Как я нарисовал таблицу Менделеева для заказчика, сделав один из своих самых интересных проектов

Можно ли научиться конкретизировать абстрактные пожелания клиентов? А адаптировать проект под нескольких заказчиков? Еще как. На своем примере покажу, как одновременно соответствовать запросам бизнеса, стандартам дизайнерской школы и своим представлениям о качественном проекте.

Денис Куликов
Дизайнер цифровых продуктов, сайтов, сервисов и мобильных приложений

Хочу поделиться с вами нестандартной историей, которая случилась со мной во время работы над последним коммерческим заказом.

Моим заказчиком стал продавец металлопроката в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Но, вместо того, чтобы просто выполнить заказ, я решил подключить дополнительное звено в качестве эксперимента.

Им стала школа веб-дизайна «UPROCK», в которой с недавних пор практикуется новый формат — совместная работа над коммерческими проектами.

Однако, при всем этом мне хотелось выполнить проект в собственном стиле и сделать так, чтобы в выигрыше остались все: заказчик удовлетворил свои пожелания, школа получила качественный проект, а я смог добавить этот кейс в портфолио.

И именно в этот момент я неожиданно для себя оказался в треугольнике «заказчик — дизайнерская школа — личное портфолио», из которого мне предстояло выбраться и найти компромисс.

Как я нарисовал таблицу Менделеева для заказчика, сделав один из своих самых интересных проектов

Заказчик: абстрактные пожелания и как с ними работать

Начать стоит с того, что сфера металлопроката в России — одна из самых консервативных отраслей в плане UX/UI дизайна.

В большинстве случаев сайты этой тематики верстались на WordPress много лет назад. А те, что созданы совсем недавно, зачастую используют простые лендинги для сбора заявок с физических/юридических лиц.

В первом случае это крупные металлобазы с большим количеством клиентов, которые не нуждаются в услугах качественного дизайна, так как имеют стабильный приток клиентов и заказов. Во втором случае это мелкие фирмы, которые недавно на рынке и не имеют представления о том, как должен выглядеть сайт их компании.

Мой заказчик оказался представителем «среднего звена», пока не имеющий ресурсов для создания конкуренции крупным интернет-магазинам и металлобазам, но в то же время претендующий на что-то большее, чем на обычный посадочный лендинг с кнопкой целевого действия.

Ситуация осложнялась тем, что у заказчика имелся опыт в дизайне в качестве хобби, а соответственно уже был сформирован свой взгляд на конечный продукт.

И первым абстрактным запросом заказчика стала необходимость достижения эффекта «ВАУ» при взгляде на обложку сайта. Ее мы и разберем в этой статье.

Небольшое отступление: для необычной обложки главной страницы сайта обязательно нужны подходящие референсы. В противном случае получится либо слишком плохо, либо слишком просто, либо не подойдет для позиционирования на рынке. Именно это отличает обложку от остальных блоков, которые могут быть типовыми и строятся по схожим правилам (сетке, блокам, силовым линиям и так далее).

Следуя этому правилу и собрав функциональные и стилистические референсы сайтов производственной сферы, мной был предложен заказчику первый вариант концепции:

Первый вариант концепции обложки
Первый вариант концепции обложки

Однако, вариант заказчика не устроил и нужного эффекта «ВАУ» он не произвел. Что было ожидаемо, ведь на это было несколько причин:

  • Изначально отсутствовал конкретный запрос;
  • Заказчик не видел смысла в согласовании референсов;
  • Решение внутри фирмы принималось коллегиально;
  • У заказчика уже был сформирован конкретный образ, который он не мог передать дизайнеру и воплотить сам.

Последняя причина оказалось решающей. Потому что после нескольких раундов правок заказчик предоставил мне свой концепт, который бы хотел видеть на главной странице (отрисованный им лично):

Концепция, предложенная мне заказчиком
Концепция, предложенная мне заказчиком

Основная идея этого концепта — новый элемент таблицы Менделеева. То есть дополнение существующей таблицы новой 119-й ячейкой «NE», которая бы символизировала название фирмы «НЕКСУС».

В дополнение шли бессмысленные цифры наподобие вымышленного веса элемента и его номера в периодической таблице. Слоган звучал так: «Ваш главный элемент».

— Как с этим работать? — Думал я в тот момент.

С самого начала концепт заказчика показался мне странным по нескольким причинам:

  • Креативная идея сделает обложку производственной фирмы только «дешевле». Потому что это не сайт креативной студии. В случае производственной компании необходим минимализм, смешанный с гигантизмом. Нужна серьезность и монументальность.

Креативная идея никогда не делает обложку дешевле. Рассуждать так в целом не совсем корректно, так как «дешевизна» складывается от сочетания стиля/цветовой гаммы/выбора и чередования шрифтов (то есть от компонентной базы, а не от концепции).

Вроде как говорим всегда про избитость и заезженность, а скатываемся по итогу в эту же избитую «монументальность и серьезность».

Кроме того — необычные идеи как раз-таки больше запоминаются у людей, чем повседневность. Поэтому я хочу увидеть интересную идею обложки.

Возражения заказчика
  • У пользователя несколько секунд на просмотр обложки. Без сравнения с другими элементами сложно понять, что это именно таблица Менделеева. Тем более, что такого элемента нет в самой таблице. Число 119 звучит бессмысленно. Фраза «Ваш главный элемент» ясности также не добавит, если пользователь не понял изначально. А если понял, первая мысль будет «как связаны химия и металл?».

За несколько секунд пользователь должен словить краткую информацию и эмоции. Тут они есть: металлопрокат и фото труб при первом приближении, а вот второе уже — срабатывание ассоциаций. Остальное уже дело вкусовщины. Основная мысль передана.

Номер 119 — это просто прикольная пасхалка, которая больше для нас, чем для пользователей. Так как она не мешает общему фону и добавляет изюминки — не считаю, что для этого нет места.

Возражения заказчика
  • «Ne» с русским словом «Нексус» является противоречием. Таблица элементов пишется на латинице, а название компании на русском языке.

Человек без всякого труда прочитает это на подсознании. Практически каждый в школе учит английский язык. Это не арабский или китайский. Вся основа - это русский текст, а наименование материалов в периодической таблице идёт всегда на латинице. Да и потом, если есть идеи лучше — предлагайте.

Возражения заказчика

После этого обсуждения мне стало понятно, что такая большая цепочка действий, хоть и креативная, не подойдет в качестве основополагающей идеи для фирмы.

Ведь всего за несколько секунд пользователь должен понять, что «Ne» это сокращение от «Nexus». Потом то, что «Nexus» это «Нексус». Потом связать это с периодической таблицей, а далее отыскать пасхалку и прочитать слоган компании.

Однако, вместо дальнейшего спора, я предпринял еще несколько попыток визуализировать представления заказчика в более простом и доступном пользователю варианте, используя за основу идею периодической таблицы:

Вариант концепции обложки, основанный на идее заказчика
Вариант концепции обложки, основанный на идее заказчика

Заказчику вариант понравился, однако я понимал, что такой кейс нельзя будет показать в своем портфолио. Потому что получилось сумбурно и неэстетично. Но что делать в тот момент и как убедить заказчика отказаться от идеи с таблицей, я не знал.

В итоге я решил заняться поиском альтернативного варианта обложки, вызывающий тот самый эффект «ВАУ». Основой послужило одобренное заказчиком в предыдущем варианте фото с металлическими трубами.

Переставив композиционно элементы так, чтобы они более удачно сочетались, я представил концепт, который уже удовлетворял запросы заказчика и мои собственные пожелания:

Концепт, одобренный мной и заказчиком
Концепт, одобренный мной и заказчиком

Заказчик сразу же принял этот вариант. Отчасти засчет нужного фото, отчасти засчет интересного градиента на заголовке. В будущем эти идеи послужат отправной точкой для того, чтобы создать идеальный вариант.

Настало время отправлять этот концепт в школу веб-дизайна «UPROCK», но тут меня ждал еще один виток трудностей.

Дизайнерская школа: почему излишняя оригинальность вредит коммерческим проектам

Школы дизайна в России только обретают свою популярность и еще не успели «набить руку» во многих сферах, в том числе в работе со студентами над коммерческими проектами.

Очевидно, что эти проекты им интересны, ведь в отличии от учебных (которых выполнено больше тысячи), здесь по ту сторону экрана находятся живой студент и реальный заказчик. Довольно интересная ситуация.

Но есть нюанс, который затрудняет поиск оптимального решения. Школа дизайна будет всегда стремиться к поиску новых решений, сфокусировавшись на нестандартном подходе и высоких требованиях к итоговым макетам.

Основная проблема в том, что при отсутствии верстальщика такой проект придется реализовывать самому на Тильде или Webflow. И, не обладая сильными навыками в написании вставок html/css для сайта, многие решения школ дизайна становятся нежизнеспособными.

В этих условиях становится практически нереально угодить заказчику, ведь каждое новое решение приходится пересогласовывать. Кроме того, всегда существует риск, что принятое решение невозможно будет сверстать.

Школе веб-дизайна «UPROCK» не понравился утвержденный макет, поскольку он показался «простым» и «грязным» из-за наличия фото на обложке. Хотя в реальной практике такой сайт был бы красив и жизнеспособен. Подобные примеры можно увидеть в портфолио ведущих студий, к примеру, у «AVA Digital».

Тем не менее, школа дизайна предложила свое видение концепции:

Концепция от школы веб-дизайна «UPROCK»
Концепция от школы веб-дизайна «UPROCK»

Стало очевидно, что школа желает видеть вместо фотографии интересный 3D-объект. Помимо этого, поступило предложение поэкспериментировать с композицией и разместить элементы нестандартным образом.

Заказчику данный вариант не подошел, так как 3D-элемент не демонстрировал целевую для компании продукцию, а также смотрелся странно в общем контексте.

По итогу я оказался в ситуации, когда один макет нравился мне и заказчику, но не устраивал школу, а другой макет нравился только школе.

В этой связке мне не хотелось забывать и о своей конечной цели — сделать классный проект и показать свою работу дизайн-сообществу.

Потенциальный проект в портфолио: основные нюансы

Для того, чтобы получить возможность продемонстрировать работу в портфолио, мне было необходимо в порядке очередности:

  1. Удовлетворить пожелания заказчика;
  2. Сделать сайт удобным для пользователей;
  3. Предложить решения, которые реально сверстать самому;
  4. Получить согласие от школы на готовые макеты;
  5. Отрисовать эстетично, чтобы можно было продемонстрировать работу в качестве кейса.

Зачастую мне либо не подходили решения заказчика, либо решения школы. Где-то была нереализуемая верстка, где-то слишком сложная визуализация, где-то самому казалось просто и скучно. В итоге, перебрав более 15 различных вариантов, я смог решить эту дилемму.

Решение дилеммы: как угодить всем и сразу

Прежде всего, необходимо было объединить все требования в одно ТЗ, чтобы соответствовать представлениям всех сторон. К своим пожеланиям мне пришлось добавить:

  • Использование градиента в макете;
  • Наличие релевантного 3D-объекта;
  • Интересный подход к заголовку H1.

И наконец-то, спустя неделю, мне удалось создать тот макет, который без вопросов приняли все стороны:

Итоговый утвержденный концепт
Итоговый утвержденный концепт

Основные выводы и рекомендации для успешной сдачи вашего проекта

В данной статье я разобрал лишь случай с конкретной обложкой, продемонстрировав, сколько подводных камней возникло после моего эксперимента.

Несмотря на то, что он закончился успешно, я сделал для себя несколько выводов, которыми хочу поделиться и с вами:

  • Старайтесь не иметь более 1 ЛПР (лица, принимающего решение). В ином случае вы рискуете вечно пытаться понравиться всем и по итогу остаться ни с чем;
  • Всегда смотрите на дедлайны. В моем случае проект не имел строгого дедлайна, а сроки не горели. Так бывает не всегда. Если решение нужно принять срочно, а макет уже должен верстаться, отдавайте простое, понятное, удобное и устраивающее заказчика решение. Все остальное — это ваши прихоти;
  • Не ограничивайтесь 2-3 решениями. В случае, если вы уже оказались между двух огней, генерируйте максимально большой поток идей. Из 15-20 прототипов обязательно будет тот, который всех устроит.

Если вы дочитали мою статью до конца, не забудьте заглянуть:

  • в мой телеграм-канал, где каждый пост создан с любовью к творчеству и будет полезным для вас;
  • на сайт Dprofile, где я постоянно размещаю новые работы и делюсь ими с вами.

До новых встреч!

3434
17 комментариев

"Как я нарисовал таблицу Менделеева" гласит заголовок. Таблицы в статье так и не увидел.

4
Ответить

А вам прям как в школе на стене надо нарисовать? Или вы дальше заголовка не читаете?

2
Ответить

В данном случае подразумевалось, что мне удалось трансформировать абстрактную идею заказчика в продукт, который устроил всех.

Ответить

Спасибо за статью! Кейс классный получился, не думала что для такого бизнеса можно предложить современное и стильное решение)

2
Ответить

Спасибо! Надеюсь, что и статья была познавательна)

1
Ответить

Классный кейс)

2
Ответить

От души)

Ответить