Больше, чем просто заметки: как органайзеры знаний помогают облегчить обучение

В статье рассказываю как выйти за рамки обычных записей, систематизировать информацию, а также сделать её по-настоящему ценным инструментом для достижения образовательных целей.

Что такое органайзер знаний?

Органайзер знаний (англ. «knowledge organiser») — это простой (чаще всего) одностраничный документ, который содержит сводку ключевых знаний по конкретной теме обучения.

Органайзер знаний не является заменой курса обучения, а лишь служит инструментом, который может помочь преподавателю систематизировать знания по пройденной теме для студента. Органайзер схож с гипердокументом, только в нём отсутствуют какие-либо внешние ссылки.

Органайзеры знаний могут быть использованы не только в образовательных, но и в бизнес-целях, например, для предоставления какой-либо информации сотрудникам.

Что обычно содержит в себе органайзер знаний?

  • Основные термины по изучаемой теме
  • Полезные схемы и графики (например, для тем по проектному менеджменту)
  • Важные рисунки (например, для тем по графическому дизайну)
  • Ключевые даты (например, для тем по истории)
  • Ключевые личности (например, для тем по физике)
  • Информационные источники
  • Важные цитаты, которые отражают суть темы и т.д.

Ниже для наглядности представлен пример органайзера знаний по английскому языку.

Тема занятия: «Столицы». В органайзере обозначены: описание темы, информация о мировых и европейских столицах, термины, рекомендуемые для изучения и т.д. То есть системная сводка того, что нужно знать студенту по теме.

Источник: https://www.tes.com/teaching-resource/capital-cities-knowledge-organiser-12228354
Источник: https://www.tes.com/teaching-resource/capital-cities-knowledge-organiser-12228354

Какие преимущества содержит в себе органайзер знаний?

  1. Органайзер знаний упрощает поиск нужной информации по темам курса. Это помогает студентам собирать и структурировать информацию в одном месте.
  2. Органайзер знаний помогает студентам эффективно подготовиться к сдаче тестирования или экзамена, т.к. предполагает сводку ключевых знаний по темам обучения.
  3. Органайзер знаний помогает снизить когнитивную нагрузку, т.к. в нём консолидируется вся необходимая информация по теме курса и студенту нет необходимости регулярно перегружать память и отвлекаться, например, на поиск интерпретации того или иного термина.
https://my.chartered.college/early-career-hub/organising-knowledge-the-purpose-and-pedagogy-of-knowledge-organisers/
https://my.chartered.college/early-career-hub/organising-knowledge-the-purpose-and-pedagogy-of-knowledge-organisers/

4. Органайзер знаний способствует активному поиску учебной информации (в отличие от пассивных методов обучения), что помогает студентам значительно повышать их эффективность в обучении.

5. Органайзер знаний полезен не только для студентов, но и для преподавателей и проектировщиков обучения, так как именно им необходимо ответить на вопрос: «Как сформулировать на одном листе все разделы темы, чтобы достичь образовательных целей?». Прохождение через этот мыслительный процесс помогает взглянуть на обучение со стороны студента и проделать весь тот образовательный путь, который должен пройти учащийся.

Ниже ещё один пример органайзера знаний по химии.

Источник: https://www.oasisacademywintringham.org/uploaded/Wintringham/Curriculum/Knowledge_Organisers_2020/Science/GCSE_Biology_Chemistry_Physics.pdf
Источник: https://www.oasisacademywintringham.org/uploaded/Wintringham/Curriculum/Knowledge_Organisers_2020/Science/GCSE_Biology_Chemistry_Physics.pdf

Как проектировать органайзеры знаний для всего курса обучения?

Ниже для наглядости представлен пример логики конструирования органайзера знаний.

Как видно из моего рисунка, органайзер знаний проектируется как для каждой темы обучения, так и для каждого модуля. Это позволяет студентам систематизировать знания не только в рамках отдельной темы, но и в рамках всего курса обучения, формируя тем самым целостную картину.

Источник: профессиональный опыт образовательного методолога, автора канала «Лаборатория онлайн-обучения» Осипова Михаила
Источник: профессиональный опыт образовательного методолога, автора канала «Лаборатория онлайн-обучения» Осипова Михаила

После прохождения темы органайзеры знаний можно использовать уже заполненными, а можно попросить студентов заполнить их самостоятельно в целях рефлексии. Пример шаблона органайзера знаний обозначен ниже.

Также органайзеры знаний можно использовать и перед началом обучения для того, чтобы ознакомить студентов с основными тезисами занятия.

Источник: профессиональный опыт образовательного методолога, автора канала «Лаборатория онлайн-обучения» Осипова Михаила
Источник: профессиональный опыт образовательного методолога, автора канала «Лаборатория онлайн-обучения» Осипова Михаила

При проектировании в органайзерах знаний обычно указывают декларативные знания — это просто фактическое знание. Например, в математике это могут быть числовые связи, таблицы умножения, знание того, что сумма всех углов треугольника составляет 180 градусов и т. д., и процедурные знания, которые включают в себя способность знать процедуры. Например, «как умножить 1 цифру на 3 цифры» или «как найти недостающий угол треугольника» и т.д.

Эффективность, как вы уже поняли, достигается интеграцией для студента в органайзере декларативных и процедурных знаний.

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru

Хотелось бы отметить, что органайзеры знаний особо популярны в детской нише обучения, но это не отменяет их пользы для взрослых, т.к. именно взрослые более сознательно подходят к процессам обучения и, соответственно, могут эффективнее использовать органайзеры знаний не только в рамках обучения, но и как инструмент для решения своих профессиональных задач.

Главное в проектировании любого органайзера знаний - это донести его ценность как инструмента помогающего прогрессировать и научить студента с ним работать. Только в этом случае органайзер знаний выполнит свою основную функцию, благодаря чему студент будет возвращаться к нему снова и снова.

Источники

  • Knowledge Organisers: What They Are And How To Use Them In KS1 and KS2 (статья)
  • Knowledge Organisers: A Teacher's Guide (статья)
  • Профессиональный опыт образовательного консультанта, методолога, автора канала «Лаборатория онлайн-обучения» Осипова Михаила
99
1 комментарий

Очень удобная тема, я поняла что часто miro использую именно как органайзер )

Ответить