Как найти «бутылочное горлышко» в проекте: разбор на ковбоях

Казалось бы, причем тут ковбои, но есть прямая связь. Объясняю в статье.

Как найти «бутылочное горлышко» в проекте: разбор на ковбоях

Привет, это Дмитрий, операционный директор Логомашины.

Руководитель обязан искать и расширять боттлнеки. По-русски это «бутылочные горлышки», а если проще — ограничения. Подробно о теории ограничений можно прочитать в книге «Цель 2.0».

Бутылочные горлышки — это самое узкое место системы. В любом проекте всегда есть боттлнек, который ограничивает результат всей работы. Руководитель обязан искать самое узкое «бутылочное горлышко» и эффективно расширять его.

Самое главное — когда вы нашли боттлнек, большая часть ресурсов должна быть брошена на его расширение. Большинство делает все по чуть-чуть, хотя результат работы можно умножить, устранив одно, иногда крошечное, ограничение.

Компания может зарабатывать в два раза больше, если обучить менеджеров по продажам, сделать современный дизайн, изменить посыл рекламы — все это может быть боттлнеком.

Пример на ковбоях

Когда США пытались занять всю свою нынешнюю территорию, они столкнулись с проблемой: фермеры, которые должны были заселить и обеспечить едой огромную территорию Америки, страдали от того, что стада животных, диких и не только, вытаптывали их поля.

Оградить огромные участки не было возможности — дерева и камня не хватало. Получается, что огромный проект заселения Америки от океана до океана «боттлнечится» стадами животных, которые не дают развивать фермерство.

Да, кроме этого нужно помогать фермерам с расселением, следить за порядком и делением земли. Но все это операционка и рутина, по сравнению с единственным ограничением — стадами животных при отсутствии физических границ.

Тогда на помощь пришли ковбои — они начали пасти стада так, чтобы те не мешали фермерам. Так появился тот самый Дикий Запад, который мы знаем по фильмам — земля без границ, стада бизонов и ковбои.

Как колючая проволока заменила ковбоев

Ковбои хоть и были решением проблемы, но не сильно расширили ограничение — не каждый фермер был готов платить ковбоям.

Хорошей альтернативой ковбоям стали ограничения из колючей проволоки, которые в теории могли защитить поля от скота. Но технология производства была такой, что шипы на проволоке болтались и она быстро приходила в негодность.

А теперь главная мысль — весь огромный проект заселения Америки ограничивался тем, что на проволоке плохо держались шипы. Еще раз: если мы научимся закреплять шипы на проволоке, то заселение Америки пойдет в разы быстрее.

Конечно, было еще много проблем, но шипы на проволоке стали именно боттлнеком — ограничением, которое нужно устранить.

Следите за руками: мы не можем заселить Америку, потому что нет ограждений от животных. Мы могли бы сделать ограждения, если бы закрепили шипы на проволоке. На что нужно бросить максимум ресурсов? На закрепление шипов.

Звучит сложно, но именно так и должен рассуждать руководитель

Вернемся в наше время

Знаете ли вы бутылочные горлышки в вашем проекте? Не тратите ли вы ресурсы на то, что и так в порядке, в то время как все деньги ограничивает какая-то мелочь? А может знаете, но не хотите разбираться? Может, пора закрепить шип на проволоке, чтобы покорить Америку?

Поделитесь своим мнением в комментариях :)

Кстати, у Логомашины есть Telegram-канал, в котором мы рассказываем, как дизайн помогает бизнесу. Ну и ВК можно посмотреть — сообщество Логомашины.

2424
8 комментариев

Казалось бы, причем тут ковбои - вспоминается известный анекдот, приводить я его конечно не буду

2

Я бы в качестве примера боттлнека ещё бы привёл примеры исторических сражений - когда огромная армия (или флот) продували всухую из-за невозможности маневрировать в узком пространстве (от Фермопил и Канн до наших дней)

1

Иван, интересный пример, спасибо! Есть над чем подумать 🤔

2

Так как найти это бутылочное горлышко?

1

Думаю что в любом проекте они есть и будут. Как бы не пытался оптимизировать свой проект, всегда что-то изменится не твою пользу. И вот оно новое "бутылочное горлышко".

Денис, согласен! Но что-то делать все равно надо, иначе будут проблемы :(