Простая инвентаризация через QR-код: как вести учёт 36000 ТМЦ без бумажных журналов и Excel-таблиц

Для проведения инвентаризации современными инструментами обычно выбирают 1С, штрихкоды, ТСД. Но мы с командой предлагаем иной путь — QR-код и смартфон. В кейсе поэтапно расскажу, как внедрили простую систему, которая сэкономит время, избавит от бумажной работы и беспорядка в процессах.

Простая инвентаризация через QR-код: как вести учёт 36000 ТМЦ без бумажных журналов и Excel-таблиц
2121

Андрей, спасибо, в целом хорошее решение. Но возникают "?" на основании практического опыта и того, как я поняла вашу идею.

1. Сначала о терминах

Понятие ТМЦ объединяет сырье и материалы, товары, приобретенные для перепродажи, готовую продукцию, незавершенное производство.

Я правильно поняла, что принцип инвентаризации касается только основных средств?. В мобильном приложении указано "Имущество". Действительно, ваша технология логична для этой категории.

2. Что главнее? Курица или яйцо?

Инвентаризация проводится в определённые даты.

В период между инвентаризациями имущество может перемещаться, продаваться, списываться с оформлением документов в учётной системе.
Документ в системе учёта первичен.

До проведения новой инвентаризации логично привести остатки в мобильном приложении в соответствие с остатками в учётной системе (тогда не надо задним числом прикреплять PDF документы, искать вчерашний день).
Главная цель - сверка фактического количества с остатками в учётной системе на день инвентаризации. Не правда ли?

3. Злоупотребления

Классика жанра - проводить инвентаризацию, не имея на руках или в мобильном приложении списка имущества на остатках. Если ответственное лицо видит "нужное" количество в списке, возникает большое искушение его "найти".
Обычно, вердикт по недостачам и излишкам выносит бухгалтер после занесения данных инвентаризации в систему учёта (печать сравнительной ведомости).

Бывало, что этикетки с кодами размножали на принтере и продолжали "учитывать" без наличия имущества на складе. Но это крайность, касалось сговора нескольких лиц.

4. Ложка сомнения.

Сегодня самая распространённая система проведения инвентаризации - через ТСД, терминал сбора данных. ТСД применяется в учёте любых ТМЦ в компании, не только имущества.

Самое главное - есть интеграция с системой учёта в 1С.
Автоматическая загрузка остатков из 1 C в день инвентаризации, сканирование штрих-кода (вместо QR кода) с объектов учёта , автоматическая выгрузка результатов в 1С. Результат инвентаризации в 1С - считанные минуты. Ответственные лица в системе учитываются.

Склады хранения: в 1 С можно создать виртуальные склады "1 этаж столовая" или "2 этаж производство", хранить имущество по виртуальным складам и делать инвентаризации по каждому из них.

Другое дело, что часто имущество становится бесхозным, наклеить отдельную этикетку со штрих-кодом (инвентаризационным номером) некому.
Ввели приходную накладную со станком, поставили основное средство на учёт и начисляем амортизацию. Бухгалтеру этого достаточно.

Только управленец, хозяйственник может инициировать отдельный процесс учёта имущества на регулярной основе. Технология учёта зависит от специфики не только предприятия, но и личности руководителя.

QR код имеет право на реализацию. Но, как мне кажется, ему еще надо приобрести достоинства своих конкурентов.

1
Ответить

Наталия, спасибо за развёрнутый комментарий! Очень ценю, когда читатели детально анализируют материал.

Хотел бы сразу отметить, что наше решение в первую очередь заточено под нужды административно-хозяйственных отделов (АХО). Зачастую для таких подразделений использование 1С, ТСД и штрихкодов может быть избыточным, а вот простота и доступность инвентаризации по QR-коду — как раз то, что нужно.

—-
“Я правильно поняла, что принцип инвентаризации касается только основных средств?”
—-
Вы правы, в этом кейсе речь идёт об инвентаризации именно основных средств, которые мы в системе называем "Имущество". К такой категории относим ТМЦ, за которые несут ответственность специалисты АХО.

—-
“Документ в системе учёта первичен”
—-
Полностью согласен! В системе есть возможность настроить интеграцию с учётными системами заказчика (например, с 1С) индивидуально в рамках проекта, если такая потребность есть.

А ещё, все процессы смены статуса ТМЦ (перемещения, списания, продажи, утилизации) в нашей системе проходят через заявку, в которой при необходимости можно сделать обязательным прикрепление соответствующих документов и актов.

—-
“Злоупотребления”
—-
Мы понимаем опасения клиентов, поэтому в системе предусмотрены механизмы контроля и разграничения доступа, чтобы минимизировать риски.

—-
“Сегодня самая распространённая система проведения инвентаризации - через ТСД, терминал сбора данных. ТСД применяется в учёте любых ТМЦ в компании, не только имущества”
—-
ТСД и штрихкоды — это точно проверенные временем инструменты, которые уже себя отлично показали. Однако и у QR-кодов есть преимущества: больший объём памяти (в сравнении со штрихкодами), устойчивость к повреждениям (можно отсканировать даже при частичном стирании), лёгкость считывания и быстрота (считали — и сразу в моменте получили доступ к карточке ТМЦ, отредактировали её, не возвращаясь к компьютеру).

В целом, считаю, что QR-коды могут быть достойной альтернативой ТСД в определённых случаях. Спасибо за ваши идеи, мы примем их к сведению при дальнейших доработках нашего модуля!

Ответить