«Лучшие технопарки России — это дорогие столовые»: исследование инновационных центров Москвы

С 2006 по 2015 год на создание технопарков в Москве было потрачено около 60 млрд рублей из государственного бюджета. Однако вместо создания инфраструктуры для инноваций, поддержки бизнеса и экспертизы для резидентов учреждения предлагали только помещение.

«Лучшие технопарки России — это дорогие столовые»: исследование инновационных центров Москвы

В 2015 году директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко заметил, что ни одна из площадок в столице не может называться технопарком. Исследовав восемь инновационных центров Москвы, аспирант МГИМО, автор научных статей Екатерина Наумова рассказала, что за пять лет площадки не сильно изменились.

От парковки до адресной строки

<p>Источник: официальный сайт технопарка «Слава»<span>​</span></p>

Источник: официальный сайт технопарка «Слава»

«Томский научно-технологический парк» появился в 1990 году и стал первым технопарком в России. По сравнению с зарубежными площадками российский аналог не мог похвастаться ни условиями для резидентов, ни поддержкой.

По международным стандартам 2002 года технопарки должны продвигать инновации, через содействие с университетами, научными организациями, бизнесом. Площадки обязаны помогать резидентам экспертизой и льготами, а также, при наличии, специальным оборудованием и финансовой поддержкой. Однако в России 90-х технопарки были не чем иным, как помещением внутри вуза с соответствующей табличкой.

В 2006 году подписали первые документы регулирующие площадки на государственном уровне — Программа развития технопарков в сфере высоких технологий и Стратегия инновационного развития РФ. В 2018 году в стране функционировали 157 технопарков.

Чтобы понять, насколько ситуация изменилась с 90-х, я исследовала восемь технопарков России — МГУ, «Строгино», «Нагатино», «Мосгормаш», «Сапфир», «Москва», «Слава», «Физтехпарк». Часть из них вошла в десятку лучших по Национальному рейтингу технопарков России и по субиндексу экономической деятельности за 2016–2017 года.

Научный парк МГУ

Технопарк привлекает резидентов социальной средой — поддержанием прежних связей с МГУ. Этот мотив практически единственный для всех его опрошенных резидентов, только один из них дополнительно отметил удобство расположения.

«Строгино»

По организационно-правовой форме «Строгино» — казенное предприятие. Однако технопарк новый, современный, коммерчески ориентированный. Резиденты выбрали площадку по прагматическим мотивам — средней цене, удобному расположению и сервису. Один из опрошенных резидентов также отметил мотив престижности.

«Слава»

Резиденты выбирают технопарк из-за удобного расположения, подходящей арендной ставки и гарантий долгосрочного пребывания. Последнее особенно важно для компаний, чья деятельность лицензируется и связывается с конкретным адресом. Резиденты отметили в «Славе» гибкое расположение помещений, возможность отдельного въезда и размещения производственного оборудования.

Заслугой управляющей компании «Славы» считают круг резидентов — представителей научно-производственной сферы, а также наличие договоров между резидентами внутри технопарка по обмену товаров, работ и услуг. К тому же технопарк не предоставляет площадь под торговлю и склады.

«Физтехпарк»

Как и в случае со «Славой», резиденты «Физтехпарк» выбрали технопарк из-за удобного расположения и долгосрочной аренды. Однако многие резиденты последнего — выпускники МФТИ, которые снимают небольшие кабинеты и работают в области ИТ. Приоритета долгосрочной аренды у них нет.

Как и в «Славе», использовать территорию под склад и торговлю в технопарке нельзя. Однако, в отличии от последней, созданием условий для коммуникаций внутри «Физтехпарк» похвастаться не может. Резиденты рассказали о недостатке общения друг с другом для обсуждения идей, совместных проектов, заключения договоров.

«Сапфир»

Технопарк находится на территории бывшей советской промышленности в угнетенном состоянии. Единственное преимущество площадки — низкая аренда. Как сообщили резиденты, акцента на связи между компаниями и вузами нет.

«Нагатино»

Современное здание, где отдельные помещения сдаются в аренду организациям без какой-либо связи с наукой и наукоемкой продукцией. Только часть резидентов занимается инновационной деятельностью.

«Москва»

Большая часть обширной территории состоит из помещений складского типа, за счет чего арендная ставка технопарка достаточно низкая. Резиденты называли преимуществом площадки удобное расположение.

«Мосгормаш»

Как и «Сапфир» — площадка бывшей советской промышленности со средней арендной ставкой. Опрошенные предприятия занимаются наукоемкой продукцией, но коммуникации внутри технопарка нет.

Кто в технопарке живет

<p>Официальный сайт технополиса «Москва»<span>​</span></p>

Официальный сайт технополиса «Москва»

В исследовании я опросила 26 случайных компаний-резидентов технопарков, отозвавшихся по телефону и почте. Возраст сотрудников — от 20 до 90 лет. Помимо выпускников вузов и специалистов со стажем в компаниях также работают студенты, нанятые резидентами.

  • 27% занимаются приборостроением;
  • 23% медицинскими товарами и техникой;
  • 19% микроэлектроникой;
  • 15% биохимией;
  • 12% программированием.

Опрошенные указывали несколько направлений и поэтому сумма ответов превышает 100%.

Из 26 опрошенных руководителей четверо хотели разместить производства именно в здании с табличкой «Технопарк». При этом основной причиной такого поиска было не желание получить льготы, господдержку и прочие преференции, а указать собственный адрес на сайтах компании. Тем не менее большинство резидентов ожидали получить от технопарка большее.

  • 23% опрошенных рассчитывают на субсидии, гранты и налоговые льготы;
  • 19% ожидают помощь в маркетинге и продвижении. Компании выделяют не только затраты на рекламу, но и организацию выставок, стендов;
  • 15% ждут помощи в оформлении кредитов;
  • 12% хотят информационной,патентной и юридической поддержки.

Бесполезный потенциал

<p>Источник: официальный сайт технополиса «Нагатино»<span>​</span></p>

Источник: официальный сайт технополиса «Нагатино»

К сожалению, сегодня московский технопарк — это только площадка на закрытой территории с элементарным набором инженерных коммуникаций и часто дорогой столовой. Большего резиденты не получат из-за неосведомленности. Управляющие компании технопарков не справляются с функциями по информированию резидентов обо всех возможностях и ресурсах стимулирования и поощрения инновационной деятельности на своей территории.

Лишь 2 из 26 опрошенных резидентов в полной мере используют государственные механизмы поддержки МСП в виде субсидий, грантов, госзакупок. Компании полагаются только на собственные силы и средства не зная о привилегиях или опасаясь проверок и отчетности за целевое использование средств. 27% опрошенных отметили, что не имеют достаточной информации или не могут подобрать подходящую программу поддержки, а 19% считают препятствием громоздкую и сложную отчетность.

Технопарк должен быть средой для развития и размножения инноваций. Необходимый элемент для этого — доступ к общепринятым целевым финансовым институтам, как частным, так и государственным. Молодой ученый или выпускник технического вуза с группой единомышленников редко обладают специальными познаниями в области собственного коммерческого развития и управления.

Помочь возможно и с помощью создания на своей территории совместных комиссий с участием представителей венчурных компаний, бизнеса и органов власти, отвечающих за государственную поддержку МСП. Это сократит время поиска доступных финансовых институтов, позволит комплексно изучить представленные проекты и выбрать наиболее приемлемый вариант финансирования. Как минимум резиденты получат нужную рекомендацию или совет по доработке продукта.

<p>Источник: официальный сайт технополиса «Нагатино»<span>​</span></p>

Источник: официальный сайт технополиса «Нагатино»

Процесс зарождения инновационных идей и бизнес-проектов связан с постоянными коммуникативными факторами. В отсутствие менторов управляющие компании должны сплотить резидентов работать вместе. Однако резиденты не обмениваются опытом друг с другом и не создают совместных проектов.

Только 35% опрошенных кооперируются. Большинство компаний специально подчеркнули, что при размещении в технопарке рассчитывали получить не только площадь, но и среду общения и взаимодействия. Однако ожидания не оправдались, что вызвало разочарование. Резиденты рассказали, что управляющие компании «стараются, но все это не то, что нужно».

Несмотря на то что в компаниях работают студенты, технопарки не взаимодействуют с техническими вузами для набора талантливой молодежи. Инициатива по привлечению молодых сотрудников в бизнес исходит от самих резидентов.

Технопарк не может называться местом продвижения инновационной культуры, игнорируя таланты студентов, остающихся после обучения без работы.

В 2016 году аналитики АКИГ выяснили, что лишь 23% студентов научного направления и 34% инженерно-технической сферы работают по специальности. За рубежом знают примеры, когда тесно связанные с запросами бизнеса, образовательные институты работают над инновационными продуктами. Например, университет Карнеги-Меллона совместно с компанией IBM разработал файловую систему Andrew File System.

Технопаркам необходимо привлекать студентов к участию в работе инновационных компаний. Для этого можно организовывать семинары и стажировки для учащихся, проводить совместные проекты с компаниями-резидентами. Для отбора талантливых студентов возможно организовать конкурсы с призами и дальнейшей совместной работой. Это создаст стимул к развитию предпринимательства и созданию инноваций.

На небольшой территории при проведении совместных встреч между представителями бизнеса и науки возникает среда для распространения новых идей, интеллектуальный процесс, результатом которого является инновация. К сожалению, сегодня лучшие технопарки России не в состоянии даже сплотить своих резидентов, не говоря уже о государственной, финансовой, информационной и менторской поддержке.

99
2 комментария

Личный опыт в технопарке Москва:
Там проходила конференция (не важно какая).
Нас пригласили.
Поехал на машине с демонстрационным комплектом около 100 кг.
Искать пришлось долго.
Оформлять въезд долго.
Еле-еле на личном обаянии, практически ограбил какого-то гастарбайтера-кладовщика, умыкнул у него тележку, погрузился.
Долго искал - как проехать с тележкой уже внутри ...
Случайно наткнулся на доброжелательного заместителя директора Технопарка (!!!).
Он извинился за всё, лично на лифте поднял тележку на второй этаж (меня по ТБ отправил пешком).
Питание - да, дорогое (оплатили организаторы).
Всё в целом - на три с минусом (было бы два, если бы не помощь зам.дира).

P.S. Переговоры по телефону с Технопарком Строгино по поводу аренды в их филиале в Печатниках:
- там полная некомпетентность;
- завершились полным непониманием сторон.

1
Ответить

Это актуально не только к выбранным технопарка, но и российским в принципе. С одной оговоркой. Стремление увлечь детей технологиями в некоторых - добро. Лишь в тех, что помогают безвозмездно, проводят открытые уроки и прочие фичи для школьников и дошколят. Они действительно хотят после в хардвар или ИТ. Да и родители рады, что заняли их дете чем-то не бесполезным

Ответить