Сколько раз нужно упасть со сцены, чтобы стать крутым спикером?

Девять правил удачных публичных выступлений

Я двадцать лет занимаюсь маркетингом, руковожу performance-агентством AltEasy. Для развития в профессии я посещал много конференций, бизнес-завтраков, семинаров. И часто не в качестве слушателя, а в качестве спикера. За последние 10 лет у меня было несколько сотен таких выступлений, включая крупные конференции по интернет-маркетингу, где в зале было больше тысячи слушателей.

Через несколько дней будет еще одно событие, где мне предстоит выступить - бизнес завтрак про тренды интернет маркетинга. Оговорюсь сразу, я не профессиональный коуч или тренер по публичным выступлениям, но ошибки и успехи помогли сформировать свод правил, которые всегда помогают мне уверенно держаться на сцене, емко доносить свои мысли и справляться с волнением. Сегодня решил поделиться этими правилами с вами.

Делайте паузы в речи, дайте слушателям время осмыслить ваши слова
Делайте паузы в речи, дайте слушателям время осмыслить ваши слова

Правило первое — без суеты

Людям нужно всего несколько секунд, чтобы понять уверен в себе спикер или нет. Именно от уверенности спикера зависит будет ему доверять аудитория или нет. Знаете что больше всего выдает неуверенность и волнение? Суета в движениях, мельтешение и торопливость речи.

Для меня антидот суеты — концентрация. Концентрация на тексте выступления, на жестах, движениях и темпе речи. Чтобы сконцентрироваться мне отлично помогает простое дыхательное упражнение: на пять счетов вход, задержка дыхания и выдох. Через несколько циклов такого дыхания появляется стабильность и сосредоточенность.

Сконцентрироваться также помогает мысленное сканирование тела. Обратите внимание на руки, ноги, корпус. Не позволяйте телу жить “своей жизнью” — спикер, который постоянно переступает с пятки на носок или теребит лацкан пиджака, не похож на уверенного человека.

Еще важное в этом пункте — делайте паузы в речи, дайте слушателям время осмыслить ваши слова.

Правило второе — решите куда комфортно смотреть

Помню свои первые выступления и ощущение потерянности из-за того, что не знаю куда смотреть. Пробегать глазами по рядам? Искать знакомого и фиксироваться на нем? Смотреть на презентацию? В пол? В потолок?

Я даже пробовал применить известный трюк из кино — представить, что все слушатели голые, и как бы осматривать их. Бестолковый совет, честно говоря. Не рекомендую:)

Мне было страшно встретиться взглядом с кем-то из зрителей, это всегда сбивало меня с толку. Особенно если взгляд был отстраненный.

В итоге, я нашел простое и эффективное решение — смотреть на макушки голов тех, кто сидит на самом заднем ряду. Так меня не сбивают взгляды, а у людей складывается ощущение, что я смотрю на всех одновременно.

Сколько раз нужно упасть со сцены, чтобы стать крутым спикером?

Правило третье — начните с простого

Доклад должен начинаться с чего-то простого и понятного. Не стоит сразу же вводить слушателей в сложную тему и заставлять их напрягаться.

Это особенно важно, если вы выступаете не первым и до вас было несколько спикеров. Слушатели еще не успели осмыслить все тезисы предыдущего оратора, не стоит их сразу пугать сложным введением.

Не забывайте, простое и понятное начало выступления всегда помогает завоевать доверие аудитории.

Правило четвертое — общайтесь с залом

На своем опыте я убедился, что выступления без вовлечения аудитории менее эффективные, чем с привлечением слушателей. Если люди знают, что от них ждут ответа или реакции, они гораздо более внимательны.

Предлагаю заранее заготовить несколько простых вопросов залу. Вопросы должны быть такими, чтобы на них могли ответить большинство, и чтобы после ответа можно было задать встречный вопрос.

Например: “Кто из вас обращался в веб-студию для создания сайта? Пожалуйста, поднимите руку”. Затем задайте следующий вопрос: “Кто остался доволен работой своей веб-студии?”. Посмотрите, сколько рук осталось поднятыми. Это поможет вам привлечь внимание аудитории, позволит не просто говорить, а установить взаимодействие с людьми.

Правило пятое — шутите шутки

Не думайте, что я предлагаю стать стендапером, но пара уместных, хороших шуток будут кстати. Юмор ВСЕГДА помогает разрядить обстановку, расслабить. А как мы знаем, расслабленный человек лучше усваивает информацию.

Особенно эффектно, если вы начнете с шутки. У меня есть любимая заготовка, которая по непонятной причине всегда вызывает смех у зала. Я обычно прошу аудиторию поднять руку на какой-то мой простой вопрос. Когда руки подняты, я осматриваю их и говорю: "Хорошо, руки подняли 37,78% аудитории". Так я шучу на тему того, что могу одним взглядом очень точно подсчитать процентное соотношение поднятых рук до сотых.

Эту идею я подсмотрел у одного из коллег, и она мне так понравилась, что я использую ее уже много лет. И она работает, люди действительно смеются. Это просто магия какая-то.

Сколько раз нужно упасть со сцены, чтобы стать крутым спикером?

Правило шестое — ходить по сцене или стоять

Во время выступления лучше оставаться на одном месте или активно двигаться на сцене? Мнения экспертов разнятся, но мне всегда комфортнее быть в движении. Это помогает сосредоточиться на своих мыслях, подчеркнуть голосом и жестами ключевые моменты.

Например, я что-то рассказываю в движении, а затем в важный момент останавливаюсь, делаю паузу, смотрю на аудиторию и высказываю главную мысль.

Важно учесть, что каждому спикеру удобно по-своему: кому-то стоять, кому-то ходить. Если внутреннее состояние стабилизируется во время движения, значит нужно ходить.

Правило седьмое — подружитесь с микрофоном

Вы наверняка встречали спикеров к речи которых приходиться прислушиваться. Обычно дело в неправильной постановке микрофона: либо его держат слишком далеко ото рта, либо держат микрофон неподвижно, а сами поворачивают голову в разные стороны. Из-за этого звук становится то тише, то громче, и бедный звукорежиссер, если он есть в зале, пытается это исправить настройками. Обычно это не очень хорошо получается.

Мой совет очень простой. Я узнал о нем на концерте любимых музыкантов. Певец всегда держит микрофон крепко прижатым к подбородку. Таким образом, если повернуть голову, микрофон, поворачивается вместе с головой. Попробуйте сейчас прижать кулак к подбородку и повернуть голову. Вы увидите, что ваш кулак, то есть ваш микрофон, будет двигаться в том же направлении, куда смотрит голова. И если использовать микрофон, то звук всегда будет сонаправлен вашим движениям и останется стабильным. И бедному звукорежиссеру не придется исправлять ваши ошибки.

Правило восьмое — не поворачивайтесь спиной

Да, звучит банально. Но это распространенная ошибка спикеров, особенно если презентация сзади вас. Сначала выступающий стоит полубоком к презентации, потом поворачивается боком и вот уже неожиданно для себя стоит спиной к залу. Это выглядит крайне непрофессионально и неприятно для зрителей.

Помню свое обращение к аудитории, когда я читал свой первый доклад. Я хорошо его подготовил, но большую часть времени провел, стоя полубоком, почти спиной к слушателям. Людям понравилась моя тема, но многие отметили, что стоять спиной - это не комильфо. Этот урок я запомнил на всю жизнь и больше не повторяю эту ошибку.

Помогает здесь только тренированность и правило номер два — фокусировать взгляд на выбранной точке.

Сколько раз нужно упасть со сцены, чтобы стать крутым спикером?

Правило девятое — не падайте со сцены

Этот совет может показаться странным, но на самом деле очень легко оступиться или даже упасть со сцены. Это особенно актуально, когда сцена невысокая, похожая на подиум высотой в 20-30 сантиметров.

Пару раз стоя боком к краю подиума, я сделал небольшой шаг назад и чуть не упал. И я не один такой неуклюжий. Слышал несколько историй от других спикеров, которые тоже чуть не падали с подобных подиумов. Конечно, я не хочу растить в вас фобию, но лучше быть внимательным.)

Профессиональные докладчики советуют познакомиться со сценой заранее. Как это сделать? Перед началом выступления, когда на сцене ещё нет других спикеров, нужно пройти на сцену, немного походить, ощутить пространство, определить границы. Это поможет вашему подсознанию контролировать пространство.

Еще раз хочу добавить, что это просто мой опыт. Надеюсь, что эти советы помогут и вам чувствовать себе увереннее на сцене.

Также я хочу пригласить желающих на бесплатный бизнес-завтрак “Привлечь и удержать: основные инструменты для эффективного маркетинга” 18 апреля в 10:00.

Спикером буду я, директор по развитию сервиса ROOKEE Алексей Романенков и Ольга Аргышева, редактор Марквиз.

Адрес: Москва, ул. Льва Толстого, 23к1. АндерСон Resort

18 апреля 10:00-12:00

Регистрация на мероприятие: https://rookee-check.ru/business-breakfast-180424

Буду ждать! Заодно и проверите, как я использую свои же правила выступлений.

1515
9 комментариев

после универа вообще не боялся выступлений, играл на сцене на басу, перед большими аудиториями. Выступал на конференциях совершенно без волнения, а вот спустя десять лет догнало, и панические атаки и беспокойство, в общем вот итог рокенрольной жизни...

1

Ну тут нужно очень много опыта, чтобы чувствовать себя на сцене как рыба в воде. Мне в этом плане помогла школа и конечно же универ, опыт бесценен!

1

Думаю здесь работает принцип-чем чаще, тем легче))

Уверен, что вы справитесь с тревогами. Тем более если есть успешный опыт. С какими темами выступаете на конфах?

Ораторское мастерство нужно подучиться или нет?

учиться всегда нужно)))

А еще! Нужно самому перед выступлением посмотреть как работает чудо техника до выступления, особенно, если оно первое в твоей жизни))) как это было у меня😂я выступала впервые перед огромным залом, жутко волновалась, и, когда начала выступление нажимала куда-то не туда и было неслышно меня, короче я думала скончаюсь прям там!
Хорошо, что с чувством юмора и у меня, и у зала было все в порядке и хватило сил посмеяться, но по-моему я пережила микроинсульт в тот день!