ТРОИС: как внести свой бренд в таможенные реестры, чтобы избежать проблем с левыми поставками

Как только бренд становится популярным, появляется много желающих заработать на нем в обход правообладателя. В том числе - и за рубежом. Чтобы предотвратить импорт контрафакта, можно внести товарный знак в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Как это сделать?

Предприниматели и раньше беспокоились о том, что контрафакт приезжает в страну из-за рубежа под видом их товаров. С конца прошлого года беспокойство усилилось - его подогрело заявление Татьяны Бакальчук о выходе на рынок продавцов из Китая. Ранее я уже писала об этом в статье "Китайские предприниматели выходят на отечественные маркетплейсы. Как это сказалось на российских селлерах?"

На самом деле подделки везут не только из стран Азии. Это и реплики известных брендов, и просто товары, промаркированные чужими товарными знаками.

Вы можете предотвратить ввоз контрафакта из-за рубежа. Для этого нужно внести свой товарный знак в ТРОИС.

ТРОИС: как внести свой бренд в таможенные реестры, чтобы избежать проблем с левыми поставками

Как работает ТРОИС?

ТРОИС - это база объектов интеллектуальной собственности. В ней Федеральная таможенная служба (ФТС) ведет учет объектов для проверки импортируемых товаров. Их перемещение через границу не должно нарушать права владельцев товарных знаков.

В ТРОИС можно внести:

  • объекты авторских и смежных прав - тексты, дизайн, фото и т. д.;
  • товарные знаки;
  • наименования мест происхождения (НМПТ) и географические указания (ГУ) - обозначения, связанные с конкретной местностью. Например, крымские яблоки, котовская неваляшка или карельский мёд.

Таможенная служба сравнивает поступающие на границу товары с теми товарными знаками, что занесены в реестр. Если оказывается, что брендированные изделия произведены без согласия правообладателя, партия не продвинется дальше.Таможенные органы уведомляют владельца товарного знака о попытке ввоза контрафакта.

ТРОИС: как внести свой бренд в таможенные реестры, чтобы избежать проблем с левыми поставками

Если не внести зарегистрированный бренд в реестр, есть вероятность, что товар пересечет границу, разойдется по многочисленным продавцам и все-таки будет продаваться под видом оригинала. Бороться с подделками в таком случае будет намного сложнее, а портить репутацию и отбирать прибыль контрафактные товары могут еще долго.

Приведу пример. Мария с супругом в течение 10 лет развивали собственный бренд косметики. За это время обрели узнаваемость и любовь покупателей, заключили договоры поставок с сетью магазинов.

Неожиданно предприниматели начали получать негативные отзывы о качестве и составе продуктов, хотя косметические формулы не менялись. Мария сделала контрольную закупку в нескольких местах и поняла, что товар не ее - другая компания за рубежом воспользовалась популярностью бренда, создает косметику непонятно из чего и распространяет по мелким торговым точкам России. Цена - копеечная, зато прибыль за счет объемов и хорошей репутации оригинала - большая.

В такой ситуации придется искать всех продавцов, которые купили контрафакт, писать претензии, требовать уничтожения подделок. Внесение бренда в ТРОИС позволяет избежать лишних хлопот и не дать товару сомнительного качества попасть к потребителям. Его просто не пропускает таможня.

Как внести в ТРОИС свой товарный знак?

По закону внести свой бренд в таможенный реестр имеет право каждый правообладатель, который предполагает, что его брендом могут воспользоваться в нечестных целях.

Обязательное условие - регистрация товарного знака должна быть закончена. Внести в реестры обозначение, которое еще не одобрил Роспатент, нельзя.

Таможенная служба не берет пошлин за внесение товарного знака в ТРОИС (п. 2, ст. 334).

Владельцу бренда достаточно лишь подать в ФТС заявление и пакет документов.

  • Заявление о включении товарного знака в таможенный реестр.

Оно должно содержать сведения о правообладателе, товарном знаке и товарах, ввоз или вывоз которых нарушает права владельца бренда. Обязательно нужно указать срок, в течение которого таможенной службе нужно будет проводить мониторинг. По закону это не более трех лет. По окончании срока защиту можно продлить еще на три года. Количество продлений не ограничено.

Если информации окажется слишком много, ее можно оформить в качестве приложений. Например, указать отдельно перечень и характеристики товаров, подлежащих охране.

Очень важно как можно подробнее описать свой товар. Доступная и наглядная информация поможет таможенному органу эффективнее искать контрафакт.

  • Копию паспорта, если правообладатель - физическое лицо; устав и учредительные документы, если правообладатель - юридическое лицо;
  • Выписку из торгового реестра или сертификат об инкорпорации, если заявитель - иностранное лицо;
  • Информацию о представителях заявителя, которые могут взаимодействовать с таможенной службой, и доверенности на них;
  • Свидетельство о регистрации товарного знака;
  • Справку об объекте интеллектуальной собственности на основании сведений Роспатента;
  • Информацию об отчуждениях, лицензионных договорах и договорах коммерческой концессии;
  • Обязательство о возмещении имущественного вреда честным представителям рынка на случай, если они пострадают в спорной ситуации;
  • Договор страхования имущественной ответственности.
  • Информацию об оригинальных товарах и лицах, которые имеют право на их ввоз, вывоз и реализацию. Маршрут и особенности транспортировки;
  • Данные об уполномоченных партнерах, которые имеют разрешение на ввоз и вывоз товаров.
  • Описание контрафактных товаров и перечень характеристик, по которым их можно определить - это необязательный пункт. На момент подачи заявления в ФТС нарушений может и не быть.

С подробным перечнем документов и требованиям к ним можно ознакомиться на сайте ФТС России.

Федеральная таможенная служба вправе отказать во внесении бренда в реестр. Причин для этого много, вот самые популярные:

  • документы не подтверждают права заявителя на бренд и полномочия представителей;
  • в заявлении указаны неполные или недостоверные сведения;
  • нет страховки имущественной ответственности за причинение имущественного вреда добросовестным предпринимателям;
  • заявитель не предоставил дополнительную информацию по запросу ФТС.

Если вы подали заявление на внесение товарного знака в таможенные реестры, но получили отказ - расстраиваться не стоит. Заявление можно направлять неограниченное количество раз. Главное - учесть и устранить ошибки.

Срок рассмотрения заявления - 1 месяц. Если окажется, что документов недостаточно, ФТС направит заявителю запрос, а срок рассмотрения увеличится.

Если в данные о правообладателе необходимо внести изменения, лучше сделать это до подачи заявления в ТРОИС. Так не возникнет противоречий в документах и будет больше шансов на то, что ваш бренд включат в перечень, подлежащий обязательной проверке.

Кому нужно внести товарный знак в таможенные реестры?

Внесение товарного знака в ТРОИС - необязательная процедура. Она нужна тем предпринимателям, которые хотят предотвратить импорт контрафактных товаров в будущем.

В первую очередь - это крупные развивающиеся бизнесы и те, кто имеет дело с ввозом и вывозом товаров через границу.

Индивидуальный Предприниматель Наталья Михина занимается продажей медицинских товаров. В период пандемии она заключила договор на поставку экспресс-тестов Testsealabs с китайской фирмой. С согласия партнеров Наталья зарегистрировала название в качестве товарного знака на территории России.

Вскоре после регистрации обнаружился конкурент, который без ее согласия продавал тесты на коронавирус под тем же брендом.

Сначала мы помогли Наталье написать досудебную претензию, а когда нарушитель не ответил - обратиться в суд.

Чтобы такая ситуация не повторялась, Наталья внесла товарный знак Testsealabs в ТРОИС.

До 2020 года таможенная служба вносила в реестр только бренды с доказанными случаями нарушений.

Практика изменилась после того, как ООО “Тривиум-XXI” удалось оспорить в суде отказ ФТС о закреплении товарного знака в ТРОИС.

На сегодняшний день внести обозначение в реестр может любой правообладатель без доказательств, что его права нарушаются.

Что будет, если не внести товарный знак в ТРОИС?

Таможенная служба борется с незаконным импортом и без внесения товарных знаков в ТРОИС. Но это происходит по принципу ex-officio.

Что это значит? Если сотрудники таможенных органов видят признаки нарушения, они могут задержать товары по собственному усмотрению. Для этого должны соблюдаться три условия:

  • Есть достоверная информация, что обозначение, нанесенное на товар, зарегистрировано в Роспатенте.
  • Таможне известно, что бренд представлен в России.
  • Приостановить выпуск товара может не любое лицо, а только уполномоченный руководитель.

При соблюдении этих условий товар можно задержать на таможне на 7 дней. За это время правообладатель должен подтвердить или опровергнуть, что его права нарушаются.

Таможня может увеличить срок до 10 дней в том случае, когда владелец товарного знака подаст в ФТС заявление о продлении и заявление о включении бренда в ТРОИС. Если правообладатель не сделает этого, товар под его брендом больше не будут останавливать. То есть воспользоваться принципом ex-officio можно только один раз.

Конечно, внесение знака в таможенные реестры - не панацея против фальсификата. Там, где закрываются ворота, недобросовестные производители находят щель и через нее проталкивают подделки на рынок. Но как дополнительный инструмент защиты ТРОИС помогает сократить вероятность, что контрафакт под вашим брендом дойдет до покупателя.

Если вам нужна консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

3333
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Имеете в виду общую для Роспатента и таможни?

Ответить