Да кому он вообще нужен, ваш личный бренд?

На тему создания личного бренда не высказывался только ленивый. Это слово в digital-среде уже стало настоящим ругательством, а у некоторых и вовсе вызывает отвращение.

Но по-прежнему каждый второй мечтает создать свой личный бренд. С таким запросом к нам в Digital Business School часто приходят люди с профессиональным бэкграундом в самых различных сферах. Потому что личный бренд - это не признак твоего раздутого эго. Это инструмент, без которого в нынешнее время сложно привлечь клиентов или продать свою экспертизу работодателю. Ты можешь представлять себя крутым профессионалом, но кто ты такой, если тебя не существует в публичном пространстве и соцсетях?

На вопросы как начать и на чем сделать главный упор лучше всего ответят профессионалы с большим опытом, которые сами состоялись как эксперты. Знакомьтесь: Александр Еременко из BrandLab и Ольга Бондарева из Digital Power.

Да кому он вообще нужен, ваш личный бренд?

Рассказывает Александр Еременко — серийный бренд-мейкер. Работал директором по маркетингу в Wimm-Bill-Dann, запуская йогурты «ЧУДО» и развивая «Домик в Деревне». Основатель брендингового агентства BrandLab.

Среди его клиентов как большие компании — Ростелеком, LADA, М.Видео, Сбербанк, Правительство РФ, так и малый бизнес — от кофеен и продуктов питания, до транспортных компаний и строительства.

Опыт в маркетинге и бренд-билдинге: 23 года.

Как ни странно, личный бренд — это не так сложно, просто занимает много времени. И пойми самое главное — если ты ничего не умеешь и ничем не интересуешься, то забудь про личный бренд. Дело в том, что каждого человека можно представить в виде продукта, который решает какую-то задачу других людей, то есть приносит им понятную пользу или особенные эмоции. А если ты ничего не умеешь — значит, ничего не можешь дать другим.

Итак, вот 8 главных шагов для первого года (на формирование бренда уйдет 2-3 года). Когда напротив каждого поставишь уверенную галочку — ты начинающий бренд.

1. Зафиксируй, что ты умеешь хорошо делать

Важно, чтобы тебе эта деятельность нравилась или хотя бы устраивала. Например, если ты аудитор со стажем, но тебя это задолбало, то построить бренд не получится. Сворачивай с накатанного пути или пробуй свои навыки применить без серьезных потерь. Например, умеющий делать вычисления аудитор быстро вольётся в диджитал-маркетинг.

Если пока ничего не умеешь, тогда выбери два-три направления и потрать 2 месяца, чтобы в них погрузиться. Будь любопытным, читай статьи по этим направлениям, смотри YouTube, ходи на бесплатные мероприятия. За год можно попробовать себя в 5-7 ипостасях, после чего выбор найдет тебя сам ;)

К примеру, ты хочешь попробовать себя в нише по уходу за офисными растениями. Услуга специфичная, но в больших офисах много растений, они болеют и умирают, им нужен уход, а порой требуется и доктор-реаниматолог для недешевой пальмы. Заодно можно эти растения им и продавать. Рассказывая дальше, будем приводить примеры про такого натуралиста-предпринимателя.

2. Теперь сформулируй позиционирование своего бренда по формуле

В отличие от других людей, я…

— хорошо разбираюсь в таком-то деле

— помогаю компаниям/людям достичь таких-то результатов

Например, в отличие от других людей, я умею правильно ухаживать за растениями.

Если получилось, теперь усложним формулу:

В отличие от КОНКУРЕНТОВ, я…

— хорошо разбираюсь в таком-то деле

— помогаю компаниям/людям достичь таких-то результатов

К примеру, в отличие от компаний, обслуживающих офисные растения, я отвечаю за уровень кислорода, благодаря чему персонал работает продуктивнее. В моём случае, растения — это не только красиво и уютно, но и повышение эффективности вашего бизнеса.

3. Построй систему доказательств своего позиционирования

На основании чего тебе должны поверить? Приводи конкретные факты, а не пустые слова.

Например, я хорошо разбираюсь в уходе за офисными/комнатными растениями, потому что:

а) у меня диплом биохимика МГУ (фото диплома с твоим улыбающимся лицом) / или сертификат сельскохозяйственного колледжа

б) за два года вырастила 200 красивых фикусов и приютила их в хороших компаниях

с) постоянно повышаю квалификацию — читаю на английском проф. журналы Nature, Garden, Green Planet и др.

д) редкий тибетский цветок в нашем городе живёт только в моей оранжерее, приходите на экскурсию

е) используя специальный анализатор воздуха в помещении, избавляю от кислородного голодания большие и маленькие офисы

Нужно минимум 3, максимум 7 аргументов. Мало — не поверят, а если слишком много — будешь выглядеть как маньяк ;)

Важно, что это не просто справочная информация о тебе, это «продающие» аргументы. На профессиональном языке называется RTB (reason to believe) — причины тебе поверить.

4. Подготовься к продвижению бренда

Итак, ты что-то умеешь хорошо (если нет — возвращайся к пункту 1). Начинай заявлять об этом миру. Не одному двум знакомым, придётся поработать на охват.

Для начала сделай сайт, своими руками и бесплатно, например на Тильде. На сайте опиши свои экспертные преимущества из пунктов 2 и 3.

Хочешь челлендж? Сделай сайт за 2-3 дня с момента прочтения этой статьи.

Заведи акаунты в соцсетях, как минимум в Facebook и Instagram. Займись там нетворкингом, задружись с людьми из твоей профессии и с теми, кто похож на твоих клиентов. Не бойся, они тебя не укусят. Не лайкай всех подряд. Разборчиво задружись на Facebook с 1500 чел. за один месяц. Это бесплатно — смотришь профиль человека и нажимаешь «дружить». За полгода сможешь достигнуть предела в 5000 друзей. Если лечишь растения, твоими друзьями должны быть не только натуралисты-ботаники, а еще и люди, похожие на клиентов — секретари, офис-менеджеры, администраторы, директора, бухгалтеры и т.д.

5. Пиши, рассказывай, снимай видео — так о тебе начнут узнавать

Начинай писать, выкладывать фото и короткие видео ПО ДЕЛУ, в котором ты реализуешься как эксперт. Что-то новое узнала про домашние растения — пиши. Поливаешь пальму — фоткай. Разглядываешь вредителя под микроскопом — выложи короткое видео. Иногда безобидно шути.

Помни, что VK, Facebook и Instagram отличаются стилем и подачей контента. Нельзя готовить одинаковые тексты и картинки для всех сетей. Изучи этот вопрос и делай разные по подаче посты. Если не получается, что ж, делай одинаковые, это лучше, чем ничего.

Разработай контент-план на пару месяцев вперёд, чтобы каждый день не ломать голову про что писать. Посты должны быть зеркалом твоего любопытного отношения к профессиональной сфере. Ставь вопросы, отвечай на них, пробуй что-то новое — делай посты об этом. Провоцируй комментарии к свои постам и отвечай всем, не длинно, но и не в режиме «да/нет».

Подробнее, как личному бренду вести соцсети — читай во второй главе

6. Повышай свою экспертизу и делись опытом среди профессионалов

Подключайся к профессиональным сообществам, ходи на профильные конференции, читай специализированную литературу. Если сможешь читать и смотреть на английском — твой рост ускорится в 2 раза. Об этом тоже пиши в соцсети.

Начинай писать короткие заметки для профессиональных сайтов и журналов. Просто напиши и отправь в редакцию. Позвони, чтобы узнать не ушло ли письмо в спам. Нигде не опубликовали? Не беда — тебе откажут 9 раз, а на 10-й опубликуют.

В какой-то момент (чем раньше, тем лучше) соберись и предложи организаторам конференции стать спикером и выступить с докладом. Это важно для имиджа эксперта.

7. Инициируй специальные проекты

Задача спецпроектов — продемонстрировать твой бренд и подчеркнуть позиционирование. Потому что твоя экспертиза всегда должна подтверждаться деятельностью. В дела верят с большей охотой, чем в слова.

Спецпроект — это не клиентская работа, а особое, придуманное тобою мероприятие, событие, которое твои конкуренты никогда не делали. Тут ты должен всех удивить.

Например, специалисту по растениям можно прийти в мэрию и предложить бесплатно облагородить клумбы на центральной площади авторскими цветочными композициями. Никто не поддержал? Идёшь в местный парк, в нелюдном месте высаживаешь редкое растение и ставишь маленькую табличку «Матрикария Хамомилла». Делаешь пост :) Ищешь союзников, собираешь группу поддержки, агитируешь поддержать инициативу. Пишешь об этом не только в соцсетях, но и в местные газеты и сайты. Мэрия поддержала инициативы — замечательно! Мэрия против — тоже не плохо, это позволит собрать неравнодушных, что только усилит интерес окружающих к теме. Ну или разбей райский сад в своей квартире и приглашай гостей, которые будут постить себя на его фоне. Придумай хэштег!

Речь о том, чтобы не конфликты создавать, а стать инициатором и воплотителем публичных проектов, в которых можно реализовать свою профессиональную экспертизу. Главное — делать мир лучше, а не «создавать бурю в стакане воды».

В таких бренд-проектах думай про охват. Тебя должны увидеть не 10 соседей, а несколько тысяч человек. Из всех вариантов выбирай самые охватные.

8. Приведи себя в порядок

Теперь несколько моментов, с которых обычно начинают многие коучи, инфомаркетологи и другие «эксперты» по личному бренду. Я же этим закончу.

  • Проведи любительскую фотосъемку себя за делом. Не в постановочной студии, не секси на диване, но и не фото на паспорт. Всегда найдётся знакомый, кто бесплатно пофотографирует тебя за работой — как ты учишь детей английскому, обрабатываешь кактус от вредителей или выпиливаешь логотип
  • Заточи свой лук — приоденься и причешись так, как должен выглядеть настоящий профи в твоем деле. Аксессуары, сумка, очки и вот это вот всё. Можно немного добавить твоей личной фантазии, но не переборщи. Не знаешь как? Одевайся и выгляди нейтрально, но опрятно
  • Занимайся спортом, любым. Это придаёт сил и уверенности
  • Улыбайся! Хорошая улыбка увеличивает количество клиентов и цену на 25%
  • Путешествуй, это развивает кругозор и твои личностные качества. Нет денег на другие страны — путешествуй в ближайшие города

И, наконец, самое главное — действовать! Думай 20%, действуй 80%. Если стоит выбор, подумать или поделать — делай. Потому что одними мыслями бренд не построить.

Да кому он вообще нужен, ваш личный бренд?

Ошибки личного бренда в соцсетях

Рассказывает Ольга Бондарева — эксперт по развитию личного бренда в соцсетях для задач лидогенерации, сокращения цикла сделки и продаж в B2B. Работала руководителем по социальным сетям в Центральной и Восточной Европе в Microsoft. Занималась обучением сейлз-команд методам Social Selling на международном рынке. Основатель Social Selling-агентства Digital Power.

Среди её клиентов крупные IT-компании, международные и российские стартапы и digital-агентства

Сейчас многие предприниматели и эксперты начали строить свой личный бренд в социальных сетях. У кого-то это получается хорошо и смотрится органично, а некоторые, наоборот, совершают грубые ошибки и подрывают доверие к себе.

Я собрала ошибки при построении личного бренда в соцсетях, которые периодически встречаю в ленте. Образы собирательные.

1. Опираются только на прошлое

У меня в друзьях есть люди, которые раньше были очень крутыми. Работали в крупных компаниях или руководили стартапами, но сейчас толком непонятно, чем они занимаются. Хватаются то за одно, то за другое, а в своем личном бренде опираются именно на свои былые успехи, рассказывают кейсы 3-5-10-летней давности.

В общем-то, это работает, они показывают свой багаж опыта, но совершенно непонятно, по каким вопросам к ним обращаться сейчас, на чем они специализируются. Такой личный бренд приносит им меньше пользы, чем мог бы.

2. «Все такие крутые, ну прям вообще»

Есть те, кто почти в каждом посте обязательно рассказывает по свои 10+ лет опыта в этой сфере или престижное образование (МВА), даже если по логике текста это никуда не подходит. От таких постов веет превосходством над «простыми смертными», что для большинства людей некомфортно.

Об интересном опыте или образовании важно рассказывать, но лучше делать это гармонично.

3. Имеют нечеткое позиционирование

Таких людей можно разделить на два типа:

— одна очень широкая тема

— много узких тем

Одна широкая тема — это, например, «я эксперт в маркетинге/образовании/IT». Темы настолько обширные, что, опять же, совершенно непонятно, в чем именно человек эксперт.

Много узких тем: человеку интересно и то, и то, и это, — он пишет обо всем лонгриды, и тоже непонятно, на чем же он специализируется. У читателей не возникает стойких ассоциаций, они путаются.

4. Непонятно, кто они

Это тоже люди с нечетким позиционированием, но еще хуже. У них нет места работы в профиле, постят они что-то отвлеченное, например, юмор, личную жизнь или абстрактные размышления.

Возможно, они кажутся веселыми, но далеко не всегда.

Это нормально, когда человек просто ведет аккаунт для себя и друзей, но когда такие «строители» личного бренда массово набирают аудиторию, это выглядит странно. Непонятно, чего они хотят добиться.

5. Всегда восторженно счастливые

Все у них прекрасное, замечательное и самое лучшее. Работа, муж/жена, друзья. Как же им повезло родиться на Земле. Даже когда меняют работу, она у них всегда самая лучшая и прекрасная.

Возможно, они что-то принимают и действительно все время поддерживают себя в состоянии счастья (шутка), но скорее всего о невосторженных моментах они просто умалчивают. Это нормально, не все нужно выносить в публичное пространство. Но вот эта постоянная восторженность создает ощущение, что человек неискренний, не совсем настоящий. Не вызывает доверия.

6. Постоянно негативные - используют соцсети как место психологической разгрузки

Банки не те, рестораны не дотягивают до их стандартов, погода плохая, а сериал вообще не удался.

Их аудитория может дискутировать в комментариях, но вот кто захочет с ними всерьез и надолго работать?

7. Используют личную страницу как рекламную площадку своей компании

Рассказывать о своем бизнесе/работе важно, но баннер компании на обложке профиля — это уже слишком.

Страница выглядит рекламной и не вызывает доверия.

То же самое касается постоянных репостов с бизнес-страницы компании. Хотите рассказать о компании — расскажите от себя.

8. Злоупотребляют хэштегами

Сами по себе хэштеги — не катастрофа, если они нужны по смыслу текста. Некоторые делят свои посты на рубрики и ставят разные хэштеги — это нормально. Но личный контент по рубрикам делить надо аккуратно.

Видела неудачный пример хэштегов в стиле #Моякомпания_продукт — это очень рекламно выглядит, убивает всю естественность личного бренда.

Еще некоторые перебарщивают с количеством и длиной хэштегов.

9. Пишут только о своих выступлениях

У меня в друзьях есть люди, которые постоянно где-то выступают. Они пишут об этом в коротком формате, не делятся чем-то полезным. В основном, в виде отчетов с благодарностями.

Они выглядят очень активными и востребованными, но такой контент конвертируется только в следующие выступления.

Это неплохо, потому что выступления могут быть полезны для бизнеса, но их личный бренд в соцсетях мог бы приносить больше пользы, если бы они писали иногда что-то полезное для аудитории.

В заключение хотим дать 7 профессиональных источников. Для тех, кто понимает, что стратегия инстадивы подходит далеко не всем. Их рекомендуют маркетологи и бренд-менеджеры из больших компаний, которые работают с успешными брендами — косметика, йогурты, банки или гаджеты. Если ими овладеть, можно строить любые бренды в любой сфере, в том числе и личный бренд.

Итак, вот 7 полезных источников для развития себя и личного бренда:

И напоследок...

Если за полгода у вас, вдруг, нет никаких значимых успехов — меняйте стратегию. В процессе построения бренда можно сделать несколько «разворотов», которые будут приводит вас к новым идеям и открытиям, это нормальный процесс.

Успехов!

1010
2 комментария

Спасибо за статью, конечно она обобщенная и простая, но именно ее структуру использую как личный план по работе над своим личным брендом

1
Ответить

Кто не читал классику по данной теме (И. Л. Викентьев), тот конина.

Ответить