Полетит ли Чижик дальше? 5 болевых точек роста хард дискаунтеров

Формат хард дискаунтеров активно распространяется: Чижик за пару лет вырос в 12 раз, Светофор, В1 и «Победа» открывают сотни новых точек, а покупатели всё чаще останавливают выбор на рациональном потреблении. Из-за этого активно распространяется экспертное мнение: хард дискаунтеры в 2025-м году должны занять до 50% рынка. В этой статье Агатов Борис, независимый эксперт по инновациям и автор канала «Магазин 4.0», а также Лисица Андрей, генеральный директор GoodsForecast — рассуждают о том, с какими ограничениями сталкивается рынок и как их решать.

Данный материал будет представлен в двух частях.

Полетит ли Чижик дальше? 5 болевых точек роста хард дискаунтеров

Боль 1: узкий ассортимент по принуждению.

Широкий ассортимент — это логистика, мерчендайзинг и железное увеличение постоянных и внезапных операционных расходов. Поэтому хард дискаунтеры следуют правилу: меньше, но полезнее с точки зрения потребителя. Работа с ассортиментом для хард дискаунтера связана с постоянной борьбой за добавление продуктов.

Важно учитывать локальные предпочтения, вкусы, провести грамотную оптимизацию и масштабировать конкретную формулу на всю сеть так, чтобы иметь возможность предлагать покупателям действительно низкую цену. Поэтому на первый план выходят IT-решения для оптимизации товарной матрицы и ассортиментного планирования.

Например, мониторинг продаж на данных ОФД помогает понять локальные предпочтения в регионе, увидеть средний уровень цен и объем продаж. При помощи этой информации можно более объективно подойти к формированию ассортиментной матрицы.

Боль 2: конкурентов становится всё больше.

Приведем пример. Как выглядел список хард дискаунтеров России в 2010 году:

  • Светофор.

Как выглядит список хард дискаунтеров в России сегодня:

  • Чижик;
  • Да!;
  • Победа;
  • Доброцен;
  • Моя цена;
  • И другие.

Так вот, на сегодня хард дискаунтеры находятся в жесточайшей конкуренции, ведь необходимо решать 2 задачи, которые, пока находятся в одном уравнении, становятся крайне сложными. Первое — работа с увеличением маржинальности, а второе — это внедрение инноваций и новых решений, которые сопряжены с доходами. Получается, что задача #1: скостить бюджеты, а задача #2 — их увеличить.

Как к решению этой задачи подходит «В1», по нашему запросу рассказала Анжела Рябова, директор формата жесткий дискаунтер сети «Магнит»:

«Технологии в ритейле используются в двух направлениях — для улучшения покупательского опыта (Customer Journey Map, CJM) и улучшения эффективности. Пример улучшения CJM в «В1» — это кассы самообслуживания. Покупателям с небольшим количеством товаров в корзине удобнее пробить покупку самостоятельно, воспользовавшись кассой самообслуживания. Что касается эффективности процессов, мы придерживаемся философии Lean, упрощая и убирая лишнее. Безусловно, роль цифровизации в решении таких задач велика».

Анжела Рябова, директор формата жесткий дискаунтер сети «Магнит»

Боль 3 — Покупатели уходят к конкурентам и не привязываются к одной сети/магазину.

Диалог «бренд-клиент» в случае с хард дискаунтерами проблематичен: покупатели переходят к другим форматам розницы, конкурентам, так как приходят за базовым товаром по низкой цене. Хард дискаунтеры не предоставляют эксклюзивов даже в случае с СТМ: покупатель легко найдет практически идентичный товар по акции в магазине классом выше или у прямого конкурента.

Поэтому важно приобретать лояльность другими способами: например, с помощью персонализации в мобильном приложении или тональности коммуникации в социальных сетях.

Боль 4 — ниже некуда, но ценовая конкуренция всё нарастает.

Так как основное торговое предложение хард дискаунтеров — это цена, именно с ней и пытаются, в первую очередь, работать все сети. В условиях такой конкуренции, одним из важнейших инструментов является мониторинг цен.

«Мы работаем в стратегии EDLP (every day low prices — «низкие цены каждый день» без промоакций), отслеживая цены в магазинах наших форматных конкурентов».

Анжела Рябова, директор формата жесткий дискаунтер сети «Магнит»

Основных путей мониторинга цен — два: парсинг данных из открытых источников и бумажные каталоги, которыми активно пользуются хард дискаунтеры. Второй путь сложнее, но тем не менее, такие данные успешно анализируют нейросети. Они научились распознавать цены и названия товаров на изображениях и далее, с помощью алгоритмов матчинга, проводить сопоставление названий нужного товара с другими вариантами названий или наименованиями аналогов у конкурентов для сравнения цен.

Боль 5 — логистика.

Сложность этой задачи больше кроется в самой концепции её исполнения: оптимизация должна постоянно «умнеть» для снижения издержек, ускорения логистики товаров. Потому что конкуренты занимаются этим каждый день ещё более усердно, чем в других форматах. Самая важная работа проводится по следующим направлениям:

  • Расположение распределительных центров (РЦ);
  • Транспортно-логистические маршруты;
  • Управление запасами в магазинах и РЦ;

Решения для управления цепями поставок, запасами дают ответы на регулярные вопросы «Куда?», «Что?», «Сколько везти?», а также помогают рассчитать оптимальный уровень запасов каждого товара в каждой точке. Также, получается выявить требуемые объёмы заказов с учётом трафика магазина, всех факторов издержек, требований к сервису, логистических и мерчендайзинговых параметров.

Итого:

  • Хард дискаунтеры имеют узкий ассортимент, и крайне важно работать над продуктовой матрицей, чтобы он оставался привлекательным;
  • Хард дискаунтеры работают над маржинальностью, и в то же время — должны тратить ресурсы на инновации.
  • Целью становится совместить две эти задачи максимально эффективно;Потребители уходят к конкурентам, не привязываясь к отдельным магазинам из-за отсутствия эксклюзивных товаров, поэтому сохранять клиентов необходимо другими способами;
  • Постоянная ценовая конкуренция вынуждает хард дискаунтеры внедрять и использовать новые решения по мониторингу цен.

Приглашаю подписаться на мой Телеграм-канал всех коллег и участников ритейл-отрасли: в нём собраны полезные, актуальные идеи и кейсы для ритейла, технологические новинки и новые тренды в потребительском поведении. Буду вам рад!

Полетит ли Чижик дальше? 5 болевых точек роста хард дискаунтеров
77
4 комментария

2005: Пятерки и копейки
2010: Дискаунтеры
2015: ХАРД дискаунтеры
В 2025 ждём супер пупер хард дискаунтеров с подпиской на помидоры?😁

1
Ответить

Пятёрочки мы и не успели заметить стали очень дорогими и появление на фоне дорогой Пятёрочки и Магнитов жёстких дискаунтеров типа Светофор было лишь вопросом времени.

Но что дальше?

Жёсткие дискаунтеры не удержатся в своей нише, там начнёт всё дорожать, пока не появится новый формат торговли, который сможет предложить снова низкую цену.

К сожалению, чтобы он появился должен случиться какой-то немыслимый технологический скачок, когда появится новая среда для торговли, где издержки на представление товара и логистику будут меньше, чем сейчас.

Что это будет мы можем только гадать:
пневмопочта с завода, которая напрямую доставляет продукты в подъезд.
3D-печать продуктов дома и любая другая идея, которая сейчас выглядит как бред, но в будущем может и воплотиться в реальность.

Ответить

Чижик точно дальше полетит, это все-таки проект Х5! На канал подписалась благодарю за мысли

Ответить

Он, конечно, может полететь усилиями такой мощной компании, как Х5, но пока там с экономикой всё не очень хорошо, т.е. на вызов рынка с появлением жёстких дискаунтеров они ответили, но не ответили на вопросы бизнеса, как там обеспечить маржинальность.

Будем наблюдать, важно, что покупатель от такого развития событий выиграет, он получит более интересные форматы.

Ответить