Не грози Голливуду, попивая сок у себя в кинотеатре

Сервис MoviePass мог изменить киноиндустрию – а вместо этого закрылся, принеся своим хозяевам огромные убытки. Почему?

Не грози Голливуду, попивая сок у себя в кинотеатре

Сфера бизнеса: #киноиндустрия #технологии

Предприниматель: Стейси Спайкс и Хамет Вотт

Возраст, когда начинал: #43

Как начинал: #сдругом

Страна и год: США, 2011 год

Стартовый капитал: неизвестен

«Netflix для кинотеатров»

В 2011 году Стейси Спайкс и Хамет Вотт запустили сервис подписки на кинотеатры MoviePass. Логика была такая — предложить за $ 50 подписку на просмотр одного фильма в день, в любое время и в любом месте.

Создатели заявляли, что сервис изменит киноиндустрию и называли его «Netflix для кинотеатров». Пользователи оформляли подписку, получали специальную кредитную карту Mastercard, выбирали в приложении интересующий фильм, а сервис оплачивал билеты со своих счетов, пополняя карту на нужную сумму.

Основатель MoviePass Стейси Спайкс
Основатель MoviePass Стейси Спайкс

Изначально стоимость подписки на месяц составляла около $30-50, подписчики могли посещать по одному сеансу в день в разных кинотеатрах в США.

Однако сервис не зашёл пользователям. Идея, что те, кто смотрит мало, покроет расходы на тех, кто смотрит много, не сработала. Бизнес был на грани закрытия.

В 2017 году компания Helios & Matheson купила MoviePass, уволила его основателей и снизила цену ежемесячной подписки до $10, что ниже цены одного билета в кино в некоторых регионах. Компания выплачивала разницу в цене кинотеатрам и рассчитывала заработать на продаже данных и комиссии от сетей и кинокомпаний. К декабрю 2017 года абонентская база увеличилась с 20 тысяч до 1 миллиона пользователей, а к августу 2018 года — до 3,2 миллионов.

Поскольку они покупали билеты по прейскуранту, это означало, что они теряли деньги с каждого подписчика. Но теоретически они создавали базу для переговоров с кинотеатрами.

Helios & Matheson рассчитывали, что смогут поторговаться с кинотеатрами и получить билеты со скидкой и сокращение концессионных продаж (где есть реальные деньги, и которые они бы преумножили). Если бы этот план сработал, MoviePass стал бы крупным игроком в экосистеме Голливуда. Но сеть кинотеатров AMC, обеспокоенная такой агрессивной тактикой, отказалась от сотрудничества. Вместо этого она запустила собственный сервис подписки.

Фото из Instagram MoviePass
Фото из Instagram MoviePass

В 2017 году чистый убыток Helios & Matheson составил $150,8 миллионов, а в 2018 году — $329,2 млн при доходе в $232,2 млн. 12 февраля 2019 года акции Helios & Matheson исключили из списка Nasdaq, поскольку их стоимость снизилась до нескольких центов и не соответствовала минимальному требованию биржи в $1 на акцию.

В 2019 году сервис MoviePass закрылся.

Что было не так?

MoviePass выбрал не тех союзников, причем не один раз, а дважды. Сперва компания получила инвестиции от Helios & Matheson, из-за чего основателя уволили. Затем, вступив в отношения с AMC Theatres, она создала себе прямых конкурентов. Кроме того, несколько непрозрачных и плохо спланированных инициатив ухудшили отношения с клиентами.

Не грози Голливуду, попивая сок у себя в кинотеатре

И это довольно самонадеянно для компании, которая не предлагает ничего нового, кроме более дешевых способов посетить кинотеатр. В конце концов, их поставила на место огромная голливудская индустрия, которую мало кто может подчинить своей воле.

Кто знает, что могло бы случиться, если бы они были добрее к AMC, или если бы они продержались достаточно долго, чтобы увидеть, как кинотеатры на месяцы закрываются из-за коронавируса?

На этом всё, спасибо что дочитали до конца. Надеемся, было полезно. Если готовы честно поделиться своими ошибками в закрытом или действующем бизнесе — пишите нам на cases@gengo.pro, расскажем вашу историю

Если интересно изучать не только успешный успех — подписывайтесь на нас здесь или в телеграме, будем публиковать больше таких историй об ошибках, на которых учились предприниматели и уроках, которые из этого вынесли.

44
1 комментарий

Они стремились создать базу пользователей для переговоров с кинотеатрами, но выглядит ли это как устойчивая стратегия на долгосрочную перспективу?