Удалённая работа во время коронавируса и после него

Коронавирус питается людьми. А также гречкой, туалетной бумагой и прочей паникой. Из-за него большинство адекватных и имеющих возможность компаний и гос.органов перешло на удалённую работу. Многие это сделали впервые и очень нехотя, поскольку не понимают, как при авторитарном способе управления компанией добиваться от подчинённых эффективности. На самом деле, очень даже можно. Наверняка, если попробовать, даже государством можно удалённо, эффективно и очень экономно управлять (можно даже без президента, но это не призыв к свержению строя, если что :).

Мы с коллегами вангуем, что после кризиса-вируса некоторые сделают выбор в пользу хоум-офиса, там где это возможно. Бойтесь, владельцы коммерческой недвижимости!

А пока это не потеряло актуальности, вставим свои пять копеек в то, как организовать быт компании в этом режиме.

К слову, все сотрудники Pokupo.ru уже три года на удалёнке. А капитан ещё с 2013-го года координирует из другого города (а сейчас вообще заперт в другой стране из-за пресловутого карантина). Но рекорд коллектива по пребыванию на удалённой работе (правда, не на одной, а на нескольких) принадлежит нашему программисту - с 2009 года. И да - мы всё ещё не разорились.

От офисного присутствия отказались не сразу, хотя и инициатива поработать из дома никогда не пресекалась. Но человека три-четыре в офисе находилось всегда. А в 2017-м совпали две вещи: нам нужно было на чём-то сэкономить, и в офисе в это время тусовался только спец по техподдержке, который и задал вопрос: “А зачем нам вообще теперь офис?”. До этого же наличие физического рабочего пространства / представительства компании воспринималось как само собой обязательное. Взвесив все “за” и ни одного “против” - решились. Итого образовались лишние 20к в месяц.

Итак, по копейкам.

  1. Один из главных страхов руководителя - то, что в компании начнётся бардак и расслабон. Всё не так. Сотрудник, любящий “филонить” на рабочем месте, успешно справится с этим, как дома, так и в офисе. Другое дело, что и там, и там это очень легко обнаружить. А ответственный сотрудник останется таковым даже на пляжном шезлонге. В этом плане вы ничего не теряете. В нашей компании конфликты и недопонимания, связанные с таким бесконтрольным (на самом деле, нет) режимом, конечно, случаются. Но не больше, а наверняка меньше, чем в офисе.
  2. Безопасность. Тут всё тоже просто. Есть настроенный рабочий компьютер - отдайте его работнику. Нет возможности - инструктируйте и обеспечьте работника всем необходимым дома (антивирус, ВПН-ка, хранилище паролей, защищённый интернет и как можно меньше посторонних глаз).
  3. Связь классическая: телефон, корпоративный мессенджер, видео-конференции. Например, мы по Zoom общаемся каждое утро плюс итоговое еженедельное собрание. Полгода назад было всего 1-2 раза в неделю. Но решили, что стали забывать друг друга и для дополнительной мотивации (а ещё экспериментируем со SCRUM-методологией, что тоже предполагает ежедневные встречи). Оперативные вопросы решаем в мессенджере. Там есть общие каналы, каналы отделов разработки, маркетинга, поддержки, финансов. Для экстренной связи телефон.
  4. Все задачи ставим-исполняем в трекерах типа Worksection, всё рабочее время учитываем там же. Чтобы там не потеряться, нужно всё разбить на проекты. Раньше у нас было неудобно много проектов: бухгалтерия, юридическое сопровождение, дизайн, разработка, тестирование, работа с клиентами, с партнёрами, чего там только не было, в общем. Теперь всё проще. Спринтовые задачи (те которые нужно выполнить прямо сейчас или за неделю - соответствуют цели спринта). Операционные задачи (ежедневные, регулярные, без которых никак - вся деятельность встанет). Склад идей (задачи нужные, но несрочные). И обучение (до 20% рабочего времени). А в классические разделы по сферам деятельности превращается сам человек, за которым закреплены определённые роли. Конвейер задач организован хорошо, особенно в SCRUM, пока никто не потерялся (пока - это за полгода).
  5. Контроль. Происходит всё через те же Worksection/Slack/Zoom. Но больше всё же самоконтроль. Потому что если хочешь получать доход - работай. Хотя, конечно, лучше - “если хочешь сделать компанию более успешной - работай”. А ещё лучше - “если хочешь покорить весь мир - работай”. Безусловно, можно установить на компьютеры разные отслеживающие-считывающие трекеры. Но полезнее для компании установить доверие между сотрудниками.
  6. Но мы, конечно, слукавили, сказав, что авторитарному руководителю можно управлять удалённо. Такой стиль рано или поздно потерпит крах. Потому что коллектив максимально обособится от руководителя (а на удалёнке этот максимум вырастает). И внутри создаст свою свободную и недекларативную конституцию. Такой дисбаланс может продолжаться бесконечно. Но эффективность теряется.
  7. Есть одно но. Когда мы встречаемся с шефом - собрания длятся по 1,5-2 часа. А без него 20-30 минут. Хотя рабочий процесс не встаёт, чем попало кто попало не занимается. Но вот так вот. Однако это другая тема, если интересно обсудить вовлечённость, степень ответственности и работу концепции бирюзовых организаций в разных сферах, обязательно сделаем.

Удалёнка - однозначно режим работы будущего. Но “золотая середина” - посередине. А именно - совмещение: например, один день в офисе - четыре на удалёнке. Живого общения и взаимодействия ничто не заменит. Но при таком варианте появляется ограниченность - тогда бы у нас не работали коллеги из Тамбова, Белгорода, Москвы, Окленда и Любляны. А вы что думаете? Насколько вашу компанию можно перевести на удалёнку?

88
13 комментариев

удаленный формат и раньше использовался, особенно компаниями, связанными с айти и интернет. тот факт, что вокруг этого развели такую бодягу, говорит о несовремености многих компаний и учебных заведений. и неподготовленности. к примеру, универы. позакрывались отрапортовали о переводе на удаленку - а учить то студентов не на чем. нет камер в аудиториях, преп. состав - 60+. какая уж тут удаленко.

но молодцы те, кто использует этот ресурс. раз в полгода лично встречаться с руководящими сотрудниками - и поехали нормально работать. все зависит от людей.

5
Ответить

Многие столкнулись с тем, что просто не знают как организовать работу удаленно. Чем больше компании делятся опытом, тем быстрее те, у кого возникают трудности, смогут выбрать для себя удобный формат взаимодействия с удаленными сотрудниками. Спасибо за опыт!

3
Ответить

Как вы заебали постами про 'как мы перешли на удаленку' 

3
Ответить

А мы не перешли, мы уже давно так работаем.

1
Ответить

Сочувствую.

1
Ответить

Я на удаленке с 2015 года. По моему опыту не все готовы к удаленному режиму работы. В первых 2 проектах стремление к тотальному контролю превращало работу в бесконечное регламентирование, а не в созидание чего-то полезного. Хотелось и сэкономить, и выглядеть современно, и масштабироваться... Тут уж от капитана многое зависит, что ни говори. 

2
Ответить

да уж, чем подробнее регламент, тем понятнее становится, как его не исполнять))

Ответить