Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Cайт за 1 миллион рублей? Звучит надёжно. А если он стоит 10 тысяч — это подвох? Разбираемся с помощью представителей студий и пива, сколько стоит сайт

Оригинал статьи опубликован в блоге веб-студии ADCI

Мы решили написать эту статью для предпринимателей, которые выводят бизнес в онлайн и хотят лучше знать, что и за какие деньги способен предложить им рынок веб-разработки. Но также нам захотелось понять, с кем работают и как зарабатывают студии, непохожие на те, которые мы видим в первой десятке отраслевых рейтингов. Студии, в качестве главного своего продукта и преимущества заявляющие быстро сделанные, бюджетные сайты — в статье мы называем такой продукт «сайтом за 10 тысяч», что является нижней границей, но не потолком. Выяснилось, что рынок этот большой и живой, со своим подходом к делу и ценообразованием.

Можно было догадаться, что такие студии, как правило, маленькие и не работают с крупными клиентами. Мы считаем себя тоже относительно небольшой командой и тоже заинтересованы в работе с малым и средним бизнесом, но стоимость наших работ в разы и разы отличается от сайтов «под ключ с индивидуальным дизайном за 10 тысяч рублей». Что же это, профанация? Демпинг ради подрыва доверия к студиям, разрабатывающим проекты за совсем другие деньги (это для категории людей с вопросами в духе «почему так дорого? даже эти из XYX берут дешевле, а племянник вообще за так сделает»)? Или ещё какая теория заговора? Давайте разбираться.

Концепт стыда и совести нам знаком, так что о сайтах за 500 рублей мы в статье не говорим.

Статью оказалось гораздо проще писать благодаря помощи технического директора студии Синапс Анатолия Полицына, разработчика студии Bisarts Ильи Березина, владельца студии PandaStyle Андрея Озерова и пиву.

Содержание:

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Клиент веб-студии — кто он и чего ждёт от своего сайта

Вспомним фразу Билла Гейтса: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то он вылетит из бизнеса» (If your business is not on the Internet, then your business will be out of business) — она сидит у нас уже вот где, но всё ещё работает. К решению сделать сайт предприниматель часто подходит с уже работающим в офлайне бизнесом. Он имеет некоторую клиентуру, которую мог найти среди знакомых, через объявления на авито, соцсети или маркетплейсы — они работали какое-то время, но отдали всё, что можно, и теперь только ограничивают. Такой бизнес априори (сверх)малый или средний, и его владельцу нужно, чтобы сайт хотя бы просто был.

Но «просто был» — это утрированно сказано, конечно. Например, есть пиво, к которому есть разные, но определённые запросы. Кроме утоления жажды, оно помогает скоротать вечер, поддержать активный разговор в баре или гостях. Есть и более специфические потребители, которые ждут от пива интересных хмельных ноток, красиво оформленной этикетки или просто того, что причастность к такому пиву зачислит их в элитные потребители штучного товара. Взгляды предпринимателя на свой сайт могут быть такими же, но будь он простым или с наворотами, сайт всегда для чего-то нужен.

Ведь есть даже деление сайтов на типы:

  • Одностраничный сайт-визитка — нужен для самопрезентации, если его владелец работает на себя или развивает личный бренд (что почти одно и то же).
  • Лендинг — он как сайт-визитка, только продаёт конкретный товар или услугу, а на одну страницу должны приходиться пара кнопок, ведущих к покупке или к тому, чтобы подтолкнуть пользователя оставить свои контакты и стать лидом.
  • Многостраничный сайт — на случай, если о товаре или услуге на одной странице не расскажешь.
  • Корпоративный сайт — многостраничник с информацией о компании, иногда с личным кабинетом для всех её сотрудников.
  • Блог — нужен для контент-маркетинга и часто бывает отдельным сайтом какой-то компании, через который они освещают свой продукт (например, рассказывая истории тех, кому он помог).
  • Сайт-каталог — сайт с товарами, отсортированными по категориям. Купить возможности нет, но сделать выбор и оставить контакт — вполне.
  • Интернет-магазин — сайт-каталог, только уже с возможностью покупки и другим обвесом в виде всяких бонусных программ.
  • Онлайн-сервис — в классификации ADCI это всё что угодно, что заменяет тебе офлайновые занятия в разбеге от чтения газет до поездки в авиа-кассу за билетами и экономит время.
  • Сайт СМИ — информирует людей на разные темы и, увы, не всегда объективно.

Что клиент веб-студии хочет получить с помощью своего сайта

  • Донести людям о своём деле подробно и красиво.
  • Освоить ранее недоступные территории, на которых обитают его возможные клиенты.
  • Автоматизировать рутину через интеграции со вспомогательными сервисами.
  • Заработать деньги, деньги и ещё раз деньги. Мы в этом только ради денег.

Заработок денег в онлайн-бизнесе начинается с вопроса, сколько их придётся отдать за создание сайта в случае, если предприниматель не делает его сам, в конструкторе или по туториалам. Начиная разбираться, он сталкивается с разными по стоимости предложениями — эту многополярность мы условно назовём проблемой сайта за миллион и сайта за 10 тысяч. Очевидно, перечень услуг и результаты будут отличаться. Давайте уже к этому и перейдём.

Но сначала вспомним, что не так давно была введена классификация студий разработки: «конвейеры» и «бутики». Первые за небольшие деньги делают много и всем подряд, всё строго стандартизировано. Вторые за огромные деньги делают мало и только крупным клиентам, некоторые из которых могут себе позволить работать без строгого ТЗ, ставить гипотезы и отказываться от них. В основном, мы говорим о первых.

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Что обещают своим клиентам разработчики сайтов за 10 тысяч

Итак, что входит в стоимость разработки сайта за условные 10 тысяч:

  • консультация клиента с менеджером студии, в ходе которой менеджер собирает информацию и составляет из неё техзадание;
  • развёртывание менеджером сайта, суть которого — готовый шаблон, чей дизайн готов к отображению на любых устройствах;
  • наполнение сайта контентом клиента руками контент-менеджера, который также выбирает цветовую гамму и шрифты;
  • оплаченные домен и хостинг.

Профит: у клиента есть сайт с адаптивным дизайном, базовым SEO (корректные url, мета-теги, заголовки и карта сайта) и возможностью редактирования контента через админ-панель CMS. Всё это — в большинстве случаев за стопроцентную предоплату.

Индивидуального дизайна, проработанного ТЗ, прототипов и времени программистов такой сайт точно не предполагает. Но иногда нужна вёрстка, если где-то что-то не срослось друг с другом или нужна стилизация. Или нужно немного расширить или изменить функциональность. Об этом ниже.

Как мы уже сказали выше, ключевой особенностью такого подхода являются заранее подготовленные шаблонные решения. Если опираться на прейскурант в студии «Синапс», то шаблонизации поддаются и сайты-визитки, и онлайн-магазины. Стоимость колеблется от 7 600 до 65 000 рублей.

У ответственных студий вроде тех, с которыми мы пообщались, очень подробно расписано функциональное содержание шаблонных сайтов. Такой подход заменяет им долгие консультации и составление ТЗ, за счёт чего снижается бюджет.

Кому нужен сайт за 10 тысяч рублей

На ум приходят те, кому сайт нужен как некий атрибут — раньше они бы, вероятно, и миллион потратили, но сейчас безделушка хотя бы дешевле обходится. Хотя, со слов сотрудников веб-студий, количество таких клиентов снижается, и задачи всегда идут от конкретных бизнес-целей.

ADCI: Каков портрет клиента, нуждающегося в сайте по низкой цене? Какой у него бизнес, обороты, ожидания от сайта?

Анатолий Полицын, «Синапс»: Можно сказать, что это микробизнес (до 15 человек) и малый бизнес от 15 человек и выше. Но по факту большие компании также приходят и заказывают такие сайты. Обороты могут быть от никаких до состоятельного среднего бизнеса. Ожидание от сайта — нужно, чтобы сайт был. Например, компания строит дома и хочет продать кран. Где им про свой кран рассказать?

ADCI: Звучит как что-то для галочки — «нужен сайт, потому что у всех есть». Задаются ли клиенты вопросом, будет ли этот сайт выводиться в поиске? Будет ли он с задачами справляться? Ведь если очень нужно продать кран, то можно и паблик в ВК завести или тиктолога нанять.

А. П.: Большую часть жизни мы продавали индивидуальные проекты, постепенно повышая цены. Дошли до корпоративных сайтов от 400 тысяч, магазинов от 700 тысяч, лендосов от 80 тысяч, логотипов от 80 тысяч, сервисов миллион плюс и до работы спринтами, когда мы должны эффективно тратить время.

Кажется, что этот вопрос задан как раз сквозь призму такого взгляда на мир. Когда лиды спрашивают «а чо так дорого, вон в соседнюю дверь можно зайти и там корпоративные сайты не от 400 тысяч, а от 40, да и по срокам хотелось бы быстрее». И ты, чтобы оправдать такую стоимость и сроки, начинаешь задавать такие вопросы потенциальным клиентам, объясняя что «лучше день потерять, потом за пять минут долететь».

Но многие всё равно идут, делают сайт за 40-60 и довольны, как слоны, а мы считаем, что это просто не наш клиент.

С одной стороны, ты веришь, что мы-то нормальное агентство и делаем качественно, а все другие — говноделы. А с другой стороны, когда к тебе приходит друг посоветоваться, мол, «ты же с сайтами связан, а у меня такая задача — посоветуй, что делать и куда пойти», ты никогда его не отправишь в своё же агентство.

Почему же?

Потому что человек пришёл с бизнес-задачей, а решать его задачу за пол-ляма или даже лендингом за 80 тысяч не эффективно. И всегда эта задача — не «сайт для галочки».

Разные бизнес-задачи мы можем обсудить на созвоне. Для галочки и «потому что у всех есть» тоже бывает, но это менее 10 процентов случаев. В условных же 90 процентах клиенты морально готовы влить в эту шаблонную болванку ещё средств в контекстную и таргетированную рекламу, SEO, поддержку, доработку функциональности, подключение специальных модулей.

Отвечая на вопрос: мы решаем бизнес-задачи клиента, в том числе и продвижение. И наши типовые сайты окупают себя и приносят реальную пользу бизнесу сильно чаще, чем это было с индивидуальными проектами.

Слова Анатолия дополняет Илья Березин из Bisarts. Но в его случае, кажется, клиентов без понимания о том, как работает бюджетный сайт, больше 10 процентов:

«Часто клиенты не понимают, чего ожидать от “сайта за 10 тысяч”, думают, что он сразу начнёт приносить им доход. Приходится объяснять, что сайт в дальнейшем нужно развивать, продвигать, рекламировать. Естественно, в 10 тысяч не входит стоимость продвижения и рекламы».

Илья Березин, Bisarts

Ниже приведены примеры сайтов от студии «Синапс».

Кому нужен сайт за миллион

Он нужен тем, кто:

  • хочет уникальный дизайн и не быть похожим на конкурентов;
  • ищет клиентов в стране и мире, а потому готов масштабироваться;
  • не до конца знает, что он хочет получить, но имеет достаточно денег для проверки своих предположений и развития продукта.

Такому сайту нужно уметь выдерживать большой наплыв посетителей, что гарантирует только масштабируемая серверная архитектура. Условная Тильда такой масштабируемости предоставить не может точно.

За этим пониманием следует другое: если сайт адресован большой аудитории (интернет-магазин, онлайн-сервис, корпоративная CRM или сайт СМИ), то нужно вложиться в проектирование интерфейса — интуитивного, лаконичного, отрабатывающего принятые в выбранном направлении бизнеса пользовательские сценарии. Ещё более интуитивным и лаконичным должен быть дизайн мобильной версии интерфейса — работа над тем, что убрать, а что оставить, также стоит знаний и времени UX/UI-дизайнера. Функциональность таких сайтов априори сложнее, чем у сайтов-визиток, и не всегда можно предугадать, как она будет работать в тех или иных условиях, а это ведёт к необходимости привлекать QA-отдел и править ошибки.

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Как зарабатывают студии-конвейеры

Итак, в основе подхода бюджетных студий — продажа готовых решений. Кроме шаблонов это ещё и модули, которые могут колебаться по стоимости в пределах 4-10 тысяч рублей.

Базовый интернет-магазин — это, скажем, каталог, корзина и некоторое количество фидов, по которым в базу данных сайта поступает информация о товарах от поставщика. Допустим, вы нашли отличный бренд и хотите продавать его продукцию своим покупателям. Тогда студия предлагает вам подключить за фиксированную цену дополнительный фид, который тоже готов.

Анатолий Полицын на вопрос, продажа каких услуг для них в приоритете, назвал приоритетными абонентские услуги: плата за SEO, контекстную и таргетированную рекламу — на это впоследствии идут почти все клиенты, взявшие шаблонный сайт.

«С проектом могут продаваться индивидуальные доработки по цене 2 500/час для обычных работ, но не более чем на 40 000 рублей. Если стоимость доработок выше, то клиенту лучше пойти по полному процессу: ТЗ, прототип, дизайн, программирование и т. д. Если это магазин, то могут быть работы по обмену данными с 1С при условии, если там что-то нетиповое. Там цена часа разработки — около 3 500».

Анатолий Полицын, «Синапс»

Ценообразование от Анатолия Полицына

Допустим, у клиента на сайте будут разделы с командой и контактами. Посчитаем затраты в индивидуальном подходе:

  • описать это в ТЗ и согласовать,
  • сделать прототипы и согласовать,
  • сделать дизайн и согласовать,
  • собрать, сверстать или темизировать сайт в зависимости от процесса,
  • исправить баги.

По затратам в таком случае это было бы ближе к 50 тысячам. Компания с этого заработала бы 20%, т. е. около 10 тысяч.

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

При типовом подходе с ценами нашей студии:

  • контакты — 6 тысяч,
  • команда — 4 тысячи.

Итого: плюс 10 тысяч к цене проекта с запуском сегодня же. С нашей стороны — только затраты на общение и нажатие двух кнопок.

Если хотим разбить команду по отделам, то ТЗ будет состоять только из этого: «добавить отделы в команду — “производство”, “управление”, “продажи”. Это займёт около часа — добавить таксономию и поместить её во вьюху, немного поправив дизайн.

Итого: за 12 500 задачи клиента решены, а компания заработала сравнимую сумму, не привлекая дорогих специалистов.

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Не забываем пивной аналогии. Пиво для масс-маркета варится по стандартам, использует дешёвые хмель, солод и даже рис, не вкладывает огромных бюджетов в маркетинг, а потому не стоит дорого. Но пиво при этом может быть вполне нормальное и потребности закрывает.

Что влияет на ценообразование в студиях-бутиках?

Вовлечение множества узких специалистов

Такие студии, как ADCI, работают поэтапно. Окей, изучение брифа, консультации, оценка и проджект-менеджмент (если это аккаунт-менеджер) проходят бесплатно. Но за этим следуют:

  • разработка дизайна,
  • разработка бэкенда,
  • разработка фронтенда,
  • тестирование,
  • плюс время тимлида на коммуникацию.

Час работы узкого специалиста тарифицируется, тариф умножается на количество часов из оценки и складывается в суммы от шести знаков и дальше. Это — цена работы над сложными и уникальными продуктами, не поддающимися шаблонизации.

Содержание офиса и персонала

На цены в бутиках влияет также размер штата и обеспечение работы офиса. Такие студии не могут позволить себе маленький офис и полную удалёнку. Офис нуждается в электричестве, тепле, воде, интернете и серверной. Персонал не ограничивается только дизайнерами и разработчиками: маркетологи, продажники, бухгалтер, юрист — без них большая компания тоже не работает. Так что размер их зарплат (и налогов!) также влияет на стоимость разработки сайта. Про маржу, думаем, говорить не стоит — ни один бизнес не хочет работать в минус или в ноль.

Статус студии разработки

Ещё один ценовой фактор — это популярность студии. Глядя на некоторые работы условной «Студии Артемия Лебедева» и зная их цену, хочется сказать «Если бы не Лебедев, это не стоило бы так дорого». Но условному же Лебедеву понадобилось несколько лет работы в одиночку плюс в X раз больше времени на развитие личного бренда и портфолио из топовых компаний, чтобы сейчас иметь право брать от 1,3 млн рублей лишь за фирменный стиль. Плюс клиент лебедевцев получает ссылку в их портфолио, которое часто посещают, и это тоже привлекает внимание к его бизнесу.

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Стоит ли сайт за миллион того?

А что с отработками возражений «Почему так дорого»? Опыт студии ADCI говорит о том, что заплатившие меньшую цену сегодня платят на порядок дороже завтра. Нам иногда говорят: «Да там же пересобрать за пару часов, его делали не дольше», на что мы отвечаем: «Вот и смотрите, вам его и собрали за пару часов так, что вы теперь не знаете, где какой контент редактируется. Кажется, на вашем сайте просто практиковались». История с реакцией «ну я тогда пойду к фрилансеру» в ответ на большую оценку часто заканчивается тем, что клиент возвращается в студию к специалистам делать нормально, а если сайт разработан на Тильде, то однажды эти штанишки становятся малы, и приходит пора масштабируемого решения.

Бутиковая разработка похожа на крафтовое пиво. Это условно штучный товар, чьи создатели экспериментируют с разными сортами хмеля и натуральными добавками вроде ягод, овощей, фруктов и кофе, что в сумме даёт уникальный вкусо-ароматический букет, высоко ценимый увлекающимися людьми. Это отражается и на ценах: за пивом по 50 рублей можно сходить в ближайший супермаркет, за пивом по 500 рублей — в бар, который с этой стоимости платит и за содержание помещения, и зарплату барменам, и вкладывается в атмосферу. И если потребителей бюджетного пива много, то пивных гиков — на пару порядков меньше.

Заказать сайт за 10 тысяч рублей — и что будет?

Вывод

Студии-конвейеры не уделяют много времени разработке как таковой — им нужно было хорошо поработать один раз, чтобы потом продавать готовые шаблоны и функциональные расширения к ним. И главный маркетинговый козырь, который таким студиям стоит демонстрировать — это прозрачность в вопросе соответствия уплаченных клиентом денег и приложенных студией усилий тем результатам, которые получил клиент. Студии, с которыми нам удалось пообщаться или просто изучить их по информации на сайте, демонстрируют именно такой подход, подробно расписывая, что получит клиент за те или иные деньги.

Кому нужен сайт за 10 тысяч:

  • малому и среднему бизнесу;
  • тем, кто хочет просто поиграться;
  • тем, кто хочет проверить, даст ли сайт новых клиентов, и готовых в перспективе совершенствовать его поисковой оптимизацией, новой функциональностью и лидгенами;
  • тем, у кого нет бюджета на разработку с нуля, на оригинальной CMS и с уникальным дизайном.

Как зарабатывают студии с шаблонными сайтами:

  • на количестве клиентов и проданных шаблонов. Причём клиентами может выступать как мелкий региональный, так и крупный федеральный бизнес;
  • на продаже дополнительных услуг — контекстной и таргетированной рекламы, SEO, поддержки, доработки функциональности, подключения специальных модулей, отрисовки баннеров, разработки логотипов.

Рынок разработки последние 10 лет перенасыщен возможностями и предложениями: готовые решения, интуитивно понятные конструкторы, специалисты-одиночки. И такое количество устанавливает новые стандарты в веб-разработке B2B и корректирует требования и ожидания клиентов студий.

Разработка за миллион при этом не то чтобы роскошь: ещё не скоро иссякнет потребность в многоуровневых и функционально безупречных интернет-магазинах и онлайн-сервисах с дизайном, отрабатывающим сложные сценарии, и со сложными сторонними интеграциями. Либо им хочется иметь имиджевый ресурс с потенциалом победы на конкурсах. Каждый выбирает себе то, что соответствует его запросу и размеру отношения «цена-качество-ожидания-цели-задачи». И все эти возможности существуют одновременно и занимает свою нишу, как жанры музыки, кондитерские изделия или, в конце концов, пиво.

33
2 комментария

Большинство задач типовые и не нуждаются в разработке. Решения для них уже готовы. Зачем их разрабатывать заново?

Ответить

Этого никто не оспаривает, подход имеет место. Но клиенты должны знать, за что и сколько они платят. В этом и задача статьи. Объяснить это — задача статьи.

Ответить