Репутация — как ее приобрести, использовать для развития бизнеса и не оказаться у нее в заложниках

• Как относиться к своей и чужой репутации?
• Как заработать хорошую репутацию обычной работой?
• Как действовать в ситуации риска потерять репутацию?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать свой опыт создания, потери, восстановления и поддержания репутации

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F2742%2F&postId=1175877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Уолл-стрит»</a>
Кадр из фильма «Уолл-стрит»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Чем репутация отличается от имиджа? Второе находится в голове целевой аудитории, а репутация в голове ее обладателя. Это звучит парадоксально, и чтобы разобраться надо понять чем репутация отличается от попытки общества или отдельных его представителей манипулировать человеком.

Репутация — это всегда некое соответствие. Например соответствие компетенций и занимаемой должности. Несоответствие приводит к потере репутации.

Репутация превращается в инструмент манипуляций, когда кто-то требует двойного соответствия. Например, чтобы компетенции соответствовали должности, но зарплата соответствовала ожиданиям работодателя.

Если пытаться сохранить репутацию на условиях двойного (тройного и т.д.) соответствия, то можно приобрести новую — репутацию человека, который находится на нижней ступени социальной иерархии.

Если для всех быть удобным, то не сложно оказаться в том месте, на которое никто не претендует. Это может стать реальным имиджом и одновременно настоящей потерей репутации.

Сказано-сделано

Эта формула, пожалуй, самая универсальная для создания репутации. Она идеально работает все всех сферах, где люди выстраивают взаимоотношения: начиная с воспитания детей, заканчивая продажами.

Есть мнение, что если не получается выполнить вторую часть (сделано), то можно передоговориться, изменив «сказано». Это не совсем так, но лучше, чем просто поставить перед фактом. Однако ни первое, ни тем более второе от потери репутации не спасает.

Чтобы правило «сказано-сделано» выполнялось, нужно не договоренность менять, а увеличивать количество ресурсов. При этом не стыдно попросить помочь. Теоретически это возможно не всегда. На практике — почти всегда.

Париться до, а не после

Всех, кто потерял репутацию объединяет одна черта — они не парятся. Точнее парятся, но не до события, а после, когда приходится объяснить себе и окружающим, что дело совсем не в них. Обычно это звучит так, что я крутой, но от меня мало что зависит. Но все всё понимают.

Любой человек десятки раз за день встает в похожую позицию. Особенно в коммуникации с другими людьми. В одном случае он говорит: «Раз я обещал, то вот пожалуйста — получите, распишитесь», в другом: «А что я мог сделать, мне пришлось отложить задачу».

При этом часто нет попытки кого-то ввести в заблуждение. Позиция жертвы (по-научному — экстернальная позиция) глубоко в нас заложена и является частью социальной природы человека.

Существует лексический ключ для самоконтроля. Он очень простой: когда звучат слова пришлось, кончилось, не нашлось и прочий «лось», то скорее всего позиция экстернальная.

Пройти мимо «лося» очень сложно. Я много раз наблюдал как человек сам себя ловит на очередном «лосе», останавливается и формулирует фразу иначе, беря ответственность на себя и тем самым сохраняя свою репутацию.

Существуют и другие звери, такие как «лись», но это уже не принципиально. Главное, что появляется возможность избежать самообмана.

Интернальная (или авторская) позиция — это глубокая тема, которой так или иначе посвящено большинство тренингов и книг по личностному росту. Но ее можно раскрыть одной фразой: интернальная позиция — это когда ты паришься до, а не после.

Простой пример, который у девушек оставляет неизгладимое впечатление — свадьба. Одна невеста обеспокоилась «до» и купила огромный красивый зонт на случай дождя. Другая пропустила этот вопрос, вымокла и только тогда начала париться. Предполагаю, что в глазах родственников мужа она потеряла репутацию завидной невесты.

Панацея от потери репутации

Панацеи не существует. В идеальном представлении панацея — это такая волшебная палочка, которая может сделать что угодно с чем угодно. Такой инструмент действительно в нашем арсенале отсутствует. Но, если допустить некий ареал существования панацеи, то окажется, что она все-таки есть.

Ареал определяется размером запаса. Простой пример с рыбалкой. Можем ли мы пообещать, что поймаем рыбу и выполнить обещанное, сохранив репутацию? Если в нашем распоряжении полчаса, один червяк и ближайший пруд, то шансы невелики. Но как только мы увеличиваем запас времени, наживки, выбора места для ловли, а так же запас знаний, навыков и т.д., — наши шансы повышаются вплоть до полной гарантии.

Размер запаса определяет масштаб решаемых задач без риска потерять репутацию. Для репутации хорошего директора завода нужно иметь доступ к ресурсам масштаба завода, причем с запасом. Уверен, что мы давно бы слетали на Марс, если бы имели запас знаний, технологий и т.д.

Исключения

Как быть с исключениями? Рано или поздно исключения появятся. Значит ли это потерю репутации?

Ответ — да. Но этого можно избежать.

Главная проблема исключений в том, что они превращаются в правила. Например кредитор беспокоится, что если позволить один раз просрочить платеж, то не получится ли так, что остальные платежи тоже поступят неизвестно когда... А еще не получится ли так, что теперь все начнут платить не вовремя...

Однажды у пожилой пары спросили как они умудрились столько лет прожить вместе. Супруги ответили, что поженись еще в те времена, когда вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Восстановить репутацию тем больше шансов, чем выше шансы быть услышанным. В этом случае можно пообещать, что исключение не превратится в правило, а потом на деле это доказать.

Главное не злоупотреблять. Как говорил Женя Чичваркин: «Не будь жмотом, — дай второй шанс. Не будь идиотом — не давай третьего».

Антирепутация

По словам Агаты Кристи безупречная репутация — первое, что необходимо мошеннику. Мы это можем наблюдать на примере отзывов в интернете. Когда у компании много проектов и положительных отзывов, но нет ни одного негативного, значит скорее всего имеет место жульничество. Вероятно отзывы просто удаляют.

«Никто никогда не слышал, чтобы Том Хэнкс буйствовал по ночам. Никто никогда не слышат, чтобы Том Хэнкс что-нибудь украл в магазине. Никто никогда не читал о Томе Хэнксе в судебной хронике. Вот что мне нравится в Томе — он никогда не попадается», — шутил Джек Николсон.

Страшная тайна

Все менеджеры по продажам знают как трудно найти клиента. Но мало кто из них знает как трудно найти нормального подрядчика или поставщика. А нужно всего лишь делать то, о чем договорились. И весть разойдется по рынку, и продажи пойдут.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
4646
120 комментариев

Дуальность - это миф :))

1

Так это смотря как прославиться))

Как говорится: « У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»

4

"Второй шанс - это не потакание, а возможность искупления. Используйте его с умом и не подводите тех, кто верит в вас." - Неизвестный

2