Как писать статьи «в лёгкости»? Идите от примеров
Суть статьи:
- Часто авторы свой текст разбавляют мемами, фотостоками и векторными картинками.
- Это не эффективно, потому что они не помогают понять суть текста.
- Иллюстрация должна дополнять, раскрывать или доказывать мысль автора.
- Иллюстрациями могут быть: фото, видео, скриншоты, аудио, схемы, инфографика и сам текст.
- Чтобы подобрать хорошую иллюстрацию, сначала разберитесь в задаче своего текста.
Проблемы обычного подхода к написанию статей
Обычный подход к написанию статей — когда автор сначала пытается придумать текст статьи, а потом смотрит, куда в этом тексте можно вставить какие-нибудь картинки. Если автор неопытный, у такого подхода может быть две проблемы:
1. Вымученный текст. Автор не знает, как подступиться к статье и что конкретно нужно написать. Он начинает мучиться с текстом: немного про это напишет, потом про то чуть-чуть, потом вернётся в начало и там что-то добавит. В конце у него получится плохо структурированный поток мыслей, который сложно читать.
2. Слабые иллюстрации. После того как автор закончит с текстом, он пойдёт в гугл искать картинки по своей теме, чтобы вставить их в статью. Так он «разбавит» текст, чтобы было нескучно. Но такие иллюстрации не помогают понять суть текста и не говорят ничего нового по теме статьи. По сути, эти картинки бесполезны.
В итоге: автор тратит много сил и времени, чтобы написать одну статью. При этом она получится скучной и сложно читаемой. И это ещё в лучшем случае. Есть вероятность, что автор просто забьёт на статью и не будет её дописывать.
Шаг 1: определите тему, кто основной читатель и чем статья будет полезна
Перед тем, как начать писать статью, задайте себе на несколько вопросов:
На какую тему я хочу написать статью? Чем конкретнее сформулируете тему, тем легче будет понять, что конкретно должно быть в статье.
Кто будет основным читателем? Ответ на этот вопрос поможет понять, насколько сильно нужно углублять в тему, можно ли использовать профессиональные термины и на какие моменты стоит обращать отдельное внимание.
- Чем статья будет полезна для читателя? Это поможет написать статью так, чтобы её было интересно читать целевой аудитории.
Эти три вопроса — это фундамент, на котором должна строиться статья. Если на них не ответить, скорее всего, получится неудачная статья. Например, напишите статью про монолитную и микросервисную архитектуру сложным техническим языком, а целевой читатель — это нетехнари в IT: менеджеры, маркетологи и владельцы бизнеса. Они ничего не поймут — статья им будет неинтересна.
Вот, как я отвечал себе на вопросы по статье «Забудьте про мемы и фотостоки. 9 форматов иллюстраций, которые лучше донесут суть текст»:
Шаг 2: соберите примеры по теме статьи
Подумайте о том, какие примеры помогут читателю лучше понять тему вашей статьи. Соберите эти примеры в гугл док. Расставьте их в том порядке, в котором хотите о них рассказать.
Ещё в статью можно добавить антипримеров. Это примеры, которые показывают, как не надо делать. Если читателю показать и как надо, и как не надо, это поможет ему лучше разобраться в теме.
Свою статью я как раз решил начать с антипримеров — как не надо иллюстрировать статьи. Получилось три типа неудачных иллюстраций.
Потом я собрал примеры хороших иллюстраций. Тут получилось девять примеров. Каждый из них — один инструмент иллюстрирования.
Получившиеся примеры — это основа статьи. Сначала я расскажу, как не надо иллюстрировать, а потом на девяти конкретных примерах покажу, как надо.
Шаг 3: определитесь, какие в статье будут разделы и дайте им подзаголовки
Раздел статьи — это текст и картинки от одного подзаголовка до другого. Делить статью на разделы нужно, чтобы её было легче читать. Так у текста появится структура. По подзаголовкам читатель будет видеть, какие мысли вы вложили в статью, и понимать, в каком разделе искать нужную информацию.
Чтобы придумать подзаголовок, просто напишите, о чём будет этот раздел. Можно начать так: напишите «Этот раздел про…» и допишите, о чём он. Потом сотрите первую часть. У вас получится информативный подзаголовок.
У меня получилось так:
— Для антипримеров определил один раздел. Потому что в моей статье фокус должен быть на том, как надо иллюстрировать, а не на том, как не надо. В подзаголовке поясняю, что этот раздел ответит на вопрос «почему мемы, фотостоки и векторные картинки — плохие иллюстрации?».
— Для каждого примера сделал свой отдельный раздел. Чтобы каждый инструмент иллюстрирования можно было разобрать подробнее. В подзаголовках говорю, про какой инструмент иллюстрирования пойдёт речь.
Шаг 4: опишите каждый пример
Объясните читателю:
- что за пример вы ему показываете;
- как он связан с темой статьи;
- почему это хороший пример, если он хороший;
- почему это плохой пример, если он плохой.
Под каждым примером сначала я написал, что показывается на скриншоте. Потом в антипримерах поясняю, почему это плохой тип иллюстрации. А в положительных примерах — как инструмент из примера помогает продемонстрировать смысл из текста.
Шаг 5: напишите подводки в начале каждого раздела
Подводка — это текст между подзаголовком и примером. В ней пишут ключевую мысль раздела и дают к ней пояснение, если нужно. Подводка нужна, чтобы ввести читателя в контекст и подготовить его к примеру.
Как написать подводку: подумайте о том, какие могут быть вопросы у целевого читателя по теме раздела. Ответ напишите в подводке.
Подзаголовок раздела с антипримерами — сам по себе вопрос. Поэтому в подводке сразу даю ответ.
В подводках разделов с хорошими примерами сначала пишу, в каких случаях подходит каждый инструмент иллюстрирования. После даю советы, как их применять. А потом пример демонстрирует, как это выглядит на практике.
Шаг 6: дополните статью, если нужно
Когда вы распишите все разделы, возможно, вы поймёте, что что-то можно добавить: дополнительные примеры, разделы и так далее. Если эти дополнения помогут статье стать более понятной и полезной для читателя — добавляйте. Если нет, то не нужно — лишняя информация может запутать читателя.
В раздел с антипримерами добавил ещё одну часть. В ней рассказываю, что мемы всё-таки могут быть хорошими иллюстрациями, но над ними надо поработать.
Также я понял, что хорошо бы пояснить читателю, что имею в виду под «иллюстрацией» и «иллюстрированием». Так появился новый раздел статьи «Что значит «иллюстрировать» с точки зрения редактора»
Шаг 7: напишите вступление и заключение
Возможно, вам покажется странным, что вступление нужно писать после основной части статьи. Но в этом есть логика. Вступление — это подводка к основной части. Поэтому написать его проще, когда основная часть уже готова.
Что можно написать во вступлении:
- пояснить в чём проблематика вашей темы, почему это важно;
- предысторию статьи, почему вы решили её написать;
- о чём будет статья, что ждёт читателя.
Что можно написать в заключении:
- выводы или результаты;
- резюме основных идей и тезисов статьи;
- практические рекомендации, как применять новые знания;
- призыв к действию;
Во вступлении кратко рассказал, кто я такой и как появилась эта статья. Сделал такое вступление, потому что мне было важно упомянуть себя и где я работаю.
В заключении даю напутствующий совет, как применять новые знания об инструментах иллюстрирования. Такое заключение логично завершает статью.
Шаг 8: придумайте название и лид-абзац
Лид-абзац — это первый абзац статьи. Он же обычно «подтягивается» в превью, вместе с названием и обложкой.
По названию и лид-абзацу читатель принимает решение: читать статью или нет. Поэтому название и лид должны вызывать интерес к статье и рассказывать, о чём она будет. Лучше придумать несколько вариантов, чтобы потом выбрать из них лучший.
Для своей статьи сделал всего два варианта названия и лида, потому что второй меня полностью устроил.
В названии хотел обязательно упомянуть мемы и фотостоки, потому что:
— Для людей это понятные сущности. То есть людям не нужно пояснять, что я имею в виду. А если бы было «9 форматов иллюстрирования, которые…», не все бы поняли, о каких форматах я говорю.
— Получается небольшая провокация. Потому что многие авторы любят вставлять в текст картинки с фотостоков и мемы. А тут им кто-то говорит, что так не надо делать.
Только сейчас заметил, что лид-абзацы у меня почти идентичные получились. Писал по такому принципу: сначала обозначил в каком случае эта статья будет полезна, потом кратко перечислил, что будет внутри.
Шаг 9: придумайте обложку
Идеальная обложка должна:
- привлекать внимание читателя;
- раскрывать тему статьи;
- быть связана с названием: демонстрировать смысл названия или дополнять его.
Сложно придумать обложку, которая подойдёт ко всем пунктам. Но это и не обязательно. Если обложка подойдёт по двум пунктам или одному, она всё равно может выполнять свою задачу.
Обложки тоже придумал две. Работают они по разным принципам. Первая демонстрирует смысл названия, что мемы и фотостоки — это плохо, а живые фотографии, схемы и рисованные иллюстрации — хорошо. Вторая обложка дополняет смысл заголовка, она будто даёт комментарий на то, что написано в названии.
Первая обложка помогает понять суть статьи. Вторая нет, но она забавная и ироничная. Поэтому выбрал её.
Ко всем ли статьям подойдёт подход «идти от примеров»
Нет, не ко всем.
К каким подойдёт:
- Обучающие статьи. Когда нужно научить чем-то новому, что-то объяснить или развенчать мифы.
- Истории. Здесь как примеры будут выступать основные чекпоинты истории.
- Инструкции, гайды. Здесь пример — это каждый шаг в процессе. Эта статья тоже гайд. Её я тоже написал, отталкиваясь от примеров.
- Обзор. Показывайте разные части того, что обозреваете. Или демонстрируйте продукт в разных ситуациях использования.
К каким не подойдёт:
- Новости. Тут нужно идти от события. Например: что случилось → кто виноват → какие последствия.
- Интервью. Вопрос → ответ.
- Рецензии. Идём от впечатлений: понравилось вот это → потому что.. , не понравилось вот это → потому что…
В таких типах статей примеры не задают структуру, но всё равно, по возможности, их лучше добавлять. Потому что они позволяют «оживить» сухой текст и сделать любую статью понятнее.
Чек-лист подхода
- Определите тему, кто основной читатель и чем статья будет полезна.
- Соберите примеры по теме статьи.
- Определитесь, какие в статье будут разделы и дайте им подзаголовки.
- Опишите каждый пример.
- Напишите подводки в начале каждого раздела.
- Дополните статью, если нужно.
- Напишите вступление и заключение.
- Придумайте название и лид-абзац.
- Придумайте обложку.
Подписывайтесь на мой тг-канал, если вам интересна работа с контентом, в том числе для личного блога. Канал новый, постов пока мало. Планирую писать не просто какие-то советы по редактуре, а истории из личного опыта.
Нужно хорошо знать свою ЦА и отталкиваясь от их пожеланий пилить контент
ну я бы чуть по-другому сформулировал: не от пожеланий, а от того, какие у ЦА могут быть вопросы по теме статьи
Как писать статьи в «лёгкости»? - заплатить за чат и писать в легкости))
Он может хорошо помочь, но написать хорошую статью самостоятельно он пока не способен)
А почему вы в заголовке, слово "легкость" взяли в кавычки?
Потому что здесь это как часть выражения. От всяких коучей можно часто услышать что-то типа «Я научу вас зарабатывать деньги в лёгкости». Часть заголовка про лёгкость — отсылка к подобным цитатам.
Сейчас понял, что предлог тоже надо было в кавычки брать, чтобы получилось «как писать статьи "в лёгкости"...» Поправил, спасибо)
Можно поспорить, если углубиться в контекст.
Правильно подобранные мемы усиливают эффект от текста, передают эмоцию, обращают внимание на какую-то мысль. А график роста сам по себе не несёт никакой информации, к нему нужно добавлять пояснения. Т.е. с точки зрения того что вы пишете: и картинки, и скрины, и мемы могут просто забивать пространство в статье, а не усиливать текст.