Университет - инструмент для студента? Мысли Вслух. Система Образования

Дисклеймер. В статье отражено мое личное мнение, касательно глобальной стратегии развития образования. Буквально мысли вслух.
Политической окраски материал не несёт.

Автор (я) прекрасно понимает, что есть административные и бюрократические сложности, реалии текущих условий

Креативить детальный план — не в моей компетенции, так как в министерстве и на местах я не работаю.

Цель статьи — выяснить мнение думающего общества про систему образования в РФ и выразить своё.
и, конечно же, кроме думающих людей, выявить также тех, кто встал сегодня не с той ноги: )

Устраивает ли тебя российская система образования?
Да, вполне
У нее хороший фундамент, но некоторые элементы стоит поменять
Нет, нужно перекраивать подход к образованию полностью

Почему я могу писать на эту тему?

Потому что нахожусь непосредственно внутри этой системы. Я — студент одного из топовых российских и московских вузов. Уже не первый год работаю и общаюсь с другими студентами, с разных вузов, устраивая их на работу или консультируя. Также регулярно взаимодействую с людьми, работающими в системе образования (не только преподаватели).

Думаю, что будет интересно, как всё происходящее видит "элемент" системы изнутри, имеющий доступ как к одной стороне "баррикад", так и к другой. Всё, что я пишу далее — моё субъективное мнение.

Почему наше высшее образование выглядит так?

Как-то ночью стало интересно, а почему система образования выглядит именно так. Все говорят, что современная Россия унаследовала подход к обучению от СССР. Но тогда почему, если в то время это была вполне эффективная система, сейчас она так хорошо не работает?

Империя --> СССР

20 век, СССР проходит сначала индустриализацию, а затем входит в научно-техническую революцию. Но как это удалось реализовать, если еще в самом начале века процент грамотных людей, согласно переписи, составлял около 30-35%?

Университет - инструмент для студента? Мысли Вслух. Система Образования

Я уверен, что это результат не только желания населения, но и принудительной работы на первых этапах. В период, когда лишь четверть населения страны грамотна в принципе, процент педагогов, способных обучать людей, я думаю, еще меньше. В таких условиях какой "продукт" проще производить: массовый, конвейерный, или "кастомизированный"? Ответ очевиден.

В свою очередь конвейер всегда сопровождается налаженным алгоритмом, сводом четких рамок и правил. В таких условиях, конечно, удается быстро и эффективно обучить огромное количество людей; а учитель — носитель уникальных знаний и он действительно знает, как правильно --> без этих знаний ты не сможешь ни работать, ни продвигаться в обществе.

Если ты попробуешь выбиться из общего "потока" и постараться обучиться самостоятельно, то (как минимум):
а) Где ты оперативно найдешь качественные материалы для обучения?
б) Как ты поймешь, с чего начинать обучение; как строить этот путь?

Как человек, который сейчас создает свою собственную учебную программу, для себя самого, могу сказать, что я крайне зауважал методистов, кующих учебные программы и методики преподавания. Штука максимально занудная и нетривиальная.

Мое мнение: В короткий, относительно истории срок, в советской России удается наладить системное обучение населения, кратно повысить уровень грамотности в стране и подготовить общество к скачку в развитии.
Чтобы реализовать это, было необходимо установить четкие методики обучения, правила для обучающихся, и следить за тем, чтобы в среднем всё работало как часы.

Стране нужна грамотность!

Образование в СССР после войны

Необходимо срочно восстанавливать страну, обеспечивать новые территории, не дав уровню жизни того населения существенно просесть. Стремление устойчиво закрепиться на международной арене и нагнать тех, кто не "убивал" свои ресурсы в войну.
- Старт холодной войны, предстоящая экономическая и технологическая гонка.
- Социализм становится врагом для бывших союзников; создание атомной бомбы.

Атомная бомба
Атомная бомба

К чему я? К тому, что теперь отечеству необходимы были технически мощные кадры для апгрейда и увеличения технологического производства. А на мой взгляд, в профессиях вроде инженера, проектировщика, врача (хоть это и не совсем то) есть четкие правила:
Не может врач сам начать выдумывать, как лечить ангину по новому, а инженер выдумывать новую длину крыла самолета. За тебя уже всё придумали - главное теперь качественно собирать. Существовал регламент, который объяснял, каким крыло должно быть. И ты должен его знать, потому что от тебя будет зависеть, насколько качественно построен самолёт.
Пример утрирован для понимания идеи.

(конечно, есть новаторы и они нужны были не меньше. но будем реалистами - таких меньшинство. да и если все будут новаторами - то кто будет производить?)

Подтверждением необходимости именно технических кадров являются различные статистические материалы, из которых видно, что наиболее популярными профессиями являлись далеко не экономисты какие-нибудь, или, прости Господи, менеджеры и рекламщики. Да и агит-плакаты вполне четко передают потребность государства в то время.

<b>± 1960 год. Агит-плакат.</b>
± 1960 год. Агит-плакат.

Мое мнение: Судя по всему, система образования имела жёсткую, в хорошем смысле слова, структуру. Источники информации четко обозначены и известны. Педагоги, которые способны качественно обучить человека, знают, как это делать правильно. В сумме это позволяло быстро подготавливать качественные технические и научные кадры - фундамент.

Система снова вынуждена повсеместно ставить рамки, но уже в высшем образовании, из благих побуждений.

А что сейчас?

Сейчас у нас появился интернет. Более 65% населения планеты имеют к нему доступ. Ускорились темпы обновления и появления новой информации:

По разным оценкам, в 2018 году общий объём данных в интернете был оценен в 18 зеттабайт. А в 2025 году ожидается, что он достигнет 175 зеттабайт. 1 зеттабайт = 1 миллиард террабайт. Держим этот факт в уме и поехали:

Что сейчас вижу я? Основные стандарты советской системы высшего образования "перенесли" через время и оставили её в виде общепринятого шаблона. Правда не только для технических специальностей, но и для гуманитарных. Менеджеры проектов, экономисты, рекламщики, политологи — всё это профессии, которые требуют гибкости и иногда креатива. На мой взгляд, в подобных направлениях необходим гибкий подход -- принимать допущения, что то, что работало пять лет назад -- уже неактуально сейчас. Допущения о том, что прошлые аксиомы являются ошибочными..

Нам, студентам, вроде бы дают пространство для новых взглядов, но сразу же связывают тебе руки ограничениями:
- Если твоё мнение по какому-то вопросу не сходится с мнением преподавателя — это плохо.
- Если ты не можешь дословно пересказать какой-то термин — это плохо. Это означает, что ты плохо знаешь предмет.
- Если ты предлагаешь решение на основе своих рассуждений, а не на основе устоявшихся догм и формул -- не допускается, что оно может быть
правильным.
- Единственный верный источник информации - статьи самих преподавателей и учебники преподавателей, которые тебе преподают.
Всё опять упирается в жёсткие рамки.

<b>Побаловался с нейронкой. Кстати нейронки в наших университетах тоже запрещены.</b>
Побаловался с нейронкой. Кстати нейронки в наших университетах тоже запрещены.

Как правило, нам преподают теоретики. Либо "практики", которые практиковались лет 5 назад, или работают, но все равно используют те подходы и шаблоны, которым их научили совсем давно.
Если же мы говорим о теоретиках - это люди с научным складом ума. В науке, как в способе отражения и поиска знаний, есть чёткие правила. Безусловно, там есть и пространство для гибкости и свободы, потому что это всё же изучение и поиск нового. И знаниями этих людей нужно пользоваться - я не утверждаю, что они бесполезны. Однако, как мне кажется, обременяя их преподаванием НЕ-научных дисциплин, университет тратит их главный ресурс - время. И в то же время, не учит студентов новому.

Я думаю, что докторам наук, профессорам должны выделить место, ресурс и время для того, чтобы они могли, прежде всего, производить научный продукт для страны и для общества, а затем уже преподавать.

А кому тогда преподавать?

В основном, преподавать должны более молодые и желательно практики, для которых работа в университете не будет являться основным источником дохода.

Как современные основы менеджмента или корпоративных финансов может преподавать человек, который никогда этим не занимался? Или занимался, но уже не практикуется много лет? Люди, у которых научного склада ума нет, должны научный продукт преобразовывать во что-то условно физическое. Создавать себе и другим пространство для тестирования этих гипотез. В этих людей нельзя вселять страх ошибки.

Университет должен быть наполнен и теоретиками, и практиками. Они должны иметь возможность там работать, получать новую информацию быстрее всех, коммуницировать друг с другом. Чтобы, в процессе взаимодействия и “движения”, рождалось новое, уникальное знание.

Главная проблема нынешней системы образования в том, что ресурс преподавателя и студента используется не всегда по назначению. На мой взгляд, университет должен быть как инструмент для личного и профессионального развития студента.

Как оптимизировать роль студентов в системе образования?

Не затягивать с профилированием. Для тех кому не хватило первого курса, чтобы понять, что им интересно, можно выделить часть второго курса. Но потом уже должно быть предоставлено право выбора сферы, в которую ты хочешь углубляться. Но часто это право выбора без вариантов для выбора.

Нужна гибкость в обучении на гуманитарных и около-гуманитарных профессиях. Потому что иначе, мы упрёмся в то, что студент два года изучает всё подряд без практической пользы этих знаний. Кто-то скажет: он развивает общую эрудицию...но нужно посмотреть реальности в глаза: студент не ходит туда, где ему не интересно и изучает отдельно от университета то, в чём ему хочется развиваться.

В свое время я устроился стажером на работу в небольшую брокерскую компанию. Мне дали задачу - а я с такой задачей раньше не сталкивался. Для ее решения я прихожу в университет, спрашиваю совета..а мне тычут в лицо формулами и учебниками прошлого десятилетия. Либо вообще говорят, что в этих ваших бизнесах ничего не понимают.

Мне кажется, что лучше было бы придя в университет знать, что в определённых кабинетах работают преподаватели практики и теоретики, которые связаны с ценными бумагами/брокерским делом. И иметь уверенность в том, что я могу попросить у них совета и получить РЕЛЕВАНТНЫЙ ответ.

В итоге я, студент, приносил бы в бизнес знания экспертов благодаря своему университету. Зачем это бизнесу? Бизнес получает через студента, который им обходится либо бесплатно, либо дёшево в период стажировки, знания экспертов, которые имеют практический опыт; и знания экспертов, которые имеют теоретическое понимание как действовать в той или иной ситуации.

То есть студент становится для бизнеса полезнее. Бизнес будет готов платить какие-то копейки этому студенту, чтобы он продолжал из университета приносить знания, которые подходят для сферы деятельности компании. В свою очередь ценность этого студента растёт. Если растёт ценность студента — будет расти ценность университета, откуда этот студент.

Мне повезло, что у меня были наставники, которые могли мне подсказать. Но я думаю, что правильнее было бы иметь таких наставников в рамках университета..высокорейтингового универа, с высокоуровневыми экспертами и практиками. Тогда университет станет действительно великой ценностью для меня, как человека, стремящегося расти и развиваться.

Финал. Рейтинги университетов

Рейтинг университета должен определяться не количеством научных статей, которые там выпускаются, а уровнем экспертов: как практиков, так и теоретиков, которые в этом университете работают. Из этого университета бизнес будет хотеть нанимать больше студентов. Рейтинг этого университета будет расти, следовательно будет расти спрос на студентов и из-за этого можно будет поднимать стоимость образования.

Стоимость образования будет хотя бы обоснована реальным продуктом: чем дороже образование, тем больше карьерных возможностей получает студент --> чем более высокого уровня практики и теоретики в университете, тем более полезную информацию студенты могут вытаскивать и использовать в конкретном бизнесе --> чем ценнее студент для бизнеса, тем больше они будут готовы ему платить, чтобы он не ушёл в другой бизнес и не перенёс знания экспертов.

Разбейте мой утопический мирок в комментариях - буду рад обсудить. Тем более очень много я не написал - испугался, увидев объем поста.

5 комментариев

Очень много "должен" в тексте. По-моему у Адама Смита упоминалось, что университет задумывался как источник кадров для корпораций. Если исходить из такого представления - то главная задача универа удовлетворять спрос корпораций на работников, а корпорациям нужны в первую очередь исполнительные и удобные, а не своевольные умники. По поводу экспертных знаний, которые студент мог бы приносить бизнесу от преподов - наивно. Зачем преподам экспертам просто так делится со студентами востребованными бизнесом знаниями? Они же могут их продать напрямую бизнесу. В целом сейчас полно всяких универов, которые просто сами создают на себя спрос (т.к. зарабатывают на платниках или получают финансирование в зависимости от кол-ва студентов бесплатников), а что будет с выпускниками их особо не волнует. Добиться изменений в системе образования снизу в сегодняшних условиях вряд-ли удастся. Зато в интернете сейчас полно бесплатных курсов и лекций от топовых универов, да и просто литературы. Так что лучше сконцентрироваться на этом, а если уж очень хочется менять систему снизу - нужна консолидация масс.

1
Ответить

Спору нет, что корпорациям нужны послушные кадры. Но мой посыл в том, что сейчас не времена Адама Смита) пора идти дальше. Ведь мы видим примеры, что сейчас первенство за теми, кто привносит новое в повседневную деятельность. Если все время оглядываться на то, что сказал Адам Смит, господин Фишер или Менгер - то мы и останемся на том уровне.

По поводу преподов - согласен и нет. Преподы не делятся просто так - преподы получают за это оплату. Плюс, возможно, вы не увидели важный аргумент - преподавать должны преимущественно те, для кого это не единственный источник заработка. Это гарантия того, что человек это делает именно "от души" (как бы это фамильярно не звучало). Те, кто хочет делиться знаниями. И я таких встречаю сейчас и встречал раньше - только в условиях "забумаженности"(=бюрократия) всех процессов, у них просто нет физически времени тратить половину своего полезного времени на дублирование на бумажку нужных и не нужных данных из цифрового мира. В этом нужно знать меру, а у нас этой меры совсем нет. И я знаю об этом не понаслышке - руководил одной факультетской структурой

Ответить

Насчет "добиться изменений" - к сожалению это правда. И массам настолько комфортно в этой вязкости, где им говорят, что и как делать, что они готовы это принимать. (Речь скорее про большинство студентов).

Самообразование - последняя надежда

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, с картинкой так задумано))

Безусловно не может существовать отдельно, но мне думается, что образование есть "системо-образующий" фактор

Ответить