Как создать ИТ-продукт на стыке B2B и B2G

Меня зовут Александр Санников. Я сооснователь и генеральный директор компании «Платформа», которая уже 10 лет работает над продуктами на стыке B2B-B2G в России. В этом материале я расскажу о нашем опыте и основных правилах работы в этом сегменте.

Александр Санников
Александр Санников

Как мы создавали свой B2G-продукт

Россия — одна из самых технологичных стран в мире в вопросах цифровых сервисов и услуг для бизнеса и граждан. Это стало возможным, во многом благодаря активному развитию информационных технологий в государственном управлении и деятельности системообразующих госкомпаний. В связи с этим у органов власти по всей стране, как на федеральном, так и на региональном уровне, на повестке стоят задачи по всесторонней цифровизации и автоматизации их деятельности.

Наша компания создаёт разработки в трёх направлениях:

  • взаимодействие органов власти, бизнеса и граждан в сфере государственного тарифного регулирования;
  • содержание и развитие коммунальной инфраструктуры;
  • содержание и развитие благоустройства российских городов.

Основной продукт компании — программный комплекс для органов власти в сфере тарифного регулирования и их взаимодействия с предприятиями энергетики, ЖКХ и других сфер жизни, где государство устанавливает тарифы. Под взаимодействием подразумеваются передача, обработка и анализ больших объёмов данных от регулируемых организаций государственным регуляторам по определённому стандарту.

С применением нашего программного комплекса принимается подавляющее число тарифных решений в стране.

Этот продукт создавался итерационно в течение многих лет.

Отправной точкой стал ряд первоначальных заказных проектов для региональных регуляторов, устанавливающих тарифы ресурсоснабжающим предприятиям на своих территориях. Их результатом стал софт для электронного документооборота с набором интегрированных экспертных функций: расчётов, анализа и публикации данных — который заменял соответствующие процессы государственных регуляторов, реализованных на бумаге и в офисных приложениях.

Несмотря на различия этих проектов, нам удалось выявить в них единое смысловое ядро, вокруг которого стали выстраивать продуктовую логику и создавать универсальное ПО.

Набор наших дальнейших шагов был следующий:

  • Изучили принципы и нормативную базу документооборота и принятия решений в сфере тарифного регулирования;
  • Изучили существовавшие на рынке конкурирующие ЭДО, и разобрались в причинах, по которым они не подходили этой целевой аудитории;
  • Разработали начальную версию продукта, закрывавшую базовую потребность в передаче данных в электронном виде;
  • Начали передавать в использование эту версию продукта государственным регуляторам и подотчётным им организациям (зачастую на бесплатной тестовой основе) и постепенно отлаживали и наращивали его функциональность.

Большие массивы данных со временем перешли в цифровой вид, и появилась возможность заниматься их анализом. Мы взялись за создание набора аналитических инструментов в нашем продукте.

Когда заказчики научились анализировать поток фактических и плановых данных, у них возникла потребность строить прогнозы по определенным методикам, и мы со временем создали модуль и для этих целей.

Сегодня это примерно полтора десятка интегрированных друг с другом продуктов-модулей, которые в совокупности образуют программный комплекс для органов власти, работающих в сфере тарифного регулирования. В своем рыночном сегменте мы безусловные лидеры: количество работающих с нами регионов России приближается к семидесяти.

Как мы создаем свой B2B-продукт

Создавая ИТ-продукты для органов власти в сфере тарифного регулирования, мы попутно разобрались в особенностях взаимодействия государства и бизнеса, который оно регулирует. Поняли, в чём именно наши знания и компетенции могут быть интересны бизнес-сообществу в этой сфере и как их перевести в плоскость коммерческих проектов.

Со временем ресурсоснабжающие компании, которые отправляют отчётность в органы тарифного регулирования, сами стали к нам обращаться: «Вы сделали систему в регионе N, а можете и нам сделать инструмент для автоматического формирования отчетности со стороны нашего предприятия?»

И история повторилась. Мы выполнили несколько первых заказных проектов, и несколько лет спустя у нас также определилось типовое функциональное ядро, закрывающее потребности уже со стороны бизнеса.

Сделать полноценный продукт в этом направлении — весьма амбициозная задача, так как суть потребности бизнеса сложна с математической и программной точек зрения. Но при этом не менее понятна и конкретна конечная цель — сделать так, чтобы бизнес и государство в сфере тарифного регулирования могли взаимодействовать полностью в цифровом виде и максимально бесшовно.

На сегодняшний день уже создан и проходит апробацию MVP. В этом году планируется несколько его внедрений, после чего продукт будет доведён до полноценной версии.

Главная сложность сейчас — в оптимальном выборе между функциональностью продукта, его сложностью и рынком. Рынок регулируемых компаний — примерно 25 тыс. организаций. При этом из них 10-12 тыс. будут совсем крохотными компаниями, еще 5-7 тыс. будут средними, оставшиеся — крупные и очень крупные. Для массовой аудитории продукт должен быть дешевым и достаточно простым. Чуть более сложный продукт автоматически станет дороже, а значит, не будет покрывать рынок, который мы планируем охватить своими разработками. А крупному бизнесу простой продукт не нужен — ему необходимы десятки кастомных доработок и интеграций.

Поэтому сначала мы хотим выпустить доступный по цене продукт, который закрывал бы основные запросы всех без исключения. И потом наращивать его функционал в зависимости от потребностей того или иного сегмента рынка тарифного регулирования.

О чем нужно помнить, чтобы создать продукт на стыке B2B и B2G

Люди, которые хотят работать с органами власти, должны понимать, что обязательно столкнутся с серьёзной бюрократией — системой государственных закупок, большим количеством документов на всех этапах проекта и т.п. Это непросто и многих отпугивает, но как только осваиваешь эту часть деятельности, это становится конкурентным преимуществом.

Необходимо быть экспертом в сфере деятельности того органа и той вертикали государственной власти, для которых создаётся продукт. Понимать, какова роль этого ведомства в государственном механизме, каков его функционал, кто является объектом его деятельности: бизнес, население и пр. — какие конкретно решения этим ведомством принимаются, на основе какой нормативной и законодательной базы.

Целевая аудитория продукта — это люди, которые и разбираются в соответствующей предметной области, и заинтересованы во внедрении современных информационных технологий. Найти людей с комбинацией этих качеств в государственных структурах достаточно сложно.

В сегменте государственных ИТ в России стоит жёсткое требование по импортозамещению. К внедрению допускаются разработки, соответствующие целому ряду требований законодательства и прошедшие процесс включения в Реестр отечественного программного обеспечения. Органы власти и крупные организации сегодня выстраивают свои информационные технологии, надёжно защищая их от рисков прекращения поддержки и обновлений со стороны разработчика.

Наш опыт показывает, что этот тренд набирает обороты и за пределами России. Представители властей стран Азии, Африки и Ближнего Востока, с которыми нам довелось общаться, всё чаще интересуются независимостью от западных ИТ-продуктов и технологий.

Продукт, его стабильность и качество не единственный критерий успеха. При работе с органами власти и крупными предприятиями важным фактором является репутация вашей компании. Качество и успех ваших предыдущих проектов, рекомендации заказчиков, долгосрочность отношений с ними гораздо красноречивее любых презентаций и слов ваших продавцов. Важнейшим элементом на этом рынке является простое человеческое доверие руководства заказчиков и компаний-разработчиков.

И для органов власти, и для крупных предприятий крайне важна информационная безопасность: где хранятся данные и стоят серверы, какие средства информационной безопасности используются, как организован доступ к этим данным, как ведется разработка, как устроено тестирование, есть ли набор определённых сертификатов и аттестатов и т.д.

Несмотря на то что продукт создается на стыке B2B и B2G, существует разница в маркетинговых подходах. Для успешных продаж продукта органам власти лучше всего работает участие в профильных конференциях и сарафанное радио, передающее информацию о ваших предыдущих проектах. Для бизнес-заказчиков виды маркетинга и расходы на него будут серьезнее, поскольку продукт претендует на конкурентный рынок принципиально другого масштаба.

Несмотря на всю сложность и специфику целевых аудиторий крупных B2B и B2G, успешно создавать продукт на их стыке вполне возможно. И наш многолетний опыт — хорошее тому подтверждение. Что действительно важно, так это быть по-настоящему увлечёнными и иметь высокий уровень мотивации работать в соответствующей предметной области и сферах деятельности государства. Иметь желание и интерес быть причастным к их развитию. Понимать социальную значимость и ответственность своей работы, искренне желать привнести что-то полезное.

3232
9 комментариев

Мне, как госслужащему, приятно осознавать что в сфере бизнеса есть компания, цель которой- слаженное, качественное и максимально информативное взаимодействие между B2B и B2G. Оптимистичное послевкусие от прочтения.

1
Ответить

Подписываюсь под каждым правилом работы в этом стеке сегментов. Реально полезные рекомендации.

1
Ответить

О да. Работу с госсектором или работу в нем нужно любить, ею нужно гореть. Иначе либо страдания до пенсии, либо увольнение. Другого не дано.

Ответить

Не могу сказать, что я близка к сфере ИТ и всему что с этим связно, но прочитать о том, кто и как формирует мои платежки по ЖКУ, было интересно.

Ответить

Строго говоря, именно платежки мы и наш софт не формируем. Но в платежках указаны тарифы, по которым мы платим за ЖКУ. Именно в их расчётах государству и бизнесу помогает наш софт.

Ответить

Я аналитик, и прекрасно понимаю, насколько сложно обработать большой обьем сложных данных и уж тем более образовать их в доступную и понятную для обеих сторон систему. А ребята красавчики. Хочется подробностей!

Ответить

Целевая аудитория у продукта слишком специфична, а сам продукт сложный. Не уверена, что даст эффективный обратный отклик. Тем более, в наших реалиях “импортозамещения” ,я не сомневаюсь, что походу работы всплывут какие -нибудь нюансы или “косяки”. По моему опыту, разработки западных ИТ-продуктов и технологий более качественные, результативные и внушающие доверие.

Ответить