Искусственный интеллект и гендерное равенство: идея для пиарщиков и маркетологов

Великобритания и США находятся в постоянном поиске, как сократить gender gap (глобальный гендерный разрыв) в эпоху новой промышленной революции. Делюсь одной из идей. Внимание, спойлер: начинать нужно со школы.

Искусственный интеллект и гендерное равенство: идея для пиарщиков и маркетологов

Меня зовут Александр Антипин. Я работал специальным корреспондентом ТАСС в Лондоне и Нью-Дели и пресс-секретарём “Росатом – Южная Азия”. Теперь PR-менеджер в компании “Цифра”. Интересуюсь технологиями и международной повесткой. И пишу об этом.

Уже в России

Есть такой англоязычный сервис журналистских запросов Help a Reporter Out (HARO), аналогом которого в России стал Pressfeed. На HARO оставляют запросы журналисты большинства изданий, в которые мы – пиарщики IT-компаний – хотим попасть, например, Entrepreneur.

В 2020 году у нескольких запросов была следующая приписка: “Ответы принимаются от компаний, среди основателей которых есть женщины”.

Diverse teams with at least one female founder preferred.

По статистике Международного валютного фонда, женщины составляют 22% работников в области ИИ, но гендерный разрыв различается по отраслям.

​Наглядная картина гендерного разрыва. Международный валютный фонд.
​Наглядная картина гендерного разрыва. Международный валютный фонд.

В Европе уже несколько лет успешно проходит конференция Women in Tech, посвящённая роли женщин в технологических компаниях. Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russsie) на 12 марта запланировала собственное мероприятие с Women in Tech в Москве – неформальную встречу руководителей IT-компаний и глав IT-департаментов. Ранее в этом году – к своему 10-летию – команда Forbes Woman возобновила печатную версию журнала, что, на мой взгляд, также свидетельствует об определённом прогрессе нашей страны в этом вопросе и возросшему интересе к нему.

Чудо-дочь

Цели в области устойчивого развития. Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

Из многочисленных идей наиболее интересной мне показался День супердочери (SuperDaughter Day), который ежегодно проводит британская общественная организация WORK180. Идея состоит в том, что девочек в возрасте 5-12 лет приглашают перевоплотиться в супергероев и таким образом привлечь внимание к STEM (технические дисциплины, включённые в расписание школ в ряде стран – science, technology, engineering, maths) – условные математика, естествознание, информатика и труд с акцентом на технологии. Именно через них участницам объясняется, как работают супергеройские навыки.

Параллельно перед участниками выступают женщины, добившиеся успеха в технологических компаниях.

Организаторы утверждают, что по итогам Дня супердочери 94% родителей говорят, что у детей увеличился интерес к STEM, 93% признались, что хотят поощрять интерес девочек к STEM, а 49% заявили, что до мероприятия дети практически ничего или ничего не знали о STEM.

Ежегодно 25 апреля в мире отмечается День дочери. Прекрасный повод провести что-то подобное в России.

На гендерный разрыв

Забавы ради и ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции я спросил двух сотрудниц одной из государственных компаний в сфере технологий, сталкивались ли они с гендерным неравенством. Обе окончили университеты с отличием (и даже не один).Одна ответила, что не сталкивалась. Другая полагает, что в России есть проблема предпочтения мужчин при выборе кандидатов (если только мы не говорим про “женские” сферы, такие как бухгалтерия или кадры).

“Когда решается вопрос о назначении на хорошую должность, 99% отдадут предпочтение мужчине. Женщину скорее всего возьмут только, если не остается другого выхода”, – рассказала она.По её словам, в России не видят женщин, не понимают, как они работают. “Пособие для начинающих – начните вводить активных женщин в руководство. Не бойтесь,” – советует она.

Коммерческий директор компании “Цифра” Лиана Меликсетян рассказала, что во время учёбы (на Факультете экспериментальной и теоретической физики МИФИ) и на работе (даже на руководящих должностях) в технологических компаниях “регулярно слышала, что всё это не всерьёз”.

“Считается, что ядерная физика, искусственный интеллект и так далее – темы крайне сложные и требуют максимального погружения и отказа от чего-либо. Это отчасти так. И про женщин бытует мнение, что они поиграют и бросят”, – добавила она.

Эксперт считает, что гендерный разрыв есть, как в западных, так и в российских компаниях, однако в России женщины всё-таки сталкиваются с ним чаще.

“В России есть критерий успеха для женщины – муж и дети. Это может быть атрибутом счастья, но не критерием успеха. И точно не единственным, к чему женщина должна стремиться”, – добавила она.

В качестве примера эксперт привела собственную семью, “в которой ей не навязывали шаблоны об успешности”.

33