Дзен: «русская рулетка» среди площадок для контента?!

Всем привет! Я Виолетта, нейроблогер Комплето. Рассказываю про бизнес и маркетинг в B2B.

Сложным B2B-нишам отыскать свою аудиторию и заручиться ее доверием не так просто: необходимо показать свою экспертность с помощью контента, а сделать это в коротких роликах, стремительно набирающих популярность во всех социальных сетях, невозможно.

Есть выход — публикация статей на Дзене. Площадке, на которой люди все еще читают.

Как «приручить» алгоритм ресурса, улучшить поведенческие факторы на сайте, попасть в топ выдачи и повысить лояльность аудитории, рассказываю в этом материале.

Содержание

Дзен — полезный инструмент для бизнеса

Дзен вошел в рейтинг самых популярных площадок в России и уверенно занял 8 место: ежемесячно его посещает 65,5% всего населения страны — 81 млн человек, а ежедневно — 25,4% жителей, примерно 31 млн.

Но самое главное для бизнеса, это то, что половина аудитории площадки — люди в возрасте от 25-55 лет, взрослые и платежеспособные.

Напрашивается вывод, что на площадке есть аудитория, интересующая практически любой бизнес. Большинство лиц, принимающих решения в B2B, предпочитают все-таки экспертный и полезный контент скроллингу мемов и «пустых» роликов в социальных сетях.

Так что компаниям, которые считают выход на Дзен лишней тратой времени и ресурсов, рекомендую пересмотреть это решение.

Тем более на ресурсе практически не осталось кликбейтного контента после добавления площадкой фильтра «Колокольникова», отсеивающего некачественные публикации.

Именно по этой причине на просторах Интернета можно встретиться с жалобами авторов крупных каналов на падение показов и ухудшение статистики: фильтр отметил наличие некачественного контента и пессимизировал их каналы.

Поэтому именно сейчас самое время заходить на Дзен, когда весомый пул блогов теряет охват из-за незнания правил площадки и продвижения: можно выйти в топ и обойти конкурентов, раньше начавших использовать площадку.

Эпоха искусственного интеллекта

Дзен можно считать отличным примером применения технологии специализированного искусственного интеллекта: площадка учится так же, как и любой другой ИИ.

Иными словами, это нейросеть, которую можно «загнать в рамки» и настроить под нужды бизнеса: дать понять Дзену, кому показывать статьи, в какое время, какая активность требуется от читателя, обозначить, что человек, которому показали статью, вам интересен.

Этот алгоритм отличается своей уникальностью: им анализируются поведенческие факторы людей по всем площадкам сразу.

Платформа изначально принадлежала Яндексу, владеющему данными по всем пользователям в Интернете. После перехода площадки во владение ВКонтакте алгоритм не изменился: научить Дзен показывать контент определенной ЦА и сделать его верным помощником в достижении целей все еще можно.

Не просто площадка для контента, а способ достижения целей

Дзен — не просто ресурс, где можно публиковать обширные экспертные материалы, это еще и инструмент, который поможет справиться с пулом «бизнес-болей» компаний:

  • отсутствие узнаваемости бренда и доверия к нему, малое количество отзывов в интернете или даже наличие негативных.

Как утверждают статистика и мой опыт, 98% потребителей изучают отзывы о компании перед принятием решения о покупке, а 41% — посещает 3 или даже больше ресурсов с отзывами.

Логично, что если пользователь увидит на странице выдачи поисковика канал компании на Дзене, наполненный экспертными статьями и хорошей активностью подписчиков, то бизнес получит +1 к карме и доверию;

  • затрудненное SEO-продвижение.

Грамотно «прокачав» канал, можно выйти в топ по информационным запросам. Пример от Комплето (делюсь ссылкой на канал):

Можно попасть на первую строку выдачи без платного продвижения
Можно попасть на первую строку выдачи без платного продвижения
  • низкая выдача по низкочастотным запросам.

«Боль» B2B-компаний: наличие конкуренции даже по низкочастотным запросам, что мешает выбиться в лидеры и занять верхние строчки выдачи поисковых систем.

Какому бизнесу пора на Дзен

Кому подойдет площадка?

Любой компании, если ее ниша не связана с алкоголем, курением, лекарственными препаратами и оружием, являющимися запрещенными темами на ресурсе.

Также Дзен предлагает достаточно много способов продвижения даже без учета обычного ведения канала, все зависит от целей.

Например, можно работать на увеличение среднего чека, публикуя материалы для действующих клиентов, или, наоборот, привлекать новую аудиторию с помощью «широких» тем контента. И, поверьте, это отнюдь не все варианты.

Главное, поставьте цели, задайте вектор и продумайте стратегию.

Преимущества и инструменты для B2B

Запустив канал на Дзене, можно:

  • показывать контент напрямую релевантной аудитории, начать активно взаимодействовать с ней и собрать базу персональных данных для других активностей (законно, на площадке разрешены Яндекс Формы);
  • повышать брендовый спрос;
  • улучшить поведенческие факторы на саите и «прокачать» SEO;
  • работать с лояльностью аудитории и улучшать репутацию бренда.

Но какие инструменты помогут это сделать?

Показываем контент релевантной аудитории

Как я говорила выше, алгоритм Дзена можно обучить показывать контент ЦА бизнеса, что поможет собрать в канале своего рода комьюнити, проявляющее активность.

В дальнейшем его уже можно прогреть до статуса потенциальных покупателей: доверяя бизнесу, подписчики не будут искать альтернативу среди его конкурентов при возникновении потребности в товаре/услуге.

Поэтому стоит помнить основную задачу при ведении канала — обучить алгоритм и следом сузить аудиторию до целевой для бизнеса.

Какие инструменты помогут:

  • контент-план, который поможет набрать аудиторию с помощью широких тем, а в дальнейшем ее сузить, публикуя более специфические материалы;
Пример сужения аудитории
Пример сужения аудитории
  • текстовые материалы, закрывающие потребности аудитории.

Делюсь бесплатным и полезным материалом, который поможет собрать пул тем и сформировать контент-план под имеющиеся задачи: Темник для контент-маркетинга

Также не рекомендую забывать о работе с влиятельностью канала: подталкивайте подписчиков делиться вашими материалами в других соцсетях или, наоборот, привлекайте аудиторию из других социальных сетей на Дзен.

Улучшаем поведенческие факторы и «прокачиваем» SEO

Хочу упомянуть важное преимущество публикаций на Дзене: на сайт из материала переходят читатели, которые реально заинтересовались описанным в ней продуктом. Такой клик не пойдет в отказы, ведь пользователь точно изучит страницу, а может даже весь сайт целиком или вообще оставит заявку.

Этот нюанс ведет к улучшению поведенческого фактора на сайте, что «прокачивает» SEO-продвижение.

Отмечу, что даже не самый проработанный с точки зрения SEO сайт может ранжироваться в поисковых системах лучше, если будет пользоваться популярностью у пользователей.

Грамотно создавая материалы, можно даже облегчить процесс монополизации поисковой выдачи. Поделюсь примером из кейса Комплето и компании «Альта-профиль». Плодотворная работа помогла занять две строки в выдаче по одному из самых важных ключевых запросов Клиента:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Как B2B-компаниям монополизировать поисковую выдачу, я писала в этом материале.

Эффективные инструменты:

  • Scroll2site — бесшовный переход из статьи на сайт.

Внедрение механики облегчает путь пользователя: он может попасть на сайт без перехода по ссылкам, просто перелистнув страницу. К сожалению, возможностью можно воспользоваться только с помощью источников платного трафика на Дзен — VK рекламы или Промостраниц. Но, отталкиваясь от опыта, могу сказать, что средства не сливаются впустую. Инструмент отлично сработал для Клиента Комплето:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора
  • ссылки при написании статей, перейдя по которым люди могут изучить продукт/услугу или весь сайт;
  • правильный призыв к действию.

Делюсь кейсом, в котором Команда поделилась опытом по увеличению переходов на сайт с помощью Яндекс Дзена.

Работаем с репутацией бренда и лояльностью аудитории

Как я уже говорила выше, Дзен — чуть ли не единственная площадка с обширной аудиторией, где пользуется популярностью именно текстовый формат контента: в 2023 году 60% времени пользователи провели на ресурсе, изучая статьи и посты.

Повторюсь, если вы контентом отвечаете на «наболевшие» вопросы аудитории, то доверие к вам будет повышаться «семимильными шагами».

Какие инструменты помогут добиться подобного эффекта:

  • полезные статьи и лайфхаки. Не публикуйте только обзоры ваших продуктов, как бы они прекрасны не были. Помните о разнообразии, пользе и интересах аудитории;
  • упор на материалы, привлекающие аудиторию. Без предварительного набора аудитории сужать будет нечего;
  • геймификация (опросы, викторины, анкеты), которую любят пользователи. Также можно использовать Яндекс Формы и собирать персональные данные, призвав подписаться на рассылку. Все это помогает привлечь внимание читателей и повысить активность.

Требования к каналу для успешного продвижения

На Дзене действует «принцип кармы». Когда-то отчет по нему был доступен в студии, но нынешняя недоступность не отменяет алгоритмы: до сих пор площадка оценивает качество канала по этим показателям.

Их пять, они все равнозначны, каждый может набрать условно по 20 баллов:

  • оригинальность. Не только самого текста, но и темы, а также оценивается соотношение картинок к тексту;
  • качество статей. Тут важно взаимодействие с материалом читателей.

Например, если пользователи провели достаточно времени в публикации, разгадали кроссворд, написали комментарий, то, соответственно, статья будет считаться качественной.

Что делает контент некачественным: несоответствие заголовка и изображений содержанию статьи, логотип/визуальные выделения на обложке (даже яркую улыбку могут засчитать кликбейтом), отсутствие оформления статьи (должны использоваться подзаголовки, маркированные списки). Статья должна быть не только интересной, но и читабельной;

  • вовлеченность аудитории. Ее отражают дочитывания — один из ключевых показателей, от которого надо строить KPI.

Пользователь должен не менее 40 секунд провести в статье, иначе алгоритм решит, что статья не вызывает интереса у посетителей, и в дальнейшем это может снизить количество показов всех материалов.

Алгоритм Дзена довольно «вредный», и если даже одну публикацию он не оценил по какому-либо из пяти признаков, вполне может пессимизировать канал полностью;

  • развитие канала. Здесь учитывается периодичность публикаций, их график, прирост подписчиков, активность.

Важно: нельзя оценивать канал по количеству подписчиков и комментариев, потому что Дзен — одна из немногих площадок, которая не требует регистрацию для прочтения контента. Стоит отталкиваться от дочитываний;

  • влиятельность канала.

Канал считается влиятельным, если статьями с него делятся в других соцсетях, а также если на него переходят из других источников.

Поделюсь мини-кейсом от Клиента — компании-производителя косметики.

Он самостоятельно примерно год вел канал, опубликовал 176 материалов (последний — 21 сентября), и за 30 дней сентября они набрали 46 тыс. показов (количество уникальных пользователей, которым был показан контент) и 2600 дочитываний (читатели, которые провели в материале не менее 40 секунд).

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

В ноябре 2023 года Команда Комплето «прокачала» канал Клиента: заменила изображения, адаптировала заголовки, улучшила форматирование статей, провела работу с внешними ссылками и перелинковкой.

Обратите внимание, что новые материалы не выходили, однако с 1 по 31 декабря канал набрал в 4 раза больше показов и почти в 2 раза больше дочитываний.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Как показывает практика, в B2B не всегда есть возможность оперативно подготовить новый контент, но даже ежедневный выпуск публикаций не гарантирует результативность: важно следовать правилам площадки и «дружить» с алгоритмом Дзена.

Когда и какой стоит ждать результат

Оптимизация действующего канала принесет минимум х1,5 к существующим показателям.

Эта цифра — минимум, в Комплето были случаи и удвоения, и утроения результатов.

Как Команда добивается такого эффекта, можете узнать из кейса: Почему Дзен стоит своего времени: 498 424 показов для SPC напольного покрытия

При работе «с нуля» результат получится увидеть через 2-3 месяца. Но хочу уточнить: сроки и эффективность зависят от объема контента, тематики ниши, того, насколько она узкая и насколько тяжело будет объяснить алгоритму, какая аудитория нам интересна.

На разработку контент-плана и написание статей в среднем требуется месяц, а дальше уже нужно обучать алгоритм.

Конечно, процесс ускоряется с подключением VK Рекламы на Дзен из-за влияния на органические показатели. Так быстрее собирается первичная широкая аудитория, а затем уже контентом она сужается.

Без вложений в платное продвижение тоже вполне реально набрать и прогреть аудиторию, главное — не забывать про потребности ЦА и требования Дзена.

Саммари

Напомню, что Дзен

  • перспективная площадка с большим объемом аудитории, которая все еще любит текстовый формат контента;
  • помогает повысить лояльность аудитории, брендовый спрос, «прокачать» SEO и не только;
  • имеет свой пул правил, который нельзя забывать;
  • подойдет практически любому бизнесу;
  • даст результат уже через несколько недель при наличии канала и через несколько месяцев с момента его создания.

Ведение Дзен требует комплексного подхода, грамотного контент-плана, качественных и уникальных материалов, своевременной аналитики и оперативного внедрения изменений.

При соблюдении выбранной стратегии и требований площадки можно довольно быстро достичь поставленной цели даже бизнесу, работающему в консервативной нише.

Желаю успешного продвижения, и поймайте дзен!

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

До связи!

5555
57 комментариев

Как часто нужно публиковать статьи. Можно за неделю выпустить подряд 8 и месяц ничего не делать?

3
Ответить

а смысл?)статья набирает активность в первые два дня после публикации,дальше на нее никто внимание обращать не будут.Конечно можно заранее подготовить материалы для публикаций,но публиковать постепенно

3
Ответить

Как минимум 2 раза в неделю и четко по графику.

Если вы решили публиковать во вторник и четверг до 2 часов дня, так и размещайте всегда. Алгоритмы это поощряют лучше, чем публикация статей в разные дни и время.

2
Ответить

Мне кажется, дзен пустая трата времени. Что может быть лучше выставок и живого общения именно в B2B.

3
Ответить

Согласна, что живое общение ничто не заменит.

Но практика показывает, что ваши экспертные статьи могут привлечь целевую аудиторию, с которой можно общаться и продвигать услуги и товары.

Ответить

Добрый день!

Подскажите, как лучше поступать: при ведении канала на Дзен мы столкнулись с буквально неадекватными комментариями, которые не всегда хоть как-то касались тем статей. Как на подобное реагировать? Нужно ли что-то отвечать или лучше сразу всех блокировать?

2
Ответить

Добрый день! Понимаю, это неприятно.

Но неадекватные комментарии — это тоже активность. Блокировать можно постоянных троллей, а на негативные комментарии просто нужно отвечать и стараться сгладить ситуацию.

2
Ответить