

Придумала тему, согласовала с редактором, написала. И получила 43 правки. Причем, все комментарии были по делу: тут я не раскрыла тему, тут неточно сформулировала, тут не проиллюстрировала. Помню, тогда я подумала: «Редакторы Т—Ж — это какие-то сверхлюди! Я тоже так хочу» Кроме того, к тому моменту мне сильно надоело писать самой — появилось желание попробовать себя в редактуре.

Я поступила в Школу редакторов и, несмотря на весь писательский опыт, окончила только первую ступень — на вторую не прошла по баллам. Но и первая очень многое дала. Я наконец-то поняла, что у каждого текста есть конкретная цель и в процессе написания нужно думать о ней, а не о красоте и витиеватости предложений. А ещё осознала, что редактура — это моё.

«Раз моё, надо действовать», — решила я и составила список мест, где хочу работать. Но список — это громко сказано, конечно. У меня получился всего один пункт — Т—Ж.

«Думала, идеально попаду в стиль, но получила отказ»: про попытки попасть в Т—Ж

Сначала попыталась попасть в Т—Ж, откликнувшись на вакансию редактора дневников трат. В тестовом нужно было описать свой день в стиле дневников и отредактировать чужой текст. Я читала сотни статей из этой рубрики и мне казалось, что идеально попаду в стиль. Но в итоге получила отказ.

После нескольких статей на детскую тематику меня заметила шеф детской редакции Полина Калмыкова и предложила попробовать поредачить. Наверное, я запомнилась желанием разобраться в каждой теме, более-менее хорошим качеством статей и адекватным и дружелюбным общением — именно на это я и сама сейчас обращаю внимание, когда работаю с авторами.

Поначалу более опытные коллеги оставляли мне много правок — я заходила в гугл-документ, а там всё переделано. Жутко расстраивалась, хоть и понимала, что не бывает идеально с первого раза. Постепенно прокачала насмотренность, вызубрила стандарты оформления. А ещё много следила за правками опытных редакторов — это очень помогло подтянуть навыки редактуры. Спустя два месяца меня официально взяли в Т—Ж.

«Обожаю, когда столица спит»: как выглядит рабочий день редактора

Я работаю 5/2 примерно с 9:00 до 18:00 по своему «сибирскому» времени, то есть +4 часа к Москве. Обожаю эту разницу во времени: пока столица спит, у меня есть время раскачаться, доделать горящие задачи, которые нужно сдать сегодня же и не отрываясь поработать с текстами авторов. В моей второй половине дня Москва просыпается и понеслось: созвониться с редакцией, обсудить новые темы, согласовать содержание с сео-коллегами, раздать темы авторам.

В детской редакции я отвечаю за гайды и материалы рубрики «Что делать?» Гайды — это статьи о том, как что-то сделать: прописать новорожденного, выбрать ребёнку велосипед или разобраться в детских размерах одежды. «Что делать?» — это ответы наших экспертов на вопросы читателей.

Часто прилетают сторонние задачи. Мне всегда в радость поучаствовать в чём-то новом или попробовать силы там, где ни разу не пробовала. Например, недавно под руководством шефа детей Полины Калмыковой сразу несколько редакций создавали калькулятор беременности — это интерактивный проект для тех, кто ждёт ребенка.

Я, наряду с другими авторами, писала письма, основанные на медицинских данных и своём опыте — например, как пережить токсикоз, как питаться во время беременности, как собрать сумку в роддом. Мы редактировали, согласовали всё и вся, собирали каждое письмо по абзацам... В общем, «рожали» 9 месяцев — как в жизни!

У калькулятора крутой визуал: каждую недельку дизайнеры проиллюстрировали изображением растений или фруктов соответствующих размерам ребенка в утробе в тот или иной срок
У калькулятора крутой визуал: каждую недельку дизайнеры проиллюстрировали изображением растений или фруктов соответствующих размерам ребенка в утробе в тот или иной срок

Рисование, Норвегия и суррогатная мать: мои любимые статьи

За 2023 год я отредачила примерно 90 статей. Несмотря на большой поток, мне — наверное, как и любому читателю, — некоторые материалы запоминаются больше остальных. Вот некоторые из тех, которые запали мне:

Как стать автором или редактором Т-Ж

Попробовать себя в роли автора может каждый: главное — придумать тему, в которой есть релевантный опыт, составить план-заявку и согласовать всё с шеф-редактором. Намного сложнее стать постоянным автором: не каждый может выдержать 2—4 круга правок и множество вопросов, уточнений и просьб редактора. А ещё у нас жесткий фактчекинг, поэтому от момента подачи заявки до выхода статьи может пройти несколько месяцев.

Вот что я советую начинающим авторам:

  • Не садитесь за правки сразу, если есть такая возможность. Закройте документ до следующего дня, переспите с комментариями, которые получили, а наутро приступите к работе со свежей головой. Много раз в моменте авторы не соглашались с моими правками, но позже понимали, что они действительно делают текст лучше.
Из переписки с автором
Из переписки с автором
  • Не соглашайтесь с правками, если считаете, что они навредят смыслу или точности формулировки. Доказывайте свою точку зрения, приводите аргументы, подкрепляйте ссылками. Редакторы тоже могут ошибаться.
  • Общайтесь дружелюбно, уважительно и человечно. Многие почему-то думают, что работа с текстами — это чисто работа с текстами. Но нет, процентов 50 — это коммуникация. И если автор не умеет общаться, например, неадекватно реагирует на замечания, включает пассивную агрессию или вовсе игнорирует замечания (это бывает довольно часто!) — с ним просто не будут работать.

Стать редактором сложнее, но есть как минимум два пути:

  • Обучиться редактуре, откликнуться на вакансию и пройти стажировку.
  • Стать автором Т-Ж и вырасти до редактора.

Первый мне не покорился, поэтому я пошла по второму. Подтверждаю — он тоже рабочий на 100%. Если автор хорошо пишет и зарекомендовал себя, то велик шанс, что его заметят и предложат попробовать себя в роли редактора. А если нет — можно предложить самому.

Редакторам-новичкам я бы дала два главных совета — по отношению к авторам и более опытным коллегам:

  • Не вставайте в позицию «я всё знаю, а ты, автор, не знаешь». Вы с автором в одной лодке и вас одна цель — выпустить классный текст. Объясняйте, почему исправили тут, заменили источник там, а в конце удалили все иллюстрации. Диалог — это важно.
  • Не переживайте, если поначалу вас будут много править более опытные коллеги — невозможно с первого раза сделать идеально. А ещё помните, что изначально в ваши руки попал совсем сырой текст. Вы поработали над ним и, пусть не довели до идеала, но приблизились к этому, допустим, на 70%. Это большой вклад: значит, более опытному редактору останется доделать всего 30%. С опытом цифра в 70% постепенно дорастет и до 100%.
  • Читайте профессиональные книги — ничего лучше книг Максима Ильяхова «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» я не нашла: думаю, они открыли мне дорогу в редактуру. Позже прочитала книгу Людмилы Сарычевой «Уступите место драме» про устройство текста — она очень помогла мне разобраться со структурой статей и с тем, что именно вытягивать на первый план в зависимости от темы.
Моя маленькая книжная полка: тут только то, что помогло мне в работе — про текст и коммуникацию
Моя маленькая книжная полка: тут только то, что помогло мне в работе — про текст и коммуникацию
2323
реклама
разместить
20 комментариев

Я теперь тоже хочу работать в Т-Ж :) Хотя нет, не теперь, уже давно

2

интервью получилось таким славным и полезным :)

1

Какое вдохновляющее интервью 😍
И вот кстати про мнение о том, что в Т—Ж работают сверхлюди — я тоже так думала)) Это и останавливало оставить им заявку...

1

Я тоже думала так. Даже заявку на статью боялась оставить

Спасибо! Когда читаю про опыт других, даже через статью поддержку чувствую) И уже не так страшно пробовать)))

1