Почему логистические компании смотрят в сторону модели маркетплейса?

​Андрей Павленко, Scallium.pro Scallium.pro
​Андрей Павленко, Scallium.pro Scallium.pro

В 2019 году объем российского рынка онлайн-доставки увеличился на 50% по сравнению с 2018, и составил 35 млрд рублей (данные «Infoline-Аналитика»). С началом 2020-го мир перевернулся с ног на голову. Что происходит в e-commerce сейчас, во время кризиса, вызванного Covid-19? И, главное, что будет после?

Очевидно, что в течение последующего года нас ждет глобальная рецессия. Тем не менее, ее масштаб в офлайн секторе экономики может сильно отличаться от e-commerce.

Уже сейчас потребители со всего мира предпочитают покупать товары первой необходимости онлайн. Аудит Nielsen показал, что с 9 по 15 марта онлайн-продажи товаров повседневного спроса в России выросли на 81%. И это только начало. В Китае в течение первых 10 дней карантина онлайн-продажи продуктов выросли на 251% (данные с отчетов Publicis Media и Dentsu Aegis Network).

E-commerce столкнулся с большим вызовом — удовлетворить спрос. А для этого нужна надежная, гибкая и оперативная логистика. Вот тут и кроется проблема: сбои поставок из-за закрытых границ и карантинов, нехватка ресурсов, невозможность быстро приспособиться к новым реалиям. Покупатель хочет доставку в течение 3 часов, а ресурсы логистических компаний, учитывая резко возросший спрос, могут доставить только на следующий день в лучшем случае. Не дает покоя и призрачное будущее, в котором карантин закончится, а экономический кризис у покупателя останется.

С другой стороны, классический ритейл столкнулся с необходимостью погружения в онлайн. Те, кто этого не сделал в предыдущие годы или сделал кое-как, уже кусают локти.

Но время кризиса — это время возможностей. Пока одни компании экспериментируют с роботами, беспилотниками и автоматизацией для доставки продуктов, другие - открывают для себя новые направления и рынки. Например, создание собственного маркетплейса. Этот тренд наблюдается не только у e-commerce, для которого это закономерный этап эволюции, но и у классической логистики (как Почта России, например), а также у бизнеса с широкой сетью офлайн отделений: банки, аптеки и др.

Почему эти компании видят перспективу в маркетплейсах?

Для них это :

  • возможность перейти в онлайн;
  • новая бизнес-модель, в которой можно продавать товар, не владея им и доставлять товар, не закупая его.

Следовательно, имея логистику и добавив к ней большой ассортимент товаров (собственно маркетплейс), перед компанией открываются новые возможности. Исследование влияния модели показало, что внедрение маркетплейса может иметь эффект до +33% количества покупок год к году (без учета фактора роста базы за счет новых клиентов).

Но нельзя смотреть на маркетплейс как на отдельное подразделение, которое может зарабатывать деньги. Маркетплейс — это, в первую очередь, “турбина” для бизнеса, которая более эффективным образом, нежели медийная реклама, увеличивает частоту продаж существующих клиентов и дает поток совершенно новых клиентов (потому что у вас значительно растет трафик покупателей). Аналитика Scallium показывает, что 1 товар от стороннего поставщика на витрине в итоге привлечет 3.98 - 6.07 посетителей на сайт.

Вызов состоит в том, что, запуская маркетплейс, владельцу бизнеса нужно быть готовым пересмотреть большинство текущих бизнес-процессов, нужно внедрить новые технологии. Кроме того, придется переобучить сотрудников (начиная с себя, топов, всех руководителей вплоть до сотрудников магазина, которые теперь будут предлагать более широкий спектр товаров и заканчивая вашими партнерами.

Но это проще, чем обратная трансформация, когда существующий маркетплейс создает собственную логистическую систему. Ведь это значительные многолетние вложения в складские помещения, IT-систему, специальное оборудование.

А логистика — это ведь не только доставка. Это еще и трекинг заказа, продвижение канала поставок в сети, интеграция веб-сервисов в систему, финансовый сервис по проверке платежей покупателей, ответственное хранение заказов, организация международной курьерской доставки.

Можно только догадываться, какие затраты на один заказ у российского e-commerce, если в США, по исследованиям F. Curtis Curtis Barry & Company Benchmarking в далеком 2007 они составляли $8-13. И это с учетом call-центра и склада, которые включают в себя прямые и косвенные затраты на персонал, складские площади, упаковочные материалы, телекоммуникации и процессинг кредитных карт, но без учета доставки и обработки.

А теперь представьте, что у вас в руках все ресурсы для оптимизации этих затрат. Потому что и логистика с развитой географией, и площадка находятся у вас.

Успех вашего бизнеса прежде всего зависит от того, насколько вы успеете перестроить собственное бизнес-мышление и изучить правила и возможности маркетплейса. Насколько вы сможете увидеть в новой бизнес-модели не магическую «палочку-выручалочку», а еще один бизнес-инструмент создания новой ценности для ваших клиентов и конкурентное преимущество на следующие годы в комплексе с теми ресурсами, которые у вас уже есть.

11
2 комментария

Очевидно, что в течение последующих нескольких лет нас ждет глобальная рецессия.Откуда инфа? В мае-сентябре вирус станет не актуален уже. Откуда несколько лет?

Возможно рецессия будет всего того, что и дак уже давно всем надоело, было раздутым пузёрём, не являлось реальной необходимостью и не было эффективным - а это большинство бизнесов. 

1
Ответить

Будем надеяться, что осенью-зимой нас не ждет вторая волна эпидемии. Насчет нескольких лет - согласен, нужно переформулировать. Речь о том, что экономический кризис, по разным оценкам, может затронуть и следующий год. В конечном итоге, изменится структура мировой экономики и логистики.

Ответить