Удалённая работа во время коронавируса и после него
Коронавирус питается людьми. А также гречкой, туалетной бумагой и прочей паникой. Из-за него большинство адекватных и имеющих возможность компаний и гос.органов перешло на удалённую работу. Многие это сделали впервые и очень нехотя, поскольку не понимают, как при авторитарном способе управления компанией добиваться от подчинённых эффективности. На самом деле, очень даже можно. Наверняка, если попробовать, даже государством можно удалённо, эффективно и очень экономно управлять (можно даже без президента, но это не призыв к свержению строя, если что :).
Мы с коллегами вангуем, что после кризиса-вируса некоторые сделают выбор в пользу хоум-офиса, там где это возможно. Бойтесь, владельцы коммерческой недвижимости!
А пока это не потеряло актуальности, вставим свои пять копеек в то, как организовать быт компании в этом режиме.
К слову, все сотрудники Pokupo.ru уже три года на удалёнке. А капитан ещё с 2013-го года координирует из другого города (а сейчас вообще заперт в другой стране из-за пресловутого карантина). Но рекорд коллектива по пребыванию на удалённой работе (правда, не на одной, а на нескольких) принадлежит нашему программисту - с 2009 года. И да - мы всё ещё не разорились.
От офисного присутствия отказались не сразу, хотя и инициатива поработать из дома никогда не пресекалась. Но человека три-четыре в офисе находилось всегда. А в 2017-м совпали две вещи: нам нужно было на чём-то сэкономить, и в офисе в это время тусовался только спец по техподдержке, который и задал вопрос: “А зачем нам вообще теперь офис?”. До этого же наличие физического рабочего пространства / представительства компании воспринималось как само собой обязательное. Взвесив все “за” и ни одного “против” - решились. Итого образовались лишние 20к в месяц.
Итак, по копейкам.
- Один из главных страхов руководителя - то, что в компании начнётся бардак и расслабон. Всё не так. Сотрудник, любящий “филонить” на рабочем месте, успешно справится с этим, как дома, так и в офисе. Другое дело, что и там, и там это очень легко обнаружить. А ответственный сотрудник останется таковым даже на пляжном шезлонге. В этом плане вы ничего не теряете. В нашей компании конфликты и недопонимания, связанные с таким бесконтрольным (на самом деле, нет) режимом, конечно, случаются. Но не больше, а наверняка меньше, чем в офисе.
- Безопасность. Тут всё тоже просто. Есть настроенный рабочий компьютер - отдайте его работнику. Нет возможности - инструктируйте и обеспечьте работника всем необходимым дома (антивирус, ВПН-ка, хранилище паролей, защищённый интернет и как можно меньше посторонних глаз).
- Связь классическая: телефон, корпоративный мессенджер, видео-конференции. Например, мы по Zoom общаемся каждое утро плюс итоговое еженедельное собрание. Полгода назад было всего 1-2 раза в неделю. Но решили, что стали забывать друг друга и для дополнительной мотивации (а ещё экспериментируем со SCRUM-методологией, что тоже предполагает ежедневные встречи). Оперативные вопросы решаем в мессенджере. Там есть общие каналы, каналы отделов разработки, маркетинга, поддержки, финансов. Для экстренной связи телефон.
- Все задачи ставим-исполняем в трекерах типа Worksection, всё рабочее время учитываем там же. Чтобы там не потеряться, нужно всё разбить на проекты. Раньше у нас было неудобно много проектов: бухгалтерия, юридическое сопровождение, дизайн, разработка, тестирование, работа с клиентами, с партнёрами, чего там только не было, в общем. Теперь всё проще. Спринтовые задачи (те которые нужно выполнить прямо сейчас или за неделю - соответствуют цели спринта). Операционные задачи (ежедневные, регулярные, без которых никак - вся деятельность встанет). Склад идей (задачи нужные, но несрочные). И обучение (до 20% рабочего времени). А в классические разделы по сферам деятельности превращается сам человек, за которым закреплены определённые роли. Конвейер задач организован хорошо, особенно в SCRUM, пока никто не потерялся (пока - это за полгода).
- Контроль. Происходит всё через те же Worksection/Slack/Zoom. Но больше всё же самоконтроль. Потому что если хочешь получать доход - работай. Хотя, конечно, лучше - “если хочешь сделать компанию более успешной - работай”. А ещё лучше - “если хочешь покорить весь мир - работай”. Безусловно, можно установить на компьютеры разные отслеживающие-считывающие трекеры. Но полезнее для компании установить доверие между сотрудниками.
- Но мы, конечно, слукавили, сказав, что авторитарному руководителю можно управлять удалённо. Такой стиль рано или поздно потерпит крах. Потому что коллектив максимально обособится от руководителя (а на удалёнке этот максимум вырастает). И внутри создаст свою свободную и недекларативную конституцию. Такой дисбаланс может продолжаться бесконечно. Но эффективность теряется.
- Есть одно но. Когда мы встречаемся с шефом - собрания длятся по 1,5-2 часа. А без него 20-30 минут. Хотя рабочий процесс не встаёт, чем попало кто попало не занимается. Но вот так вот. Однако это другая тема, если интересно обсудить вовлечённость, степень ответственности и работу концепции бирюзовых организаций в разных сферах, обязательно сделаем.
Удалёнка - однозначно режим работы будущего. Но “золотая середина” - посередине. А именно - совмещение: например, один день в офисе - четыре на удалёнке. Живого общения и взаимодействия ничто не заменит. Но при таком варианте появляется ограниченность - тогда бы у нас не работали коллеги из Тамбова, Белгорода, Москвы, Окленда и Любляны. А вы что думаете? Насколько вашу компанию можно перевести на удалёнку?