Ребенок, сушилка, работа, собака. Как найти баланс и наладить рабочий режим во время карантина

Две-три-четыре недели мы сидим в своих квартирах без возможности сменить картинку. С нами наши дети, наши партнеры, наш недоделанный ремонт на балконе и порванные кошкой обои. Мы правда не планировали работать и развлекать детей одновременно, да еще и регулярно приглашать в дом коллег, пусть и на онлайн-совещания.

Ребенок, сушилка, работа, собака.    Как найти баланс и наладить рабочий режим во время карантина

И хотя мы делаем радостное лицо и надеваем чистую футболку перед рабочими встречами, все равно под столом мы остаёмся в трениках или пижамных штанах.

Давайте уже примем себя и коллег с хаосом и неразберихой домашней жизни — никто из нас не живет в идеальном белом оупенспейсе, никто не должен быть с иголочки в этом дне сурка, у всех на заднем плане сушится бельё — и это неожиданно нас сближает.

И если сушилку еще можно отодвинуть из кадра, то ребенка, оставшегося без сада, школы, няни, занятий, друзей и прогулок отодвинуть невозможно. Он однажды появится в рабочем Zoom, просто примите это. Вы точно не сможете найти стопроцентный баланс — потому что слишком уж много всего нужно сейчас сбалансировать. Но кое-что сделать все-таки можно. Позвольте себе быть неидеальными и для начала похвалите себя за то, как вы классно справляетесь. А потом почитайте наши советы по поиску баланса работа-дети в экстремальных условиях.

Что случилось?

Скорее всего, вы уже объяснили ребенку, что происходит и почему вы так часто моете руки, он не ходит в сад или школу, а вы — на работу. Если нет — сделайте это прямо сейчас. Расскажите ребенку, что такое пандемия и как она повлияла на вашу жизнь — прямой разговор с родителями снизит детскую тревогу и даст ему понять, что родители контролируют ситуацию.

Ребенок любого возраста легче воспринимает понятную и привычную ситуацию. Она может стать таковой после того, как родитель объяснит, что происходит и как с этим быть.

Валерия Готовко, Детский психолог

Правила и границы

Если нам важно полноценно работать и полноценно быть с ребенком, необходимо создать крепкие границы для каждой из этих ценностей. Важность границ и чётких правил для детей не поддается сомнению — это не про строгость и ограничения, а про создание предсказуемого, понятного пространства, в котором найдется место и вашей работе и потребности ребенка в вашем внимании.

Правила нужны для создания чувства безопасности — когда ребенок знает, что можно, а что нет, он не ждет неожиданностей, остается спокойным и доверяет сильному взрослому.

Классно, если в вашей семье уже действуют правила — тогда можно их дополнить новыми на время карантина. Если же нет, самое время внедрить несколько правил, которые упростят всем жизнь.

  • Пусть будут правила «можно» и правила «нельзя».
  • Правил не должно быть много — не более четырех в каждом блоке, а для малышей и того меньше.
  • Правила работают для всех членов вашей семьи. Это важно.
  • Пусть они будут просто и понятно сформулированы и исполнимы. Например: «Можно играть во все свои игрушки». «Нельзя никому мешать, когда он занят» (мы не пишем «Когда мама работает» именно для того, чтобы правило распространялось и на ребенка — когда он чем-то занят, вы тоже не можете ему мешать). Не бойтесь, если звучит слишком очевидно — поверьте, для ребенка это может стать открытием.
  • Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он старается соблюдать правила. Отмечайте его успехи в этом: «Смотри, еще вчера тебе было трудно с этим правилом, а сегодня у тебя получилось!».
  • Поддерживайте ребенка при нарушении правил: «Ты сейчас нарушаешь вот это правило. Это грустно и неприятно, но так бывает».
  • Покажите, что правила действуют на всех членов вашей семьи — нарушить правило может любой.

Конечно, если ребенок сталкивается с правилами впервые, он может сопротивляться. Главное тут — быть последовательным. Мягко, с вниманием к чувствам ребенка («тебе не нравятся правила, тебе они непривычны, тебе не хочется их соблюдать, ты злишься»), продолжайте внедрять новые правила вашей семьи, делая акцент на том приятном, что следует за выполнение правил и на то, что правила в семье работают для всех.

Очень важно продумать, что произойдёт, если правила не будут выполняться. Последствия невыполнения правил должны быть ощутимы, но ни в коем случае не должны становиться наказанием или угрожать привязанности. За невыполнение правил никто не должен стыдить, наказывать, ругать, сравнивать с другими детьми — в общем, всё то, что нам может хотеться сделать в состоянии стресса. Например, за целую неделю выполнения правил ребенок может получать от вас внеплановый приятный подарочек. А за пять (или сколько решите) нарушенных правил подарочек в конце недели отменяется. Можно сделать что-то вроде адвент-календаря — в конце каждого дня ребенок, нарушивший меньше (подставьте свое число) правил в день открывает окошечко и получает крошечный мотивирующий приз. Ключевой момент в том, что за выполнение правил обязательно бывает поощрение. И любой член семьи, нарушивший правило — лишается этого поощрения.

Нам нравится опыт Благотворительного фонда «Шалаш». Для работы с приемными детьми они придумали простую и действенную систему.

На занятиях дети получают шарики за участие и копят их в специальную общую банку с отметками. Накопив шарики до отметки «сюрприз», все получают что-то приятное на следующем занятии. А когда накопят на «подарок» — каждому ребенку достанется небольшой персональный приз (обычно это классная книжка). А еще шарики можно потерять — это происходит, когда дети нарушают правила, принятые в группе. Ведущие, вытаскивая шарик из банки, никогда не ругаются, а спокойно проговаривают, какое правило нарушено и почему они вынуждены достать шарик.

Ребенок, сушилка, работа, собака.    Как найти баланс и наладить рабочий режим во время карантина

Расписание дня

Звучит скучно, но мы ведь тут с хаосом решили бороться? Создайте и повесьте на стену план, в котором будет предусмотрено рабочее время родителей, занятия детей (уроки, дневной отдых, свободные часы) и время, проведенное совместно: завтрак, игры в течение дня, купание, вечернее чтение. Если ребенок маленький или не привык надолго оставаться без вас — лучше подумать о «десятиминутках вместе» каждый час.

Детей постарше можно привлечь к составлению расписания — и вместе решить, какое время для чего вы отводите. Поначалу привыкнуть к новому распорядку будет трудно. Все время возвращайте ребенка к расписанию, чтобы он точно знал, что не останется без внимания. Обязательно проговорите экстренные случаи, на которые расписание не распространяется. А еще в расписании удобно «делить» детей и время пополам между партнерами.

Возраст 3-6 лет примечателен тем, что ребенку зачастую интересно все, а самое интересное — повторять за взрослым. Если ваша рабочая задача это позволяет, попросите ребенка помочь вам с работой — такая просьба очень вдохновит его и позволит почувствовать свою значимость.

Валерия Готовко, Детский психолог

Например, можно попросить ребенка помочь вам с включением Zoom, настройкой микрофона или выбором фона для конференции. Да, тогда вашего четырехлетку увидят коллеги — спокойно представьте ребенка коллективу, и, пользуясь случаем, пригласите и их детей таким образом поучаствовать в конференции.

Через час — это когда?

Если ребенок еще не умеет ориентироваться по часам — понятие «через час» или в «15 часов» для него — пустой звук. Помогите ему — нарисуйте в вашем расписании расположение часовой стрелки или цифры электронных часов.

Хорош сам по себе прием обмена временем. Когда родитель говорит: «Малыш, дай мне 40 минут, мне очень нужно сейчас поработать. Видишь, большая стрелка на единице? Когда она добежит до пятерки, я поиграю с тобой», — ребенок знает и понимает, как это работает.

Валерия Готовко, Детский психолог

Качественное время вместе

Время, отмеченное в расписании как время «вместе», проводите без шуток вместе. Это время нужно, чтобы напитать ребенка своим вниманием, обсудить все его дела и переживания. Постарайтесь не отвлекаться на смартфон и уведомления, полностью погрузитесь в ребенка, пусть полчаса, но будьте с ним по-настоящему.

Занимайтесь тем, что нравится вам обоим. Что бы это ни было: дуракаваляние или занятия по развивающим тетрадям Kumon, эстафета в трусах или меланхоличное разглядывание голубей за окном, вы должны быть полностью вовлечены в совместный процесс. Будьте на сто процентов вместе — тогда ребенок лучше перенесет время, когда вы будете заняты не им.

Скучать можно!

Мы не привыкли скучать (или просто не разрешаем себе этого делать). Поэтому нас так нервирует детская скука. А вообще-то, скучать — это нормально. Расскажите ребенку, что это состояние нужно для того, чтобы прислушаться к себе и понять, чего действительно хочется. Ребенок сам найдет себе занятие по душе, если мы дадим ему возможность прожить этот опыт.

Вы — не аниматор! Вы не должны все время развлекать ребенка или занимать его чем-то «полезным». В конце концов, это крайне полезный навык — уметь себя самостоятельно занять.

Если у вас нет детей, но вы все равно по какой-то причине прочитали этот материал — постарайтесь быть чуть более kids friendly к своим коллегам. Если они опаздывают. Если в кадре происходит что-то странное. Если не могут взять трубку прямо сейчас. Поверьте, у них есть на это причины. Кажется, что с детьми постарше уже легче. До карантина так и было, но сейчас все они впервые проходят школьную программу удаленно и это отдельная головная боль родителей школьников.

Уверены, все мы пройдём эти испытания с честью и станем сильнее.

Выбор White Label: список ресурсов, которые помогут занять ребенка:

  • Выдумщики и фантазеры ДК ПТХ ведут художественные курсы по Zoom для детей 7-10 лет
  • Только ленивый не порекомендовал Arzamas, но да — Arzamas. С их мультиками, курсами, играми и подкастами для детей любого возраста
  • Онлайн-уроки от студии Злой волк. Сделать свою книгу или научиться рисовать кошку?
  • Сайт от Джоан Роулинг для фанатов Вселенной Гарри Поттера
  • Онлайн-бебиситтер от Kidsout. Ситтер развлечет и займет детей любого возраста по скайпу
33
8 комментариев

Я как понимаю, те кто пишет статьи на тему "как работать на самоизоляции/дома" сами не сидят на vc и перед выкладкой не просматривают ленту.

4я статья за неделю, если не ошибаюсь. В день по статье. На прошлой неделе было штуки 4ре, вроде.

Скооооооолько моооожноо?

Ответить

а вам первой статьи хватило? или просто нет детей?

Ответить

Евгений, почему же, сидим и сами на vc, просто эта тема - про работу именно с детьми -  кажется нам самим актуальной и "больной". Поэтому решили поделиться своим видением и своими приемами. Про установление правил, например, ни у кого больше не читали.

Ответить